Форум » Будо. Боевые искусства » Как всё начиналось! » Ответить

Как всё начиналось!

МН: Предлагаю в этой теме поделиться - как вы пришли в каратэ, почему, зачем. Может быть, какие-то истории, случаи. Не официальная, протокольная история, а своё, личное! Добро пожаловать в тему!

Ответов - 15

wrkba: С позиции прожитых лет всё то, что происходило тогда, было и интересно и иногда даже смешно. Предлагаю вашему вниманию отрывок из моей книги: "НАЧАЛО" С уважением Лихобабин. Наши контакты с другими энтузиастами каратэ продолжались и периодически мы встречались на нейтральной территории, для того, что бы зарядиться последними новостями друг от друга и броситься в пучину самостоятельных тренировок для опробования какой ни будь новой техники. К тому времени, а это был где то уже 1976 год постоянно функционировали три основных секции каратэ наша, Кабанова и Бутяева . Ещё была группа ребят, которых объединяло занятия у Каргаполова ( к тому времени он сам занятия уже не вёл), это Городжий, Саша «Толстый» ( он действительно был довольно крупным парнем), Витя Филь. Помню, что как- то раз договорились провести соревнования между секциями, инициатором этой встречи был я, поэтому встречу назначили на левом берегу Дона, рано утром. Из всех желающих участвовать пришли только Саша «Толстый», Скрынник, Бутяев (нанешняя фамилия Ляшенко) и Городжий. Всех остальных каратистов города Ростова представляла моя секция. Собрались около моста через реку Дон, а затем дружной компанией направились на нашу полянку. По- мимо, основного состава нашей секции ещё присутствовала и моя старшая сестра Ольга, она выполняла функции оператора, должна была снимать всё происходящее на 8-милиметровую камеру. (Видеокамер в то время вообще не было, а снимать приходилось на 8-милиметровую плёнку, камеру мне давал отец, к стати великолепный знаток киносьёмки и то это было огромной роскошью для нас, молодых исследователей боевых искусств.) После уточнения правил проведения поединков, мы при помощи жребия определили, кто будет выступать от нашей секции. Ими оказались Володя Андросов, Гриша Харабаджахов, Славик Козлов. Со стороны гостей вызвались выступать только Миша Скрынник и Саша «Толстый». Вначале я и Миша Мартынов провели два боя для большей наглядности нашего понимания каратэ и для корректировки правил судейства. Мы находились в хорошей форме и эмоциональный подъём, позволил нам с Мишей провести прекрасные бои, с огромным техническим и тактическим разнообразием. Следующий бой, проводили Андросов и Саша «Толстый». Володя Андросов ростом был не высок, но обладал хорошо развитой мускулатурой и колоссальной верой в свои технические и тактические возможности. Саша «Толстый» был прямая противоположность Володе, рост метра под два, вес около 120 кг мускулатура выделялась только в виде огромного живота, нависавшего над чуть приспущиными брюками (он не имел кимоно и выступал только в белой рубашки и брюках, но босиком). Его кулак по размеру был чуть больше чем голова Володи. И вот сошлись «Давид» и «Голиаф». Пращи у Андросова не было, в отличии от его иудейского коллеги, по –этому рассчитывать он мог только на свои скромный возможности. Поединок должен был продолжаться 3 минуты, договорились , что все удары обозначаются, хотя в нашей секции мы проводили бои в полный контакт, обозначая удары только в голову, а сей час, для выравнивания возможностей противников приняли такое решение. Подсчёт балов вёлся четырьмя судьями, бой не останавливался, это было похоже на так называемое «Джуи-кумитэ». Утренняя роса увлажнила почву, и набирающее силу осеннее солнце заставляло, пока ещё относительно экологически чистую влагу, подниматься лёгкими струйками испарений вверх. Два бойца каратэ осторожно ступая босыми ногами по мокрой траве, вышли, на центр условной площадки. Приветствие скупыми поклонами. Поединок взглядов и боевого духа уже начался. Короткая команда «Хаджиме!». И…… Хотелось бы сказать, что всё закрутилось бешенном боевом танце, двух бойцов. Но как это всегда, бывает в жизни, действительность оказалась намного прозаичней. В начале Володя и Саша довольно долго ходили, осторожничая и скользя по мокрой траве босыми и грязными ногами, ну а когда мы прибавили время «бой» наконец то начался. Как ни странно, но первый в атаку пошёл маленький Володя, да так активно, что Саша «Толстый» сразу пропустил несколько ударов руками и ногами в корпус, до головы Володя не достал бы никогда. Белая рубашка Саши окрасилась в коричневый цвет, нет, не от крови, от грязи. Володя Андросов продолжал наседать на «Голиафа», стараясь подавить его бойцовский дух своей активностью, но «Голиаф», в смысле Саша был знатоком позиционной борьбы, и, собравшись после пропущенных ударов грязными ногами Володи, начал тоже довольно удачно отмахиваться от наседающего «Давида». Увлечённость Володи атакующей тактикой, потихоньку давала свои результаты и удары ногами в область Сашиного живота и ягодичных мышц, заставляли последнего периодически опускать руки для подтягивания штанов, чем тут же пользовался Володя и с настойчивостью буль-тэрьера набрасывался с новыми силами на противника. Борьба Саши «Толстого» с мокрыми разъезжающимися ногами, сползающими штанами, ещё и Андросов тут продолжал наскакивать, утомили его и улучшив момент он как то затейливо выбросил свой кувалдоподобный кулак в сторону противника, и попал Володе прямо в лицо. Так как Володя всё время двигался вперёд, то встреча его не большого размера головы и огромного Сашиного кулака была неизбежной. У Андросова, как- то сразу посинело всё лицо, и выскочили синяки сразу под двумя глазами одновременно, но это не убавило его бойцовского пыла ни на йоту и он методично продолжал сбивать брюки «Голиафа» вниз, в то же время, не забывая пачкать Сашину рубашку грязными ногами. Всё это тщательно фиксировалось на кино камеру моей сестрой, и в последствии составило золотой фонд моей фильмотеки. Но поединок продолжался и если говорить откровенно, то это было довольно удручающее зрелище. В какой то момент боя Володе удалось нанести особенно изощрённой удар ногой, после которого у Саши «Толстого» сползли штаны окончательно, и для того, что бы не потерять, их совсем, ему пришлось опять опускать руки для подтягивания их. Андросов был тут как тут, и в стремительном броске помог подтянуть Сашины штаны, нанеся ему удар в область паха. То ли нога Володи была слишком мала для Сашиного паха, то ли Саша был очень увлечён сохранением брюк на подобающем мужчине месте, но он ни как не прореагировал на этот коварный смертельный удар. А вместо этого, влепил Володе увесистую затрещину и тут же пропустил ещё один пачкающий удар ногой в живот. В таком ключе продолжалось всё оставшееся время поединка до команды «ЯМЭ». Как и подобает настоящим, бойцам после боя они обменялись комплементами, выглядело это как в анекдоте про матч по футболу между слонами и муравьями, когда в раздевалке слон извиняется перед капитаном команды муравьёв за то, что они передавили пол его команды, на что муравей замечает: «Да ничего мы то же сегодня жёстко играли». Следующий поединок проводили Скрынник и Славик Козлов. Скрынник в отличии от всех присутствовавших гостей не ломался и не отказывался от поединков, но техника его всегда была довольно корявой, т.к он мало уделял внимание отработки базовый технике каратэ. Ну а Славик в нашей секции считался «Сэмпаем» к нему было особое внимание. Бой начался без предварительной разведки. Миша был одет в трико, кеды и спортивную куртку, Славик был одет в чёрное кимоно. Сражение протекало суматошно и немного нервно. Так как оба много двигались, кричали друг на друга по японски и старались и как можно больше испачкать друг друга ногами. Длинные ноги Скрынника мелькали в бесконечных «Маваши-гери» на что Козлов отвечал, фирменными, «Иоко и Уширо-гери». Особых повреждений ни тот ни другой, друг другу не нанесли, да и какие там могли быть повреждения при такой технике. На очередной бой вышли опять Славик Козлов и Саша «Толстый». Бились они две минуты, Сашу уговаривали выйти на этот спаринг минут десять. Бой был короткий но запоминающийся. Запомнились Славикины «Иоко-гери» подмышку Саше, превратившие его рубашку в половую тряпку не первой свежести. Саша пытался достать Славика каким либо ударом, но Козлов много двигался, много кричал и иокогерился как оса, все попытки Александра были без успешными. Окинув взглядом свою рубашку после этого боя, Саша «Толстый», категорически отказался проводить ещё поединки. Ещё один бой провёл Скрынник с Гришей Харабаджаховым. И хотя Гриша был на голову ниже Скрынника, он продемонстрировал прекрасную технику, тактику и боевой настрой, стремительно сближаясь с противником, нанося ему быстрые комбинации ударов, на что Скрынник пытался противопоставить работу с дистанции но выглядело это очень спорадически. И Гриша Харабаджахов можно сказать просто разгромил Скрынника, не смотря на весьма серьёзную разницу в росте и весе. Завершением нашего, можно сказать первого чемпионата города Ростова-на- Дону, был поединок Миши Мартынова и Миши Скрынника. Оба были высокие, стройные с хорошей растяжкой. Поэтому их кумитэ выглядело довольно неплохо, особенно великолепные атаки ногами Миши Мартынова. После окончания нашего чемпионата, распрощавшись с гостями, которые ушли пить пиво в кафе «Наири», я устроил небольшое обсуждение наших выступлений. Если не брать в расчет синяки Володи Андросова, из- за, которых он стал похож на енота, все остались очень довольны нашими выступлениями. Подтвердился ещё раз правильный путь по, которому мы двигались в боевых искусствах, но открылись и новые горизонты не исследованной целины, требовавшей внимательной и вдумчивой работы. Даже на примере этих маленьких соревнований, можно отметить положительный эффект соревновательной практики, если эту практику правильно понимать. Любые соревнования в той или иной мере моделируют, пусть и в облегчённой форме экстремальную ситуацию реального поединка. Психологический настрой в бою на соревнованиях всегда отличается от настроя в любом даже самом жёстком тренировочном поединке. На вас воздействует не только противник своими действиями и нервной энергией, но и огромное психическое воздействие исходит от зрителей и наблюдателей и не всегда положительного характера. Эти все ощущения я вынес из своего довольно большого опыта участия в соревнованиях различного уровня. И могу уверенно заявить, что при всей своей условности соревнования дают хорошую практику психологической мобильности, улучшают вашу технику передвижения и выходы из неё в атаку или защиту, ну и ещё, пожалуй, дают лёгкие предпосылки к пробуждению вашей бойцовской хитрости. Но основной урок, который преподносили вот такие соревнования, заключался в том, что как бы мы не старались приблизить спортивный поединок к реальному бою, всё равно это было жалкое подобие, того, что бы обычно происходило в настоящем уличном конфликте. На собственной шкуре я понял, что хороший уличный боец отлупит любого самовыученного каратиста, если тот до этого ни разу не побывал в серьёзный уличной драке. Я и сам продолжал бороться за правду в бытовых конфликтах, давно проверенными методами и только иногда решался пускать в ход, кое какие каратистские удары или комбинации. И только с течением времени, когда техника каратэ стала уже моей неотъемлемой составляющей, я смог применять её в серьёзных драках. Я бы сравнил, всё это с тем, как ученик начиная заниматься верит в то, что хорошо поставленный удар разом решит все проблемы в быту и кладёт его в свой виртуальный «рюкзак знаний», который как бы висит у него за спиной. И чем больше он занимается тем больше он напихивает туда всяких приёмов, ударов, блоков и т.п. Но если это не систематизировано им самим или его наставником, в его рюкзаке твориться полный бардак, хотя он и может быть заполнен под завязку. И вот когда, случается такое неприятное обстоятельство, что как раз сейчас пригодился бы какой-нибудь удар или блок из того, что он учил и в спешке по запихивал в свой виртуальный рюкзак, то быстро, а точнее мгновенно, (так как уличный конфликт не терпит задержек), он просто не в состоянии разобраться во всём том хламе, которым забит его рюкзачок. В результате вместо того, что бы качественно дать отпор отморозку или защитить, себя или своих близких, бедный каратист не только получает по полной программе от, бандюгана, но ещё и сам начинает погибать под «весом» собственного виртуального рюкзака, набитого всяким не систематизированным хламом. «Везут коров на бойню. Одна молодая скромная телочка обращается к разбитной повидавшей жизнь коровенке: "Простите, а вы тоже в первый раз"? - "Нет, БЛИН, во второй"!» Именно по этому я очень осторожно вкраплял всякие каратистские примочки, в свои уже проверенные жизнью ударные или иные действия, в уличных конфликтах. Авторские права защищены: Автор :Лихобабин П.Е. С уважением Лихобабин. www.realkarate.aaanet.ru

МН: Приехали мы году в 1979 с Еленой Михайловной в Душанбе. Экскурсии! Горы! Возвращаемся как-то на автобусе в город, а я по привычке стучу кулаком по какой-то железяке. Водитель обратил внимание, ну и спрашивает - чем-то занимаешься? А у меня тогда уже черный пояс! Ну как я мог промолчать? Конечно, говорю, занимаюсь! Водитель задумался ненадолго, а потом и говорит - А у меня друзья каратэ занимаются в городе. Сборная команда Таджикистана. Все чемпионы и мастера! В общем, договорились, что вечером я приду к ним в гости. Вечер. Жарко. Спорткомплекс. Рядом со входом стоит мужчина и как-то так споро распределяет народ - "Ты проходи. А ты иди сегодня домой. Ты - быстро в зал. А вам там делать сегодня нечего!" Мы с Леной зашли, поздоровались. Большой зал. Температура градусов 35. В зале человек 15 разминается. Мы ж просто смотреть не привыкли! Мы ж сразу в бой! Переоделся я, пошел в зал. Спрашиваю - что за стиль? Говорят Шотокан. Познакомился с тренером. Русский парень, толковый. Спрашивает - могу ли я посмотреть у них ката? -Да нет проблем! Естественно! Чего ж я из Москвы в Таджикистан приперся кроме как за тем, чтобы ката посмотреть! Посмотрел.... Лучше б не смотрел. Ошибка на ошибке. Этакий танец маленьких лебедей в кимоно... Часа два что-то делали, что-то поправили. Мне приносят букет роз! Спасибо! Ребята спрашивают, а нельзя ли и спарринги тоже посмотреть? Да запросто! Один спарринг, другой. Я пробую показать какие-то комбинации, они не во все въезжают, хотя видно, что кумитэ для них проще и любимее, чем ката. Приходится вызывать по одному и уже на них показывать их ошибки и тут же их исправлять. А потом все это переходит в непрерывный спарринг. Полтора десятка боев подряд. 30 градусов. Кимоно мокрое совершенно. После каждого боя - розочка! Оказывается, за время нашего визита они срезали все розы на клумбе перед спорткомплексом. Потом был дастархан, потом встречи на Чемпионате СССР в Ташкенте, на других соревнованиях. Хорошие воспоминания!

МН: А вот еще одна история. В памяти она всплыла в ходе обсуждения одной техники, которую в свое время имел возможность наблюдать Андрей Савельев на семинаре для айкидоистов, когда ему советовали "не отталкиваться, а просто падать". Техника называется тобокухо и встречается в ряде окинавских стилей. Итак, где-то в середине 80-х "в пик запрета" мы собрали группу людей, которые не разбежались из каратэ от страха. Занимались в зале "Динамо" у Сергея Моисеева (кстати, в этом же зале тогда проводил тренировки Юрий Маряшин). Раза два в неделю собирались разные интересные люди, где-то я уже об этом писал, от Миши Рябко до генерала Чой Хон Хи. Приходил туда и Александров, и Саша Танюшкин, и айкидоисты, и ушуисты, и всякие-всякие известные и не очень товарищи. Обычно занятие проходило в совершенно свободной форме, но, как правило, с упором на какую-то конкретную тему, идею, ката, технику и т.п. В силу того, что участвовали представители практически всех существовавших на тот момент в СССР стилей, получился этакий "университет воинских искусств", который через несколько лет выкристаллизовался в Курсы тренеров по боевым искусствам Госкомспорта СССР. Это, так сказать, преамбула. А теперь про "качание бревна". Александр Михайлович Подщеколдин в то время наряду с годзюрю серьезно занялся каким-то направлением тай-цзи. Помнится, даже консультировался у меня по какой-то литературе на китайском, даже какие-то совместные брошюры с Алексеем Масловым выпустил чуть позже. И однажды придя в зал начал делать какие-то не совсем обычные передвижения. Как раз то самое "падение бревна". Долго пытались въехать в смысл. Не вышло. Видео тогда не было, но даже "невооруженным взглядом" было видно, что ежли "падать" с прямых ног и не подключить разгибание ноги, то фаза этого неустойчивого равновесия в начале падения будет настолько длинной, что.... в общем, нам хватит, чтобы подойти и ударить 5 раз. Решили проверить. Взяли лавочку в раздевалке, привязали к ней Алика на уровне лодыжек, на уровне колена и на уровне пояса. Поставили вертикально. Это надо было видеть - раньше по тв часто показывали тяжелый труд лесорубов где-нибудь в Забайкалье. Сначала славные работники лесоповала рубят, пилят, а потом ДОЛГО ТОЛКАЮТ ЭТО ДЕРЕВО. ОНО НЕ ПАДАЕТ САМО! СТОИТ! Вот и Алик стоял как секвойя! Падать начинал только тогда, когда ставили изначально под углом. Да и то нехотя так.... вяло..... Но стоило развязать ремешок на уровне колена и чуток наклонить Алика со скамейкой, да позволить ему чуток подсогнуть ноги, как за счет выпрямления ноги получался тот самый рывок, который давал и скорость, и силу. Подумав, Александр Михалыч тогда сказал, что теперь наконец-то понимает, почему в тайцзи нет положения на выпрямленных ногах. А я про эту историю забыл, пока не всплыла эта тема......


sema: У меня интерес к карате был с детства. Но из-за запрета его (в смысле, секций карате) нигде не было. А в 90-е в студенчестве я считал, что карате - это спорт, а для спорта я потерян. Когда сыну исполнилось 6 лет на подъезде дома нашел объявление о секции таэквондо, куда отвел сына (потом у него на все БИ появилась большая оскомина). При этом я всегда бегал для себя понемножку - еще со студенчества. В 2006-м разбегался так, что пробежал два марафона. Как-то возвращаясь с пробежки увидел на электроопоре объявление о секции карате, так и попал на первую тренировку - а там пошло-поехало.

wrkba: И я со своими товарищами продолжал совершенствовать приёмы самообороны не смотря на то, что информации как таковой вообще не было. Но уже тогда я обратил внимание на то, что если ты очень хорошо и качественно, а главное много и долго, отработал какой то приём или какую-то комбинацию и уверен в ней на все сто процентов, то она не только работала в реальной ситуации, но и давала возможность на базе её развивать сопутствующие приёмы или их продолжение. Уверенность вот главная составляющая всей наработанной техники. Учёба в институте доставляла больше радости чем проблем (спасибо отцовскому генофонду, как оказалось именно благодаря ему я научился хорошо рисовать, что в архитектуре в то время считалось чуть ли не главным предметом). Уже в институте я познакомился с Володей Смыковым и Мишей Мартыновым, мы учились на одном потоке. У Володи Смыкова была книга по каратэ братьев Йорга в великолепном исполнении с прекрасными фотографиями. Я попросил её взять домой и переснял на фото (ксероксов или другой множительной аппаратуры тогда и в помине не было). Это дало возможность провести какой то анализ, с уже имеющимися знаниями по самообороне и с техникой демонстрируемой в этой книге. И вот уже я вспоминаю о растяжке которую приобрёл на гимнастике и начинаю лупить ногами по дереву во дворе, обмотав его предварительно старой циновкой. Придумываю разные конструкции макивар, благо позволяет умение рисовать и пространственное мышление приобретённое в институте. Избиваю макивары и бедное дерево по три, а то и по четыре часа, ежедневно в надежде отработать сокрушительный удар рукой и ногой. Мои физические кондиции, приобретённые от занятий греблей были очень высокие и я мог проводить утренние и вечерние тренировки у себя во дворе, между занятиями в институте. И это начало давать свои положительные результаты. Ударная техника как руками, так и ногами стабилизировалась и я знал, что если я попаду противнику куда надо и как надо, то результат будет потрясающий. Сам того не зная я начал заниматься по окинавской системе подготовке каратиста, я узнал об этом, много позже, спустя много лет, когда впервые приехал на Окинаву для занятий. Система окинавской подготовки на начальных стадиях занятий в этом и заключалась, что необходимо было ежедневно и много отрабатывать удары на снарядах, что бы ударная техника приобрела свою реальность и эффективность. Так прошло около года, тренировки с моими друзьями, у меня во дворе продолжались и зимой и летом, что позволяло адаптировать некоторые приёмы под специфику российского климата, как неожиданно пришёл Славик Козлов и рассказал, что у них на курсе (он учился на два года младше меня) появился парень, который создаёт секцию каратэ в нашем институте. Меня это конечно же заинтересовало и я напросился на занятия. Этим парнем оказался Саша Кабанов, который какое-то время занимался у Валеры Каргаполова. А Валера Каргаполов приехал из Ленинграда, где он учился в художественном училище и там же занимался каратэ. А по приезду в Ростов он открыл в Ростовском училище искусств секцию по каратэ, вот от туда и взялся Саша Кабанов (Игоревич), прозанимавшись там не долго он решил открыть свою секцию в РИСИ, благо там тогда ещё работал его отец на кафедре рисунка, что и по способствовало открытию этой секции. Надо сказать, что производить впечатление Саша умел всегда, он был в чёрном кимоно, высокий и очень худой, с определённой харизмой в поведении, что заставляло окружающих предполагать, что он знает, что-то такой, что знает только он. По прошествии некоторого времени так и оказалось, он или не хотел учиться нормальному каратэ, или просто не умел это делать, что привело его к самовыдуманным изысканиям на тему каратэ и создании своего стиля (ну удивляться не чему, таких изобретателей сейчас много). По началу из старых знаниях, которые он получил от Каргаполова, он какое-то время пытался давать базовую технику, но основной упор его тренировок был сделан на много часовые и довольно бессмысленные разминочные упражнения. Это уже потом я узнал, что инструктор, который ограничен в своих знаниях технического арсенала, изнуряет своих учеников во такими вот «тренировками». У каждого свой путь как в жизни так и в Боевых искусствах, кто-то придумывает своё каратэ как Саша, а кто-то пытается следовать традиционному. Это как в Одесском анекдоте: «К одесситу подходит приезжий с чемоданом: - Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал? - Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!» Лихобабин www.realkarate.aaanet.ru

wrkba: Походил я в Сашину секцию недели две и понял, что ничего нового он мне дать не может, а мой уровень прикладной техники намного богаче чем, то что пытался Саша преподавать. Но нет худа без добра и мои уже старые знакомые и друзья сами стали просить меня организовать секцию каратэ, так как понимали что знания, которыми я обладаю позволят мне научить их много большему, чем в секции Саши Кабанова. Костяк группы занимающихся у меня уже был Иванов, Козлов, Гершович, Марусич теперь сюда добавились ребята с нашего курса из РИСИ Миша Мартынов, Володя Смыков, Гриша Харабаджахов и Саша Момотов. Вот в таком вот составе, мы каждое утро в 6-00 пешком чапали через Врошиловский мост на левый берег Дона, где на полянке в рощице придавались радости постижения тайны Боевых искусств. А потом ползли обратно в город на учёбу. Всё это было абсолютно бесплатно и держалось только на личном энтузиазме. Лихобабин www.realkarate.aaanet.ru

Sasha: У меня как-то все просто получилось. Боевые искусства мне нравились своей идеей о воспитании тела духа, умением быть сильнее своей слабости, страха, лени. Но еще больше в детстве мне нравились лошади, и поэтому, все детство прошло под эгидой конного спорта, который не оставлял места ничему другому. Когда появлялось время и деньги - и то, и другое немедленно заполнялось лошадьми. Но потом цены выросли, ушли те, кто правда любили лошадей, но не имели возможности заниматься, потом и у моих родителей пропала возможность платить за занятия, вообщем, лошади остались в мечтах. Тогда вспомнила про свой интерес к карате. Вначале казалось, это не для меня и вообще я не смогу. Потом знакомая пошла заниматься капоейрой, и подкинула идею: сходи, попробуй. И то верно, чем умозрительно рассуждать, лучше попробовать. Капоейра меня не очень привлекала, нашла несколько сайтов о карате, запуталась в стиле и пришла в ту секцию, которая ближе и которая оказалась Шотокан Карате. Позанималась, понравилось, но так как группы были смежные с детьми, то серьезно развиваться было сложно, даже с учетом занятий вне зала. Стала искать новую секцию, побывала одной школе, не понравилось, пришла к МН и ЕМ и осталась, потому как поняла, что это именно то, что я искала.

МН: А начиналось обычно - хороший учитель физкультуры, хороший тренер по дзюдо, интерес к ушу, фехтование, фильм "Гений дзюдо" Друзья вместе с тобой в зале потеют. Два брата тренируются. В общем, ничего интересного

wrkba: Лихобабин П.Е. на показательных выступлениях в "Зелёном театре" 1979 год. Выполняет тамеши-вари и разбивает ударом зуки кирпич.

МН: На Будо-форумах недавно в теме об истории каратэ вспомнили о Хидэо Хасимото - одном из первых японских каратистов, организовавших обучение в Москве (и не только в Москве). Жаль будет, если тема исчезнет, поэтому я частично перенесу ее сюда. БББ Mar 2 2010, 03:13 Сообщение #1 Из: Odessa, Ukraine 1. Одним из первых в СССР начал преподавать некий Хасимото, студент из Японии, вроде бы, с черным поясом по Годзю-рю. Из его учеников более всего известен Александр Подщеколдин. Знает ли кто-либо подробности? 2. В начале или в средине 70-х гг в ВДВ, преподавал каратэ, по личному приглашению Маргелова, Анатолий Владимирович Птушенко, военный инженер. Знает ли кто-либо, у кого он учился, и что это было за каратэ? Был бы весьма благодарен за ответы. Б, _________________________________ МихаилС Mar 2 2010, 07:52 Сообщение #2 Этот "некий Хасимото" был на тот момент обладателем черного пояса, III Дана и чемпионом Японии. Учился в УДН, жил в одном общежитии с Тэцуо Сато. Группы как таковой у него не было. Обучал всего несколько студентов, ну и пару человек "с улицы". Преподавал японское Годзю. Насколько я знаю, на черный пояс ему сдавали 2-3 человека. Один из них - Алик Подщеколдин. Второй - Ма Сивэн. Третий, если я не ошибаюсь, художник Юра Алабин, но могу ошибаться. В 1972 году снялся в худ. фильме "Вид на жительство", где играл тренера по каратэ. По-моему, окончить УДН он не успел. По слухам уехал в Китай, куда всегда мечтал попасть. В конце 80-х, будучи в Японии вместе с А.Подщеколдиным, мы предприняли огромные усилия, чтобы его найти. К сожалению, безрезультатно. Пару месяцев назад услышал от Явора Дянкова, что Хидэо Хасимото живет в Японии, об этом ему якобы сказал Тэцуо Сато. Очень надеюсь увидеть его по прошествии почти 40 лет. С А.Птушенко знаком не был. Знаю только, что для т.4 Советской Военной Энциклопедии он написал энциклопедическую заметку о каратэ. Наверное, про него есть информация у Германа Попова, который тоже в то время имел отношение к спецподготовке в ВДВ. ____________________ Pavel W. Kobrin Из: Москва Стиль: Айкидо, Иайдо Тохо Интересно Хидео Хасимото, упоминаемый в книге Г.Л.Олди "Ноперапон", как учитель Шефа (Годзю-рю, Харьков) это тот же человек? Кто мог обучать в Харькове Годзю-рю и быть учеником Хасимото? Или это литературный вымысел? ____________________________ МихаилС Стиль: Шотокан каратэ-до Алик Подщеколдин вообще-то был родом из Харькова. Знаю одного из его друзей в Харькове, возможно, что речь о нем - Николай Тумар. Кстати, Хасимото называл себя Эйго. Может, это кличка, может второе имя. Не знаю. ____________________ Pavel W. Kobrin Mar 2 2010, 20:31 Сообщение #6 В книге: "... Шефова учителя, Хидео Хасимото по кличке Эйч". Похоже речь об одном человеке. Учитывая что один из Олдей: Цитата Ладыженский Олег Семенович родился 23 марта 1963 г. в г. Харькове. Член МАНОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, судья международной категории. С 1992 по 1994 г. — вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), на сегодняшний день старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю. _________________ МихаилС Mar 2 2010, 21:37 Сообщение #7 Стиль: Шотокан каратэ-до МАНОКК - детище Сергея Моисеева. Он был близким другом Алика. Ладыженского я не знаю. Но я и к МАНОКК отношения не имел, если мне не изменяет память. Так что тут я не в курсе. ____________________ Monkey Mar 2 2010, 21:50 Сообщение #8 Из: Kiev Стиль: Muay Thai Мы как-то встречались с О. Ладыженским, я задавал ему вопрос, кто был его учителем и отцом-основателем их школы. Ответ: "В Харькове школу Годзю-рю открыл Владимир Попов, учившийся у Хидео Хасимото, но многое "копавший" самостоятельно. Это было существенно больше двадцати лет тому назад." ____________________ GERSHA Mar 2 2010, 22:05 Сообщение #9 Из: область Полтавская В Харькове в конце 70-х, начале 80-х окинавское Годзюрю преподавал сенсей Ришар (студент тогда еще университета им Баумана в Харькове). Паралельно, там же, небезызвестный Луис Карвалхар преподавал Тэквондо Джуна Ри. _____________________ МихаилС Mar 2 2010, 22:09 Сообщение #10 Из: Москва Стиль: Шотокан каратэ-до В конце 70-х Хасимото в Союзе уже не было давно. ____________________ Monkey Mar 2 2010, 22:24 Сообщение #11 Из: Kiev Стиль: Muay Thai Наш разговор был году эдак в 2002. За что купил, за то и продаю. Спрашивал кое-кого из патриархов каратэ из Украины о товарище Попове, никто ничего внятно не ответил. ____________________ Pavel W. Kobrin Mar 2 2010, 23:07 Сообщение #12 Из: Москва Стиль: Айкидо, Иайдо Тохо Вот что выдал Гугль на запрос "Владимир Попов каратэ": Цитата Умер один из основателей харьковской школы каратэ Владимир Попов Умер один из основателей харьковской школы каратэ - Владимир Попов. Ему было 62 года - последний год болел раком. Ученики Попова - их больше тысячи - сегодня живут и работают по всему миру. Среди них - писатели фантасты Олег Ладыженский и Дмитрий Громов - известные в Харькове под псевдонимом Генри Лайон Олди. Олег Ладыженский, писатель, ученик Владимира Попова: «Приезжай хоть в Челябинск, хоть в Махачкалу, попадая в среду боевых искусств, можно было сказать: «Я из школы Попова». И больше никаких рекомендаций не требовалось. Как паспорт предъявил, все посмотрели и говорят: «Все в порядке». Леонид Нотов, начальник службы безопасности предприятия, ученик Владимира Попова: «В этом человеке была огромнейшая работоспособность, потрясающая сила воли, ум и одновременно с этим сочетающаяся большая доброта. В Харькове, да и в Советском Союзе было трудно найти такого бойца. Это был боец, ученый и воспитатель». Ученики Владимира Попова смогли найти в архиве только 2 фотографии учителя. Говорят, сниматься он не любил. Владимира Попова похоронят завтра - на 17-м городском кладбище. Адрес новости: http://www.mediaport.ua/news/city/35507/Ум..._Владимир_Попов 02.10.06 17:45 ____________________ Prostoi Mar 6 2010, 03:49 Сообщение #13 Да,дела давно минувших дней.... Царствие Небесное и вечный покой Александру Подщеколдину.. "Для тех, кто прозанимался год - каратэ это физическая культура, 3 года - самооборона, 5 лет - стиль жизни". А.М.Подщеколдин Да,еще в 1967 ! году в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Российский университет дружбы народов) возникла первая секция каратэ-до годзюрю созданная неоднократным чемпионом своей префектуры и серебрянным призером чемпионатов Японии 1964-66 годов Хидэо Хасимото который изучал какой то китайский стиль у китайского мастера нанятого отцом, который в свое время тоже учился у Тёдзюна Мияги.В годзю-рю Хасимото так сказать просто засветился потому, что этот стиль наиболее вписывался в китайский которому его учили. В 21 год Хасимото имел 4 Дан каратэ и был самым молодым четвертым даном в Японии! Свой пояс перед отьездом Хасимото вручил некому необычайно одаренному Феликсу,если не ошибаюсь, который проживает в Киеве. Далее начинается загадочная история котрую могут прояснить только два мастера годзю-рю в Харькове-Лысянский Владимир Андреевич и Кричевский Эдуард Абрамович.Именно Кричевскому Эдуарду был Феликсом вручен черный пояс Хасимото как продолжателю его направления. Именно Кричевский и Лысянский смогли ухватить суть школы Хасимото.Впоследствии Лысянский пошел своим путем , а Кричевский продолжал развивать свое видение годзю-рю Хасимото.Лысянский преподавал годзю-рю при Университете, а у Кричевского в связи с тяжелым заболеванием глаз уехал к матери в Кишинев, кажется.Если читают харьковчане,дополнят и поправят. У Кричевского была уникальная техника совершенно отличная от всех вариантов годзю-рю не только в Харькове,как он говорил,это китайский вариант годзю-рю. Об этом китайском направлении годзю-рю говорил и американский мастер Royce Gracie vs. Ron van Clief. Рон Ван Клиф по прозвищу Чёрный Дракон был самым старым участником соревнований. На тот момент ему исполнился 51 год.Однако годы ! Никто ещё в истории UFC не побил этого.Так что Кричевский не фантазировал как утверждали многие... UFC 4 – Revenge of the Warriors .В свой 51 год Рон ван Клиф был в потрясающей форме. Не каждый двадцатилетний юнец мог бы похвастать таким здоровьем. Рон заработал десять чёрных поясов в десяти видах боевых искусств и являлся основателем одного из многочиленных направлений каратэ. Владимир Попов преподавал так сказать классическое годзю-рю.Царствие ему небесное.. Хасимото был "обычным" очкариком... Но он запросто отжимался 1000 раз на кулаках! Но он занимался под руководством китайца с 5 лет и в 14 был единственным в Японии черным поясом в таком возрасте!Это через какой то год после того как его пристроили в годзю-рю чтобы легализоваться.Где то так если не ошибаюсь.Давно это было.Короче Хасимото был гением в БИ.Женился на филипинке и уехал на Тайвань . Правильно рассказывает М.Степин, что его искали,но даже КГБ не нашло.Хасимото вроде по убеждениям был ультра и где его носило никто не узнает... В Харькове был еще один мастер,Житомирский,который тоже пытался понять суть системы Хасимото.К сожалению тоже умер..светлая память ему... Возможно, что Хасимото учил разному "каратэ" и потому разные версии?Не знаю.Или каждый понимал по своему.. То что он был боец и матерился страшно на тренировках ругая нерадивых-это точно! У Житомирского кажется остался 10 минутный 8-мм фильм тренировки Хасимото.Раритет.Но куда это исчезло неизвестно.В Москве была другая часть тоже 10 минутного фильма Хасимото.Может Степин знает у кого.Хидэо запрещал категорически снимать себя.То что заснято в фильме"Вид на жительство" это без ведома Хидеэ через полуотрытую дверь в зале и вообще пришито к сценарию белыми нитками!Запись неожиданно обрывается так как Хасимото зафиксировал сьемку и операторы смываются... Такие вот сказания далеких лет. Грамотность и методический подход Кричевского к построению тренировок признавалось всеми кто посещал его тренировки. _______________________ МихаилС Mar 6 2010, 14:49 Сообщение #14 Из: Москва Стиль: Шотокан каратэ-до Вряд ли это можно было назвать секцией в привычном смысле слова. Занимались и в номере общежития, и где-то на лестнице (кстати, Алик был первым, кто показывал мне тактику работы на лестнице, в лифте, в каких-то других неудобных местах), праздником было поехать на тренировку в зал моего учителя - в школу-интернат №11 на Пехотной. Обычно довольно поздно вечером, когда школьники уже спали, а из учителей был только дежурный. В общем, просто 4-5 человек. Естественно, кому повезло - в дзюдоги, кто-то в самбовке. В каратэ-ги был, пожалуй, один Хасимото. Хотя, из одной из первых своих стажировок Алик привез несколько каратэ-ги для себя и друзей. Алик очень интересовался Китаем. На этой почве мы с ним и познакомились и подружились - я еще в школе учил китайский, а мой учитель был просто-таки настоящим китайцем (а заодно еще и учителем физкультуры и специалистом по нескольким направлениям ушу). В общем, как говорится, взаимовыгодное общение Мы с Аликом бывали в нескольких командировках. Алик всегда возил с собой карточки с иероглифами, учил их, у него очень хорошо шла разговорная речь - как филолог по образованию он очень легко впитывал любые диалекты, любые тонкости произношения. Насчет Тайваня я не знаю. Алик был уверен, что Хасимото уехал именно в Чжунго, в конкретное место, откуда, по его словам, был кто-то из его учителей. Про харьковских учеников Хасимото ничего не знаю, кроме того, что у Алика (среди других харьковчан) был друг Николай Тумар. Занимался ли он или нет - не знаю. Фамилия Житомирский мне точно знакома, но... Цитата (Prostoi @ Mar 6 2010, 03:49 ) То что он был боец и матерился страшно на тренировках ругая нерадивых-это точно! Ну, боец - это несомненно. Все-таки, призер ТЕХ чемпионатов Японии! А вот мата на тренировках я не помню. Наоборот, как раз у Хасимото была абсолютная дисциплина на тренировках (что не мешало потом расслабухам после тренировки). Но палкой - бил. Да и не палкой тоже. ____________________

wrkba: ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В «ЗЕЛЁНОМ ТЕАТРЕ». (1979 год) На одном из заседаний федерации было предложено провести большие показательные выступления с участием ведущих секций города Ростова. Это было сделано в основном для того, что бы, наконец, выйти из разряда полу подпольного существования, и получить статус признания у широких масс трудящегося, тогда, народа. Ну и для того, что бы выпустить пар «не признания» у некоторых, как им казалось обиженных, инструкторов. Выступление наметили провести в «Зелёном театре», в парке отдыха около театра имени Горького. Для участия в выступлениях были отобраны четыре клуба: моя секция В.П.Ш., секция Университета тренер Ермаков, секция С.К.А. тренер Кабанов и секция Бутяева, которая по непонятным причинам, в самый последний момент исчезла с показательных выступлений. Была намечена репетиция, день и время выступления. Каждая секция готовила свою показательную программу, но с учётом общей длительности выступления. В назначенный день все явились в «Зелёный театр» на генеральную репетицию. Это был тёплый летний день, стояла замечательная погода, как раз такая, какая нужна для выступления в летнем открытом театре. Мы установили очерёдность выступлений и приступили к репетиции, заметно было, как постепенно, налаживаются взаимопонимание, и сотрудничество, когда люди, объединённые одной идеей работают вместе. К сожалению, такие моменты в нашей жизни бывают не часто. И не на долго. Программу должен был вести я, стоя у микрофона комментировать происходящее. А так же, должен был успевать выступать сам со своими ребятами. Всё выступление должно было продлиться около двух часов. За это время мы должны были продемонстрировать условные бои самообороны, ката, свободные поединки и технику разбивания. Каждый клуб старался как мог, что- бы его выступление было самым лучшим и как это часто бывает на репетиции получалось всё великолепно. Но приближалось время выступления, и нервное напряжение начало возрастать. Появились первые зрители. Жаркий летний день легко уносил последние остатки раскалённого воздуха на запад в сторону Таганрога, и на старый добрый Ростов опустилась освежающая вечерняя прохлада. Зал постепенно наполнялся. Вход был платный, но деньги ни кто из нас за это выступление не получил, как нам потом объяснил администратор «Зелёного театра», все деньги ушли на покрытие расходов по рекламе. Но нас это мало интересовало, мы были счастливы уже оттого, что могли выступить перед широкой аудиторией. И вот настало время открытия нашего вечера триумфа или позора. По старой традиции первое слово было предоставлено представителю городского спортивного комитета, который сообщил, что оказывается это они вскормили и вырастили всех тех мастеров, которых сей час увидит почтенная публика. Надо же, а мы этого не знали. Ну да ладно, главное не это, а наш безудержный энтузиазм, из-за которого мы готовы были выступать где угодно, когда угодно и давать зарабатывать левые деньги хитрым дельцам на своей наивности и порядочности. После выступления представителя городского спорткомитета началось, наконец- то, наше показательное выступление. По очереди каждая секция была подробно представлена по составу и по принадлежности к спортивному обществу. Мою секцию каратэ представляли Владимир и Александр Смыковы, Михаил Мартынов и конечно я. Секция С.К.А. была представлена только учениками, Кабанов не выступал, а жаль у Саши были очень хорошие задатки стать действующим тренером. Уже тогда у некоторых тренеров намечалась тенденция, эдакой, мастеровитости, когда считается, что якобы уровень тренера не позволяет ему опускаться до уровня демонстрации своей техники на людях. А как же японские мастера, удивляющие нас своей замечательной техникой даже в преклонном возрасте. Думаю, наши мастера не выступают не потому, что очень много знают, скорее совсем наоборот. Но в секции С.К.А. был один каратист, выделявшийся своей не ординарностью, это был Саша Олейников, в то время это был настоящий пахарь, в хорошем смысле этого слова, он очень много тренировался, старался впитывать все новые веяния, и довольно быстро прогрессировал. Он и был ключевой фигурой в группе ребят, выступающих от секции С.К.А.. От секции Университета выступали Павел Ермаков, Виктор Панченко, очень увлеченный и самозабвенно преданный боевым искусствам человек, который и сей час продолжает интенсивно заниматься. Так же ещё два человека, одним из которых был Миша Финкель, довольно своеобразная личность. Он был сыном профессора, и это наложило на него какой-то странный, образ поведения в этой жизни, но о нём позже. Выступления начались с демонстрации ката «ЭНПИ», затем участники выступлений по очереди показали разнообразные формальные упражнения (ката), комментировать приходилось мне, не скажу, что это было очень приятное и простое занятие. Публика была абсолютно не подготовленной или если сказать по- другому, не малая часть публики была настроена на созерцание, каких то кровавых сражений, которых по старой Ростовской традиции, хочется посмотреть после, того как примешь теплым летним вечером одну или две бутылочки пива. Но мало понятные для не посвященного ката остались позади, и мы плавно перешли к демонстрации приёмов, в варианте самозащиты. Народ в зале заметно оживился, кое- кто из особо «принявших» попытались пробраться на сцену, и пресечением их миграции пришлось заниматься мне. Помню, как какой то зритель пробрался ко мне поближе, набычившись, и очень стараясь стоять, ровно, попросил у меня нож, для того, что бы он зарезал кого- то из каратистов, так ему посоветовали в зале. Добрый, такой самаритянин. При слове нож он так сильно выдохнул в мою сторону, горячим летним перегаром, состоящим из смеси пива, рыбы и ещё чего- то, я к счастью не разобрал, что мне, человеку не пьющему, сразу же захотелось весь его выдох, чем-нибудь закусить. С трудом не привлекая внимания всего зала, удалось отправить его назад, пообещав, что он получит свой нож после представления. Паломничество к сцене вяло продолжалось, мешая мне не только вести комментарии к выступлениям, но и отвлекая меня от своих собственных выступлений на сцене. Но как потом оказалось выступление всем очень понравилось, и ни кто не обращал внимания на не совсем трезвых ходоков, пытавшихся пробраться к нам. Демонстрация свободных поединков, очень понравилась публике, да и желающих пробраться на сцену стало значительно меньше, после того как они увидели реальное применение техники в действии. Заключительным номером нашего выступления была техника разбивания «тамеши-гири». Для проверки реальности разбиваемых предметов были приглашены зрители, которые определили, что некоторые кирпичи Университетской секции не достаточно крепкие. И бракованная продукция Ростовского кирпичного завода была тот же заменена, и началась феерия грохота, пыли, осколков и последующих гематом. Кирпичи, доски, гипсовые плиты разлетались на мельчайшие осколки от разнообразных ударов и во всевозможных комбинациях. Последним, разбивал кирпич, Саша Смыков, ему достался, какой-то особо прочный экземпляр, разбить который удалось только с пятого удара. Но буквально весь зал стоял на стороне Саши, подбадривая его криками. И когда, наконец, кирпич не выдержал и поломался, гром аплодисментов был наградой всем нам за успешное выступление. Уставшие и какие-то опустошённые мы стояли среди ещё тёплых обломков, а зал, стоя долго не хотел нас отпускать со сцены. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, это был триумф Ростовского каратэ. В последствии огромные толпы желающих занимать этим видом единоборства, были тому подтверждением. Финансовые сборы за эти показательные выступления, растворились в кабинетах спорткомитета. Но эти показательные выступления стали, как бы отправной точкой в официальном развитии каратэ в Ростове. Начались официальные наборы в секции. Не знаю как проходили отборы в других секциях, а в моём клубе необходимо было отжаться на кулаках от пола максимальное количество раз за 30 секунд, продемонстрировать возможность выполнения «шпагатов», а последнее упражнение было, на мой взгляд, самым трудным. Нужно было простоять в стойке «КИБО-ДАЧИ» минимум две минуты, были и другие тестовые упражнения но эти были основными. И так как желающих было в избытке, а отобрать надо было около двадцати человек, то приходилось довольно жёстко относиться к желающим заниматься в секции. Но практика дальнейших тренировок показала, что не всегда самые способные физически развитые ребята, в дальнейшем становились хорошими каратистами. Примером тому может служить образ Андрея Талалаева. Не обладая выдающимися способностями, он смог только за счёт регулярных тренировок и самозабвенным самостоятельным занятиям, опередить многих ребят с кем начинал вместе заниматься, и этот пример не единичный. Очень часто за счёт, только упорства в занятиях и проявления характера, люди, не обладающие особыми способностями достигали феноменальных результатов. Был у меня такой ученик, Павел Стэльмах. В первый год занятий он себя совсем ни как не проявлял, к тому же у него была колоссальная близорукость, но постепенно количество его регулярных занятий перешло в качество его выступлений на соревнованиях. Он много раз, как и Андрей Талалаев, становился чемпионом и призёром разнообразных соревнований, от первенства области, до чемпионата России и Союза. Я думаю, что это всё является подтверждением того тезиса, что в боевых искусствах нет секретов кроме одного, трудолюбия. Авторские права защищены автор: Лихобабин П.Е. ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА САЙТ: www.realkarate.aaanet.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

wrkba: Дорогие администраторы спасибо, что помогли вставить фото с показательных выступлений. С уважением Лихобабин.

wrkba: МН Петр Евгеньевич, день добрый! Как жизнь молодая, как дела? Мы опять собираемся в сентябре в Абхазию. Будем рады Вас там увидеть. Лагерь будет с 4 по 14 августа. ====================== Михаил Николаевич, спасибо что не забываете. Жизнь к сожалению уже не молодая, и именно по этому выплывают старые травмы, прямо скажу довольно тяжёлые. Но мы люди старой закалки, боремся всеми средствами и самое главное не перестаём заниматься. Главное что бы душа была молода. Ещё раз спасибо за внимание, если не умотаю на Окинаву, в это время, по постараюсь на этот раз приехать к Вам. С уважением Лихобабин. www.realkarate.aaanet.ru

Евгений М.Б.: Нужно написать! .. Зачем? Не знаю. Хочу! Собирался месяца два-три. Наверно проще всего взять за основу свои посты с другого форума. Там на эту тему уже высказывался. Так и сделаю. «Анкета» у меня такая. До армии 2 года Шотокан. После армии 1 год Джит-кун-до («стиль Брюса Ли»). Сейчас (по прошествии 19 лет) – здесь. Каратэ – Золотой Путь плоти. Это – физическая культура в самом точном смысле. Не "физ-ра", а именно культура плоти. А плоть после духа и души занимает почётное (призовое) третье место. Человек един, и плотью мы не пренебрегаем. Мы о ней заботимся. И подчиняем её духу. На мой взгляд, лучшая физическая культура, особенно для мужчины, есть боевое искусство. Независимо от того, насколько глубоко человек будет его изучать. Может быть кому-то для здоровья хватит, например, "24 формы" тай-цзи-цюань по утрам. И хорошо. В любом случае любой «до» лучше, чем «сакэ-дзюцу» («литрбол» по-русски)! Ценно не только БИ, конечно. Самому, например, очень нравятся волейбол, пинг-понг, бодибилдинг-пауэрлифтинг-фитнес (пожалуй, наиболее точный термин «атлетизм» – такое незаслуженно забытое слово). Почему начал тренироваться? Потому, что по месту жительства представилась такая возможность. Вся наша дворовая компания дружно подалась в секцию. Все ребята были довольно спортивные. А тут – такая интересная штука. Тренировались, надо сказать, довольно «бездумно». Или мне теперь так только кажется. Уровень нашего понимания каратэ был довольно неглубокий. Просто особо не задумывались. Хотя в те годы (1985-87) и в нашем возрасте (от 13 до 17 лет) по-другому, видимо, не могло быть. Например, сведения о происхождении каратэ были явно получены из кинофильма «Не бойся, я с тобой». Но дисциплину соблюдали. Помню, однажды с другом пошли перед тренировкой в кино. Прямо со спортивными сумками в руках. Фильм был жутко интересный – про войну, и при том про вьетнамскую. Джунгли, вертолёты, пальба. Пробыли в кинозале ровно полчаса. А потом вышли и отправились на тренировку. Пропустить тренировку, это было как-то не по-нашему. Все делали и крутили «нунчаки», некоторые постоянно имели их при себе. Бывало, что эти палочки и выручали в опасных ситуациях. Тренировались и самостоятельно дома. По одному, а иногда собирались у кого-то. Я не упускал случая дома потренировать младшего брата. Ставил его к стенке и бил в пресс. Его, помниться, заставлял так же бить и меня. Еще бросали друг другу на живот набивные мячи (не только мы вдвоём). Потом я ушёл в армию. Брат продолжал тренироваться. После армии – год джит-кун-до. Потом забросил всё и надолго… Благодарен своему первому сэнсэю Александру Александровичу, Царствие ему Небесное. Думаю, он заложил какую-то основу. Дал первые сведения. Привил что-то, что привело обратно в доджо. В отношении БИ путь был (схематично) такой: шотокан - джит-кун-до - шатания всякие - шотокан. Шатания - это перебор (в уме) всяческих направлений. В начале этого "круга" был убеждён, что шотокан – это "балет" и больше ничего. Размышлял так: нужен контакт, реальность школы, "физиологичность", бросковая техника нужна. Бокс, контактные виды каратэ, самбо, дзюдо, Сэн-Э, РБИ, АРБ, кунг-фу, ТКД. Почитал, посмотрел и в интернете и в натуре, пообщался с людьми. Пришёл к выводу, что: 1) В боевой системе должна преобладать ударная техника. 2) Фехтовать ногами надо уметь, но в реальном бою выбирать целесообразное. 3) Траектории должны быть как можно короче, действия как можно мощней. 4) Освоению реальной техники должно предшествовать усвоение базы. 5) Отработка техники неизбежно в той или иной степени условна. Главное, к чему пришёл, так это понимание того, что без базы, без выработки элементарных навыков нельзя достигнуть никакого реального уровня. Некоторые школы, особенно в РБИ объявляют, что у них нет базовых элементов, а есть только базовые принципы, и вот их то они творчески применяют в бою. По-моему выбор невелик. Или они просто иначе называют выработку рефлексов (или никак не называют, но делают), или действительно их не вырабатывают, а значит как бойцы вряд ли много могут. И в шотокан при желании можно оставить один "балет". Но вот лично для меня может быть "последней каплей" стала информация из книги Гитина Фунакоши о том, что он выбрал 150 приёмов каратэ из 1500 и разделил на 5 разделов для изучения. То есть вот это стало основой "классического" каратэ. После освоения учеником этой базы он приступает к изучению "настоящего" каратэ, но уже с солидным багажом и опытом "за спиной". Мой друг рукопашник говорит так: "Мы каратистов всю жизнь били". Я с ним не спорю. Это нормально. Я и сам, если дрался, будучи школьником, то из каратэ там даже и видимости никакой не было. Если один пацан 2 года отзанимался каратэ, а второй столько же РБ, то преимущество однозначно за последним. Потому, что рукопашник сразу "практикуется", а каратист за два года только в стойках научился перемещаться, да освоил пару связок, но динамики ещё не "поймал". Через пять лет заходите! При прочих равных условиях, думаю, они, как минимум, будут равны. Но вот с учётом "проработанности" рефлексов, наверно преимущество будет за каратистом. К моменту, когда понятно стало, что стоит вернуться в шотокан, нашёл уже и школу. Вообще, главная сложность в плане выбора школы в том, что слишком часто присутствуют «лишние» элементы. Или уклоняются в нездоровую мистику, увлекаются "энергетикой". Или учат не пойми чему. Или занимаются спортом. Поиск в сети школ шотокан привёл сюда. Почитал. Позвонил пару раз. Всё понравилось. Тренируюсь. Зачем? Можно долго рассуждать... Главное - хочется! Почему? А вот нравится! Ну вот так примерно. Очень коротко.

МН: Небольшое продолжение про Х.Хасимото и его школу в СССР. Я тренируюсь у Лысянского Владимира Андреевича с 1989г.. Хасимото, выходит из рода самураев, его отец на тот момент был довольно известный мастер меча. Его отец, в самом деле долго искал учителя для сына. Школа Хидео, идёт по линии Сейко Хиги, ГоДзю Рю-Сёдокан.Школа Сейко Хига, отличается от школы Мияги. Школа мияги более жесткая и в санчин идёт на жестком дыхании. Школа которую преподавал Хидео Хасимото, была значительно мягче и резкая на взрыв, т.е очень мягкое блокирование и взрыв на контратаке (присуще журавлю). Когда его спрашивали о школе Мияги, Хидео говорил: это Годзю Рю, но не то. Ничего плохого сказать в сторону последователей Мияги, я не хочу. Могу сказать, что Учитель в самом деле очень мягко блокирует. Ката которую часто катал Хидео, это журавлиная Хаку цуру "Белый журавль" может ката которую он исполнял называлась и по другому, но журавлиная ката. Учитель говорит, что школа ближе к кричащему журавлю. Ещё такой момент, когда он стал серебряным чемпионом Японии, он выступал под знаком команды Гогена Ямагути. Значит, что касается тренировок. Тренировались в спортивном зале университета, это им было позволено. В принципе, насколько я понял из рассказов учителя, народ приходил к ним тренироваться, но не всем подход Хасимото к тренировкам нравился!. Можно было колотить базис хоть 2 года, пока не начнёт получаться. Старая школа. Не так как сейчас - 6 месяцев подготовки и чёрный пояс ))) Что касается фильма, то там произошла следующая история. Приехали операторы в Университет, раскинули оборудование, установили камеру. Далее, предложили Хасимоте прокатать кату чтобы оченить свет или ещё что-нибудь. Ката была Сэйнчин, Хидео начал исполнять ката и заметил что камера включена, загорелась лампочка, хотя договор с Ленфильмом был об оплате !!!. Хасимото прерывает кату на отходе назад в шикодачи с двумя блоками и с разворота бьёт ёкогери пяткой в камеру, останавливая ногу в паре сантиметрах от объектива. После, ребята с Ленфильма, собрались и откланялись так и не заплатив. В Фильме "Вид на жительство" 1972г., в этом эпизоде , не Хасимото. Единственная правда о нём в фильме, так это очки в толстой оправе. Ну писать можно много, это в крации о тех временах. Также вся их команда, принимала участие в первых соревнованиях по карате в СССР. Из не документированных данных: Хасимото приезжал в Харьков в то далёкое время, где и была сделана запись короткометражного фильма. SergeyKh - Jun 12 2010, 23:32



полная версия страницы