Форум » Будо. Боевые искусства » ТРАДИЦИЯ-миф или реальность » Ответить

ТРАДИЦИЯ-миф или реальность

ШПОН-О-КОННОР: все мы знаем, что существует спортивный вариант единоборств, а есть и традиционный... но есть еще такое понятие как «передача традиции» - не только техника, сколкьо понимание мастером каких-то жизненых принципов и проч. на мой субъективный взгляд это невозможно в настоящее время... а вы как думаете?

Ответов - 80, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ELF: А я вот предпочитаю разделять Каратэ на "Классическое" и "Спортивное"... ИМХО: понятие "Традиционное" относится и к Классическому и к Спортивному Каратэ... Все мы вышли.. из одного места : -)

ElenaS: ELF +Еще один маленький фрагментик. Раздел 6, 7 Елена, уточните, где именно фотки не показваются?

ELF: Вот эти, Михаила (в этом же разделе) Отправлено: 17.01.2005 02:23. Заголовок: Re: ТРАДИЦИЯ-миф или реальность


Sensei: ELF пишет: цитатафотки совсем не показываются Слетел каталог с картинками. Починим....

ELF: Американское Каратэ: Будо против Эклектизма http://www.kingstonkarate.com/richardkim.htm Сейчас имеются тенденции по развитию эклектичного Западного стиля Каратэ. Это само по себе и неплохо и усилия таких реформаторов похвальны. Но хорошие намерения должны быть конструктивными и сторонники такой реформации должны не забывать, как возникло Каратэ и какие у него цели. Каратэ - искусство, боевое искусство, а не спорт. Это - элемент японского Будо или же - Пути воина. Поэтому оно практикуется, как образ жизни. Восточная культура подчеркивает ценности, отличные от Запада. Восточные идеалы человека базируются на семье и на единении со всей страной. Участие в едином целом является главенствующим в восточной культуре. В Каратэ, как в аналогичных искусствах Дзю-До, Айки-До или Кен-До рутина обучения и консервативные догмы разочаровывают многих представителей западной культуры, которым хотелось бы повергать противника простым движением руки. Поэтому они сомневаются в методах обучения и кочуют из зала в зал в поисках «магических приемов», которые сделают их суперменами. Представители же восточной культуры не сомневаются, что их учителя хорошо знают то, чему учат. Психологи говорят, что наше поведение – это результат воздействия ума на наше тело и, что все являемся в тоже время результатом влияния нашей культуры и психологических особенностей. И здесь следует отметить, что философские понятия западной культуры основываются на признании фактов, а в восточной культуре - на интуиции. Восточная душа постигает мир через интуицию. Истинны законы мироздания, а происходящее в жизни - тлен. Человек – это часть вселенной - космического целого. Человек западной культуры постигает мир диаметрально противоположно. Он видит вселенную и все объекты в ней согласно аристотелевской (Аристотелевская логика - это учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного) логики. Все должно иметь смысл, дважды два всегда равняется четыре. Нужно все проверять, подтверждать и контролировать. Каратэ, как образ жизни, согласно восточной культуры – это кропотливый процесс, который проистекает медленно и неявно. Этот процесс постепенного наблюдения и постижения до момента, пока ученик не достигнет уровня черного пояса, Путь - "крови, тяжелого труда, пота и слез." Но многие западные практики считают это необязательным, и приобретя кое-какие технические навыки, в коммерческих целях пытаются развить свой собственный эклектичный стиль. Такие эклектичные организаторы уделяют много внимания пропаганде своего стиля, принижая другие школы и стили, старясь как можно больше собрать вокруг себя «авторитетных» людей и обществ, апеллируют различными «достижениями», раздают пояса и т.д. Многие из них делают это из чувства собственной неполноценности, будучи не способными выдержать строгое обучение, находят себе «утешение» в создании чего-либо эклектичного. Восточные боевые искусства имеют в себе многое, чему может поучиться Запад, и те западные люди мудры, которые стараются их понять и научиться, прежде, чем кричать об их неэффективности.

гость: Еще один взгляд на тему. "Тема моего исследования на данный момент звучит примерно так (рабочее название): «Ценность и своеобразие японских традиционных искусств как специфических форм досуга» (мне пришлось ограничиться лишь такими наиболее известными вне Японии искусствами как Икэбана, боевые искусства, искусство чая, живопись тушью, каллиграфия). Как можно догадаться из названия, я исходил из того, что японские традиционные искусства в современном мире все больше приобретают характерные черты досуговой деятельности (люди занимаются ими преимущественно в свободное время, ради интереса, из стремления к самосовершенствованию и т.д.). Особенно это видно в том, как эти искусства практикуются на Западе (или, скажем, в России). Однако, при всем при том, эти Искусства каким-то образом умудрились не утратить и былую глубину, смогли сохранить ТРАДИЦИЮ, не выродиться (я не говорю о тех случаях, когда они превращаются в про-японскую попсу, которой достаточно по всему миру). Для меня, при написании работы, в наибольшей степени было интересно следующее: 1. Что именно лежит в основе этой самой «загадочной глубины» японских традиционных искусств? Здесь, по большей части, я сконцентрировал внимание на Дзэнских корнях японских традиционных искусств и, к сожалению, не успел в достаточной мере уделить внимание связям японских искусств с Синто (что особенно стало мне интересно в последнее время). 2. Каким образом ТРАДИЦИЯ японских традиционных искусств дошла до наших дней и смогла адаптироваться к современным условиям (причем и за пределами Японии)? Какие механизмы передачи существовали и существуют? Как они функционируют за пределами Японии (например, в России) и в какой степени обеспечивают адекватную передачу традиции? 3. Пожалуй, наиболее животрепещущий вопрос, который мучил меня на протяжении большей части работы, покажется Вам довольно простым: ЗАЧЕМ нам (не японцам) эти самые японские традиционные искусства? Сложность этого вопроса для меня в том, что я знаю, зачем это нужно МНЕ, но диссертационное исследование не располагает к рефлексии на тему своего «Я» и требует неких «общественно полезных» обобщений. Вот, в наивной попытке узнать мнение более широкого круга лиц, чем мои знакомые и друзья, я и пришел на этот форум ,-)) Все еще надеюсь, что это получится. " nami_no_beru

Калькулятор: Большинство Ваших вопросов просто не имеют ответов. Вероятно, ни кто на них не даст ответ.

Red Fox: А мне японские искусства нравятся своей благородной лаконичностью. Одно маленькое столетнее деревце у которого обрезаны лишние ветки. Простая чайная пиалушка совершенной формы. "Простой" жест в каратэ. Сравните с китайскими вычурными предшественниками.

МН: Red Fox пишет: А мне японские искусства нравятся своей благородной лаконичностью. Да, наверное. гость пишет: ЗАЧЕМ нам (не японцам) эти самые японские традиционные искусства? Если б спросили меня об этом лет 30 назад, я б ответил... может быть... Сейчас - это уже часть жизни.

Kun: А мне японские искусства нравятся своей благородной лаконичностью. "Простой" жест в каратэ. Насколько каратэ можно считать японским БИ? Все-таки основы каратэ сложились на Окинаве под сильным влияним именно китайских БИ. Более правильно, наверное, сравнивать то же каратэ с традиционными дзю-дзюцу. По-моему как раз напротив, японцы часто заимствовали китайские традиции, достаточно простые и эффективные, изменяя их в сторону большей ритуальности. Чайная церемония, военные стратегические доктрины. Или я не прав? С уважением.

Калькулятор: Kun пишет: Или я не прав? Обсалютно!

alex_m: Абсолютно прав или не прав? На мой взгляд, каратэ уже не может считаться китайским БИ, в Японии очень многое было пересмотрено под японское мировоззрение, да и техника довольно существенно изменилась. А по поводу традиций, то ещё большой вопрос - какие из них более простые и эффективные? Из книги Овчинникова "Ветка сакуры" мне запомнилось, в частности, сравнение японской и китайской кухни, - так японская гораздо менее накрученная и более естесственная.

ElenaS: Ушуисты до сих пор пинают Фунакоши ногами за уход от китайских терминов и методов обучения за "отрыв" каратэ от изначального Китайского кулачного боя. В каратэ, собственно, произошел тот же процесс, что и с другими явлениями культуры, заимствованными японцами. Японцы изначально "получили" культуру из Китая (частично транзитом через Корею), и значительно переработали ее под свое мировоззрение, получив в результате собственную японскую культуру, отличную от китайской и корейской. Если для китайцев важно было монументально увековечить Поднебесную и ее достижения, то эталоном японской культуры было закрепить в памяти или на бумаге сиюминутные радости жизни. Поэтому именно у японцев существуют традиции любования цветением сакуры, первым снегом, закатом. (Самурай должен ежесекундно помнить о смерти и ценить каждый миг жизни. ) Например, сравните ранние образцы японского фарфора с яркими глазурями, позолотой и росписью, явно копирующими китайские образцы, и совершенные по форме простые глиняные пиалушки для чая, которые так ценятся любителями чайной церемонии. Фунакоши, территориальный окинавец, тем не менее гражданин и патриот Японии. Система Шотокан Каратэ сложилось в процессе систематизации и гармонизации Фунакоши окинавских приемов, когда-то в отдаленном прошлом принесенных из Китая. Очевидно, что шлифовку своей системы каратэ он провел под влиянием идеологии бусидо. По его книгам совершенно очевидно, что он был знаком с трактатами японских мастеров меча. Большое влияние оказало тесное знакомство с Дзигоро Кано и его Дзю-дзюцу.

alex_m: Видимо, всё так и есть (или очень похоже). На всякий случай ещё добавлю, что я пытался на разных форумах интернета найти "откуда ноги растут" у многих японских ката. Однозначно определить какой именно китайский стиль лежал в основе практически не удалось. Многое похоже на стиль журавля (и действительно, известно, что Канрё Хигаонна и его изучал), но прямых аналогий в общем-то нет, почти всё пересмотрено под себя, что впрочем вполне естесственно для мастера.

МН: alex_m пишет: аналогий в общем-то нет, почти всё пересмотрено под себя Я больше скажу - японцы КАК ПРАВИЛО и названия-то не очень понимают. Уже в 30-е годы 20 века они утверждали, что "большинство названий ката нынче не понятны". И "под себя" эти названия переделывали легко и непринужденно. Тому примеры - Хэйан, Тэкки и так далее и тому подобное. ElenaS пишет: Ушуисты до сих пор пинают Фунакоши ногами за уход от китайских терминов и методов обучения за "отрыв" каратэ от изначального Китайского кулачного боя. В каратэ, собственно, произошел тот же процесс, что и с другими явлениями культуры, заимствованными японцами. Скажу "крамолу", но Г.Фунакоши практически ВЫНУДИЛИ превратить "дзюцу" в "до". Иначе каратэ просто не вошло бы в славную семью "БУДО". Но, как говорится, НЕ ИСКУССТВО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВО. И дедушке это удалось.



полная версия страницы