Форум » Будо. Боевые искусства » ТРАДИЦИЯ-миф или реальность » Ответить

ТРАДИЦИЯ-миф или реальность

ШПОН-О-КОННОР: все мы знаем, что существует спортивный вариант единоборств, а есть и традиционный... но есть еще такое понятие как «передача традиции» - не только техника, сколкьо понимание мастером каких-то жизненых принципов и проч. на мой субъективный взгляд это невозможно в настоящее время... а вы как думаете?

Ответов - 80, стр: 1 2 3 4 5 6 All

TOMCK: (окончание) Миф 9. Тайцзицюань и багуачжан являются даосскими стилями Миф о том, что тайцзицюань является даосским стилем, идет, очевидно, от легенды о Чжан Саньфэне. Вообще, в настоящее время существуют две различные версии происхождения тайцзицюань. Согласно той, которая является ныне официальной, тайцзицюань - это боевое искусство семьи Чэнь из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань, а разработал его либо Чэнь Бу, благодаря которому в XIV веке род и переселился в Чэньцзягоу (до этого члены этой семьи проживали в Дахуайшу уезда Хундун провинции Шаньси), либо Чэнь Вантин (Цзоутин), живший в XVII веке. В любом случае в «чэньской» версии никаким даосизмом и не пахнет; члены рода Чэнь были самыми обычными людьми. Конкурирующая версия выводит тайцзицюань либо от Хань Гунъюэ, жившего в Эпоху Южных и Северных династий (VI век), либо от Чжан Саньфэна с гор Удан. Исследование этой версии начал в 1930-х годах знаменитый мастер тайцзицюань У Тунань, а его ученики продолжали в настоящее время. Рассмотрим результаты их исследований подробнее. Они установили, что тот стиль, что, возможно, был создан Хань Гунъюэ, был утерян еще в средневековье, и связывать его с современным тайцзицюань было бы неправильно. Чжан Саньфэнов в исторических документах упоминается два, их имена записывались разными иероглифами, они жили в разное время, и в исторических документах нет никаких упоминаний о связи этих даосских отшельников с боевыми искусствами. Тот Чжан Саньфэн, что жил при династии Южная Сун, считается представителем стиля, который условно можно назвать «южной ветвью тайцзицюань»; этим стилем, возможно, занимались такие упоминаемые в хрониках люди, как Ван Чжэннань и Чжан Сунси; этот стиль к настоящему времени утерян и о нем ничего достоверно не известно. Распространенная ныне версия тайцзицюань может быть условно названа «северной ветвью тайцзицюань» и прослеживается до того Чжан Саньфэна, что жил на стыке династий Юань и Мин. Он создал т.н. «тайцзицюань из тринадцати форм» на основе неоконфуцианского учения о Великом пределе и даосской «наработки Великого предела». Таким образом даже в этой версии основа тайцзицюань не является чисто даосской, да и последующие преемники традиции даосами вовсе не были. Значит, оснований считать тайцзицюань «даосским стилем» нет. Версия о том, что багуачжан является даосским стилем, происходит, очевидно, от легенды о том, что, якобы, первоучитель багуачжан Дун Хайчуань чему-то научился у некоего даоса на горе Цзюхуашань в провинции Аньхой, а также на том основании, что понятие «восемь триграмм» люди обычно связывают с «Каноном перемен», которую считают относящейся к даосской литературе. В данной логической цепочке практически ни одно звено не выдерживает серьезной критической проверки. Во-первых, «И цзин» не является даосской книгой. Китайская традиция возводит происхождение триграмм к деятельности первого императора Фу-си. Целостная философская концепция триграмм впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части «И цзина». «Канон перемен» стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства, входит в «Пятиканоние» и «Тринадцатиканоние». Во-вторых, понятие «восемь триграмм» в названии стиля или комплекса ушу вовсе не обязательно вызвано параллелями с «Каноном перемен». Символика восьми триграмм была весьма сильно распространена в Китае, рисовались они обычно расположенными по кругу, и потому понятие «восемь триграмм» могло обозначать, к примеру, «все стороны света» или «круговое движение». Так, в широкоизвестном южном стиле ушу хунцзяцюань есть комплекс «багуа гунь» («шест восьми триграмм»), который так назван потому, что приемы проводятся на все восемь сторон света. Одна из версий происхождения названия «багуачжан» утверждает, что Дун Хайчуань назвал свой стиль таким образом потому, что хотел подчеркнуть преимущественно круговой характер движений. В-третьих, нам абсолютно неизвестно, что, где и у кого изучал Дун Хайчуань. Известно, что в лучших традициях своей эпохи он исходил пешком много провинций, разыскивая укрывшихся от мира мастеров и стремясь перенять у них самое лучшее. Он перенимал даосские методы саморазвития, но он также перенимал и буддийские методики, и не относящиеся ни к какой религиозно-философской концепции методы самосовершенствования отдельных людей, изучал самые разные методы боя. Учились у него самые разные люди, в том числе представители маньчжурского и монгольского воинских сословий, которые точно даосами не были. Известно, что (опять же в традициях своей эпохи) каждого из своих учеников Дун Хайчуань не учил определенному стилю, он учил человека ДРАТЬСЯ и ВЫЖИВАТЬ В БОЮ, руководствуясь индивидуальными особенностями ученика (Инь Фу тренировал императорских телохранителей и уже владел боевыми навыками, Чэн Тинхуа был лучшим борцом своего уезда и т.п.), поэтому, когда ученики стали передавать изученное дальше, обучая так, как учили их самих, то получились не вполне сходные между собой ветви багуачжан. Таким образом, делать заявление о том, что багуачжан, якобы, является «даосским стилем», было бы как минимум необоснованно. Миф 10. Джеки Чэн в совершенстве владеет всеми существующими стилями ушу Джеки Чэн обучался в ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, где его учили приемам СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ. Боевым искусствам он НЕ ОБУЧАЛСЯ ВООБЩЕ. Сомневающиеся отсылаются к его автобиографической книге «I am Jackie Chang» (русский перевод - «Я, Джеки Чан», выпущен издательством «София»). Все, что он показывает в фильмах - театр и акробатика. Некоторые стили ушу он выдумывал специально для фильмов. Миф 11. Брюс Ли является лучшим бойцом ушу всех времен и народов Образ Брюса Ли сильно раздут. Непредвзятый анализ его биографии показывает, что «множеством проведенных в детстве уличных схваток» названы обычные мальчишеские драки, что драка двух 20-летних парней в США названа «боем с представителем китайской диаспоры, не желавшей, чтобы Брюс Ли обучал секретам китайских боевых искусств представителей других национальностей» (хотя сам Вонг Джэк Мань - противник Брюса в той схватке - до сих пор жив, и по его словам никто его никаким представителем не выбирал, просто Брюс в публичном выступлении заявил, что является настолько хорошим бойцом, что побьет в Америке любого, а кто не верит - пусть попробует это опровергнуть, и Вонг вызвался попробовать; при этом результат схватки в пользу Брюса трактуется только его женой, по мнению всех остальных свидетелей схватка окончилась вничью, а ее ход жена Брюса в своей книге сильно исказила, стремясь представить мужа в выгодном свете). Не выдерживает проверки и утверждение о том, что Брюс в совершенстве овладел стилем юнчунь (по отзывам обучавшихся вместе с Брюсом он был, конечно, не из последних, но и в ближайших учениках не числился, а приведший его к учителю Е Вэню Хуан Чуньлянь постоянно бил Брюса в дружеских схватках как во время учебы того у Е Вэня, так и во время последующих визитов Брюса в Гонконг) и о том, что он изучил много других стилей (достоверно известно лишь что он взял несколько уроков стиля богомола у одного гонконговского мастера, но сохранившаяся кинозапись демонстрации Брюсом стиля богомола ывзывает у мастеров стиля лишь ироническую усмешку). Все сходятся на том, что Брюс Ли действительно обладал от природы выдающимися физическими данными, но в конце концов он на свете не один такой (и даже не один такой в Китае). Просто в конце 1960-х Китаю требовался национальный герой, и им стал Брюс Ли, удачно «раскрученный» прессой и киноиндустрией. Кроме того, Брюс Ли стал первым, кто популяризовал ушу в США, а так как американцы традиционно путают свои собственные проблемы с общемировыми (как может какой-нибудь китайский парень из провинции Хэбэй или Хэйлунцзян считаться хорошим бойцом, если он не был на чемпионате Западного побережья в Сан-Франциско? Никогда про этот чемпионат не слышал или не было денег приехать? Это гнилые отмазки, ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что настоящие бойцы - это только те, кто был на этом чемпионате), то постепенно американский взгляд на Брюса Ли утвердился в популярной литературе как, якобы, объективная точка зрения. Миф 12. Тайцзицюань - это оздоровительная гимнастика, ничего общего с боевыми искусствами не имеющая. Чтобы понять причину возникновения этого мифа, нужно кратко ознакомиться с историей распространения тайцзицюань. Существует много легенд о происхождении стиля, но все они сходятся в одной пространственно-временной точке: в первой половине XIX века Ян Фукуй по прозвищу Лучань в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань изучил у представителей семьи Чэнь боевое искусство, которое называется тайцзицюань. С помощью этого боевого искусства он стал настолько мощным бойцом, что получил прозвище «Ян Уди» - «Ян Не Имеющий Противников». Таким образом, в XIX веке тайцзицюань вполне признавалось боевым искусством. Что же произошло далее? Из Чэньцзягоу Ян Лучань вернулся к себе на родину - в уезд Юннянь той же провинции. Там у него учился земляк У Хэцин по прозвищу Юйсян. Далее что-то произошло, и Ян Лучань, воспользовавшись помощью представителей семьи У, переехал жить и преподавать в Пекин. Некоторые легенды утверждают, что Ян убил человека, и был вынужден искать высокого покровительства. Так как старший брат У Хэцина занимал высокий пост в Ведомстве наказаний (по-современному выражаясь, в одном из шести основных министерств Китая), а второй брат был управляющим одним из уездов, то связи в верхах у них были богатые, и Ян Лучань смог преподавать при императорском дворе. Другие легенды утверждают, что сослуживцы восхищались высоким боевым мастерством У Хэцина, и давили на его старших братьев, чтобы тот переехал для преподавания в столицу, но Хэцин был сильно занят заботами о своей матери, и порекомендовал вместо себя Ян Лучаня. Так как вращаться во дворце Ян стал не только среди охранников и стражников (которые, обычно, и были основными «потребителями» боевых искусств), но и среди знати и чиновников высоких рангов, то и преподавание ему пришлось подстраивать под их запросы. А им жестокие тренировки, которые характерны для преподавания именно БОЕВОГО искусства, были не нужны, они слышали, что занятия боевыми искусствами помогают укрепить здоровье и продлить жизнь - и именно этого и искали. И Ян сумел удовлетворить всех: трех сыновей обучал по полной программе - и они выросли его достойными преемниками; маньчжуров из лейб-гвардии обучал столько, сколько те могли воспринять - и от них впоследствии пошли новые направления тайцзицюань; для основной же массы чиновничества и знати он упростил движения и создал оздоровительную версию тайцзицюань. После революции 1911 года и свержения монархии, на волне подъема национального самосознания китайцев резко возрос и интерес к национальным боевым искусствам. В 1916 году Сюй Чжуншэн основал в Пекине Ассоциацию по изучению физической культуры, одним из основных элементов программы которой стало именно тайцзицюань. Так началось массовое распространение тайцзицюань, и шло оно примерно в таком же ключе: кто мог - осваивал боевое искусство в полном объеме, ну а кто не мог - занимался просто для здоровья. В 1928 году, когда завершилась гражданская война и Нанкин стал столицей Китайской республики, многие мастера тайцзицюань были приглашены преподавать на юг - в Нанкин, Шанхай и другие города. После прихода к власти в стране коммунистической партии и образования Китайской народной республики перед новым правительством встала задача взятия под идеологический контроль ситуации с боевыми искусствами в стране. И чтобы с одной стороны, дать желающим возможность «спустить пар», с другой - чем-то занять многочисленных знакомых с тайцзицюань людей, а с третьих - помочь людям улучшить здоровье (причем, что было немаловажно, с помощью «родных», «китайских», а не заимствованных извне методов), в 1950-х годах был разработан упрощенный комплекс тайцзицюань из 24 движений. За основу были взяты те движения, которые преподавал мастер Ян Чэнфу будучи уже в преклонном возрасте, то есть в которых упор делался уже именно не на боевой, а на оздоровительный аспект. Именно этот вариант был внедрен в массы, именно этим теперь занимаются по утрам миллионы китайцев, именно это видят приезжающие в Китай иностранные туристы, именно это было опубликовано в переведенных на иностранные языки книгах и брошюрах, и именно эту оздоровительную гимнастику тайцзицюань и путают с боевым искусстом тайцзицюань. На этом огромном фоне занимающихся для здоровья, а также уже целых поколений тренеров, выросших на чисто оздоровительной версии и ничего другого знать не знающих (да и, честно говоря, не особенно желающих), просто-напросто теряются те, кто занимается тайцзицюань именно как боевым искусством. Миф 13. Одним из величайших мастеров китайских боевых искусств современности является Вон Кью-Кит. Надо отметить, что «феномен Вон Кью-Кита» - это феномен чисто отечественный, «пост-советского пространства»; люди, выходящие через ИНТЕРНЕТ на контакт с западными любителями кунфу, часто бывали шокированы, узнав, что там, где он живет, про этого «великого мастера» и слыхом не слыхивали. Те же из серьезных западных любителей, кто знаком с его книгами и веб-сайтами, соблюдая в ответах на прямые вопросы должную политкорректность, за глаза ничего хорошего о нем не говорят. Книги Вон Кью-Кита - это классическая коммерческая макулатура на тему китайских боевых искусств. Один из отечественных любителей ушу образно охарактеризовал их так: «повесить книгу Вон Кью-Кита на гвоздике в известном месте означало бы оскорбить процесс дефекации». Обычно эти книги производят положительное впечатление лишь на тех, кто вообще не знаком с описываемыми в них вещами. Так, книга Вон Кью-Кита по тайцзицюань представляет собой сваленные в кучу базовые сведения по этому направлению, причем в стиле «галопом по европам» (если в китайских руководствах по тайцзицюань описанию одного движения, бывает, по несколько страниц отводится, то здесь на комплекс из 24 движений ушло аж 7 страниц текста и 8 страниц плохих рисунков). Книга Вон Кью-Кита про шаолиньское ушу с реальным боевым искусством монастыря Шаолинь вообще никак не соотносится - достаточно сравнить ее с многочисленными китайскими изданиями, посвященными шаолиньскому ушу, которых в последние два десятилетия вышло огромное количество. И так далее и тому подобное. Но мало того - исходное низкое качество книг Вон Кью-Кита было еще более снижено отвратительным переводом, выполненным работниками выпустившего эти книги на русском языке издательства «ГРАНД-ФАИР». При простом пролистывании становится ясно, что переводчики не имеют ни малейшего представления о том, про что пишут - о китайских боевых искусствах. Так, в книге «Искусство кунг-фу монастыря Шаолинь» название известного южнокитайского стиля юнчуньцюань (на кантонском диалекте - винчунь) постоянно переводится как «крыло Чунь» (это так они «Wing Chun» поняли). В книге «Тай-цзи цюань» фантазия переводчиков привела к появлению стойки «верхом на козле», сделала известного мастера Пэй Сижуна «прямым потомком признанных мастеров стиля вуданг», а расположение и характер комментариев позволяют сделать вывод, что боевые искусства переводчикам были вообще до лампочки и их в основном волновала эзотерика. (Автор - С.Л. Березнюк ::: источник - САТБИ ::: добавлена 17.12.2004)

МН: Вся история боевых искусств пронизана насквозь сказками и легендами. И сто лет назад и в наши дни пишутся байки про «исконность», про «корни», про «тайную передачу» и т.п.

ШПОН-О-КОННОР: в который раз жалею, что нет смайлика пожимающего плечами... собственно разговор начинался не об этом


Keltec: Три концепции Будо, которые должны быть изучены каждым истинным знатоком воинских искусств... Хейхо «Воинский (Хей) метод (Хo)»: название стратегии, данное Ито Иттосаи Кагехиса (1560 - 1653) в его стиле Итто-рю Кен-джутсу, стало своеобразной маркой новой концепции в технике боя с мечом: обучение должно нацеливаться больше на духовное возвышение, чем на фактическое приобретение методов ведения боя. Без сильного умственного и без «правильного» духовного отношения, те, кто практикуют искусство владения мечом, будут только уничтожать себя. Это понимание должно быть спокойным, чистым и искренним (Макото). Это - единственный способ использовать действие противника против него самого (Катсужин-но-Хейхо). Хейхо, таким образом, относится к вполне защитному действию, в котором нет никакой агрессивности (примечательным является то, что японские иероглифы «Хей-хо» читаются как «Путь воина», принимая во внимание, что та же самая идеограмма читается в Китае, как «Путь мира»). Новая цель искусства меча (Кен-но-шиндзуи) периода Эдо (с 1603 по 1868), который обозначается также как Сэйхо, передавать, через обучение всех мастеров меча (Кенши), эту новую философию искусства меча всем ученикам школы Ягю Шинкаге-рю. Исшин-итто «Дух и меч едины», выражение, которое используется мастером меча (Кен-джутсу) Ито Иттосаи, чтобы подчеркнуть факт, что не может быть никакой технической эффективности без духовной зрелости. Ито Иттосаи Кагехиса (1560 - 1653) действительно думал, что обучение эффективной технике борьбы будет бесполезно для человека, не имеющего моральных ценностей, потому что это изучение превратится только в «Путь разрушения». Он также думал, что тот, кто поставил перед собой цель овладеть мечом, должен быть мастером и в литературе, и в воинском искусстве (Бу). Это был очевидный стимул для воина, чтобы нацелиться, прежде всего, на формирование у себя характера более полезного для мирного общества, которое поддерживал Такугава. Итто-рю преподавал принцип Шин-ки-рёку, который переводится как «власть (рёку) разума (шин) и внутренней энергии (ки)». Именно поэтому Ито Иттосаи не любил, когда в обучении использовалось название «Кен-джутсу». Он считал, что это название весьма ограничено и слишком грубо. Он предпочитал название Хейхо, или Итто-рю Хейхо. Он считал, что Кен-джутсу - это искусство убийства, а Хейхо - искусство защиты. Даже если заключительные результаты могут быть те же самые, различие между ними фундаментально и в отношении, и в духе техники. Всегда было возможно нанести поражение противнику или даже убить его, но самый высокий уровень в учении Итто-рю Хеихо, нацеливал человека хранить меч в ножнах максимально долго и таким образом уходить от конфронтации, используя только психологическое преимущество, которым возможно заставить потенциального противника отказаться от нападения. Мы находим здесь значение Мутэкатсу («победа без рук») Бокудэна Тсукахары (1490 - 1571), который рассматривал эту возможность, как самую большую победу над противником. Хейджо-шин-коре-до И ещё один принцип - Хейджо-Шин-коре-миши: «Обычное Сознание - есть Путь» - это известный ответ, мастера дзэна Нансена Фугена, который он дал на вопрос своего ученика Джошу Джушина: «Что такое - Путь?», при изучении одного из Коанов, который в прошлом принёс ему просветление (Сатори). Этот ответ обозначает состояние духа (Хейджо-шин) в котором дух, или сознание, не занято ни в каком направлении, и просто остаётся в сбалансированном состоянии, то есть, «обычном». В VIII веке уже китайский мастер Чань (яп.: Басо) Ма-тсо определил свой путь, как «Дух каждый день». Это понятие стало краеугольным камнем классической философии боевых искусств (Будо) древней Японии. Оно может быть найдено, среди других, в концепции Ива-но-ми («тело подобно скале»), описанной Миямото Мусаши в своей работе «Искусство меча». Внутреннее состояние Воина во всех жизненных ситуациях находится в состоянии Хейджо-Шин, которое значит, прежде всего, духовное отношение, лишь потом переходящее в физическое. Всё это даёт человеку ощущение стабильности, спокойствия, самообладания. Даже в чрезвычайно неблагоприятной и бедственной ситуации. Это должно иметь место и на поле сражения, и в ежедневной жизни. Это единственный путь эффективно противостоять самым неожиданным ситуациям и выжить в поединке. Сущность Хейджо-Шин-коре-миши была, таким образом, центральным пунктом в занятиях того, кто выбрал для себя Путь оружия, Самурая. Роланд Хаберзетцер 8-ой Дан Каратэ-до, Президент C.R.B. (выдержки из книги Сэнсэя Хаберзетцера «Энциклопедия боевых искусств Востока»). Перевод Евгения Безручко. http://www.orenburg.ru/nftk/public.html

МН: ПОКА не вдаваясь в обсуждение приведенного выше отрывка из статьи Р.Хаберзецера, просто вспомнил о нашей с ним встрече в Болгарии на семинаре по каратэ в 1988 году. После тренировки у Рильского монастыря М.Степин, Р.Хаберзецер, Е.Степина М.Стёпин «получает» Mawashi-geri от Р.Хаберзецера на горе Витоша

wrkba: Очень хорошие и интересные фото.

Гость-4149: Ничего себе! В 1988 году каратэ еще было запрещено, а Вы уже ездили на семинары за границу?

МН: Каратэ было запрещено. Но на этот семинар нас КОМАНДИРОВАЛ Госкомспорт СССР! И даже в советских газетах после этого семинара были статейки, правда упор делался не на каратэ, а на то, что Хаберзецер проводил занятия и по У-шу. Он действительно показывал пару комплексов из Тай-цзи-цюань Но в основном - хорошее добротное каратэ.

Monkey King: Забавно, что в медицине традиционная - это современная, а исторически более древняя (иглоукалывание, например) - это «не традиционная»

ШПОН-О-КОННОР: БРЕД ПО МЕДЕЦИНУ НЕСТИ НЕ НАДО...ВСЕМ ДАВНО ЯСНО «ЧТО» ИМЕЛОСЬ ВВИДУ

ElenaS: Ну почему бред. Понятие «традиционная» само довольно расплывчатое, а уж применяют его как бог на душу положит.

ШПОН-О-КОННОР: потому что бред: вы же знаете чем отличается спортивное карате от традиционного?заваривание чая в традиции китайской чайной церемонии от полоскания в стакане пакетика «липтон»? так и здесь-все прекрасно знают, что традиционной медициной у нас исходно называется так называемая европейская медицина. с ее аспирином и проч, а народная-нетрадиционная... в данном случае имеет смысл говорить о «народная/ненародная» и подменять понятия просто ради шутки в данном случае есть некий показатель неграмотности, как вы выражается «бог на душу положит»

ElenaS: Мы договорились, что традиция - это нечто освященное временем, передающееся от учителя к ученику, повторяющееся и воспроизводящееся. Работа Эльф-сан помогает разобраться откуда есть пошло каратэ http://mosbudokan.ru/public/digest0.html

wrkba: Думаю, что в контексте КАРАТЭ, скорее можно употребить слово "традиционное", именно к народному, (много раз повторяющемуся). А современное каратэ, в разрезе временных характеристик (по продолжительности жизни), можно будет назвать традиционным, когда ему стукнет столько же лет как и народному (читай традиционному каратэ). Лихобабин П.Е.

МН: wrkba пишет: цитатаА современное каратэ, в разрезе временных характеристик (по продолжительности жизни), можно будет назвать традиционным, когда ему стукнет столько же лет как и народному (читай традиционному каратэ). Новое... старое... это всего лишь понятия времени... Г.Фунакоши



полная версия страницы