Форум » Будо. Боевые искусства » MAAI » Ответить

MAAI

Александр Волошин: Уважаемый Михаил Николаевич! Я сегодня прочитал Ваш постинг на будофорумах. Очнь хотелось бы эту тему продолжить. У нас принято считать что мааи это выбор правильной дистанции между собой и противником. С уважением, Александр В., 3 дан айкидо айкикай Берлин, Германия

Ответов - 8

МН: Вот, пока конспективно. Взгляд на ма-ай как на дистанцию между бойцами является упрощенным. Это не только и не столько дистанция, сколько момент оценки ситуации. Наиболее интересно, на мой взгляд, эту тему описывает великий Миямото Мусаши – от выбора оружия до тактики его использования, от конкретных вариантов техники поединка до тонкостей психологии. «Безопасная дистанция» - лишь один из аспектов. Именно «безопасная дистанция» позволяет правильно оценить намерения и возможности противника, подготовиться к правильному отражению атаки и проведению контратаки. Маай это своего рода «пограничная зона», где сближаются и соприкасаются «сферы» противников. Нет «контакта» или «проникновения сфер» - ситуация контролируется и не представляет опасности. Есть «контакт» или тем более «взаимопроникновение» - ситуация обостряется и становится конфликтной. При этом нарушением «сферы» может быть не только физическое действие (к примеру, движение), но и внутренние проявления агрессии. В этом смысле подобное нарушение маай уже само по себе может рассматриваться как агрессия и допускает контратаку как «первое движение». Сам поединок – это постоянные нарушения «жизненных сфер» за счет атак, контратак, разрывов или сокращений дистанции, провокаций и т.п. Умение изменять дистанцию в нужном направлении – важнейшая составляющая маай. В этом смысле маай при защите и маай при атаке могут быть разными. Разными будут маай и в зависимости от наличия или отсутствия оружия, роста и веса противников, их психологического состояния, их мастерства и т.п. Маай как ритм, ощущение времени, позволяет освободить наше восприятие от навязанных стереотипов («отражение»), дает возможность не реагировать на провокации в самом широком смысле («недеяние»), помогает использовать ритм атаки противника и т.п. Маай как сочетание пространства и времени – основа тактики. Изменяя дистанцию и ритм мы получаем возможность воздействовать на противника, управлять им. На уровне ученическом поединок может строиться как последовательность защитных и контратакующих действий, то есть реакция на нападение (защита), затем контратака. Другой вариант – атака как провокация, затем защита от спровоцированной вами контратаки противника, и завершающая ваша контратака. Следующий вариант – прерывание атаки противника собственной контратакой, подавление его атаки. Более «продвинутый» вариант – упреждение, опережение, контратака не действия, а намерения противника. И, наконец, отсутствие боя, способность «победить без боя». Естественно, эти 5 вариантов тактики превращаются в поединке в бесчисленное множество вариантов, объединяясь и изменяясь. С учетом того, что о маай впервые начинают говорить представители оружейных стилей, можно утверждать, что это понятие универсальное, имеющее отношение не только к рукопашному поединку, но и к воинскому искусству (искусству войны) вообще.

wrkba: Это у нас в России принято считать, что "MAAI" это дистанция между противниками. К словам уважаемого Михаила Николаевича хочу добавить, что в Японии - это целая система координат, которая определяет личностные отношение в обществе, в семье, в быту и т.п. Это очень широкое понятие, которое распространяется практически на всю жизнь восточного человека и его контакта с окружающими его конкретными людьми и общества в целом. Лихобабин.

МН: wrkba пишет: Это очень широкое понятие, которое распространяется практически на всю жизнь восточного человека и его контакта с окружающими его конкретными людьми и общества в целом. Да, естественно. Ведь боевые искусства - часть повседневной жизни. Они не оторваны от образа жизни японцев, а являются неотъемлемой составной его частью. Поэтому все традиции и тонкости взаимоотношений в обществе являются традиционными и для Будо. Спасибо за интересное уточнение.


Xavier: Ролик не о каратэ, но о филигранной работе с дистанцией: http://www.youtube.com/watch?v=HgG_Gwy7Ysg

ElenaS: Интересно, сколько % работы всадника, а сколько лошади?

Xavier: Да, мне тоже интересно. Такое впечателние, что всадник только задает направление движения и втыкает в бычка пики. С другой стороны не представляю как можно обучить лошадь ТАК маневрировать?

Евгений М.Б.: Пассионарии http://www.youtube.com/watch?v=xupkEQL1n9I

Ritter: У меня есть подруга, которая занималась конкуром (там, где лошадь прыгает через барьеры) 14 лет. Она рассказывала как точно должен наездник рассчитывать количество шагов лошади до барьера, чтобы она правильно прыгнула: перепрыгнула, не задела задней ногой, не получила травму и... не обиделась и не отказалась прыгать))) Мне кажется больше % работа наездника. Конь очевидно будет инстинктивно уходить, однако его инстинкт нужно и направлять, иначе не подойдешь так близко чтобы воткнуть эту пику. Опять же, боковые перемещения лошади, как и наша работа в низких стойках, наверняка искусственно привитые и отработанные.



полная версия страницы