Форум » Будо. Боевые искусства » Дзэн и Будо: Два разных Пути в одном направлении » Ответить

Дзэн и Будо: Два разных Пути в одном направлении

ELF: См. в теме

Ответов - 6

ELF: http://www.busymonkey.com/kaikan/zenandbudo.html Несмотря на то, что практики Дзэн и Будо – это два различных искусства, разными способами они накладываются друг на друга и содержат схожие принципы. Эта схожесть проявляется в том, что связано с просветлением и самообладанием. Новый интернетовский Мировой Словарь определяет Дзэн как поиск «просветления… через самоанализ и интуицию.» (Вебстер, стр. 695), а Будо буквально переведено, как «Путь воина», то есть – «Путь» к просветлению через воинские методы, а не просто как практика боевых навыков. В обоих этих определениях содержится понятие «просветление». Но, чтобы достичь просветления, сначало нужно достичь самообладания. Сравним методы, получения просветления. Есть 3 существенных понятия, которые содержатся и в Дзэн и в Будо: Мусин (Mushin), Иссин (Isshin) и Дзансин (Zanshin). Мусин - «Пустое сердце» или «Без сердца, Без мнения,» т.е. состояние свободы от ненужных мыслей при выполнении каких-либо действий. (Leggett, стр. 22) Иссин - «Единое сердце», т.е. настроение, при котором все мысли или намерения сосредоточены на выполнении одного конкретного дела. Дзансин - «Невозмутимость сердца», т.е. отсутствие непоколебимого личного мнения (Разума) о каком-либо объекте понимания, но при одновренном понимании природной сущности всего происходящего во Вселенной; это и «есть Ри (ri) или Универсальный Принцип - сущности происхождения всего и всех действий от природы, который проявляется в специфических ситуациях, но не замыкается на них.» (Leggett, стр. 136) Все эти 3 понятия различны, а поэтому - уникальны, но при этом, они не могут существовать друг без друга, и гармонично сочетаются между собой. Мусин позволяет Сердцу сосредотачиваться на непосредственно происходящем, и не быть отвлеченным при этом случайными мыслями. Иссин позволяет мнение и тело слить в одно Несгибаемое Намерение. Дзансин позволяет Сердцу иметь гибкое состояние, которое является базой для Мусин и Иссин. Т.о. все 3 имеют уникальные характеристики, но при этом не могут существовать друг без друга. Один из результатов их взаимодействия часто описывается, как Отсутствие мнения. Потому что, если зафиксировать свое мнение на чем-то (зациклиться), то невозможно будет среагировать на это Естественно, а Естественная реакция – это Вовремя и Правильно. В частности, в Будо, зацикленность мнения препятствует человеку быть в состоянии ответить на ситуацию, что приводит к тому, что при наличии хороших знаний техники и опыта ее применения, человек не умеет ее применять в реальном нападении, потому, что его мнение циклится на том, как выполнить технику правильно. Такой человек не способен реагировать на нападение стихийно, т.е. исполнять элементы техники спонтанно, в соответствии с развивающейся ситуацией. Ситуация стремительно развивается, человек переполняется множеством мнений о том, как действовать, и начинает подвисать, как компьютер, который перегружен командами. В Дзэн, наличие конкретного мнения, является негативным объектом, который делает невозможным просветление. Например, конкретное мнение о необходимости желания достичь состояния Мусин, разрушается самим зацикленным желанием достичь этого Мусин. Т.е. желание очиститься от всех ненужных навязчивых мыслей, может быть сведено на «нет» самой навязчивой мыслью избавиться от них (т.е. происходит подмена одних мыслей на другие, что приводит к нулевому результату).

ELF: Тейсен Десимару (Taisen Deshimaru) заметил, что на Пути Дзэн и Будо люди проходят одинаковые стадии развития. Первая стадия – Сёдзин (Shojin), учит тактике работы с нашими желаниями и сознательными усилиями. Вторая стадия развивает способность иметь концентрацию без сознательного усилия. Третья и заключительная стадия - когда «Дух достигает истинной свободы.» (Десимару, стр.16) На третьей стадии человек в состоянии воплотить свой Просветленный Дух в практику ежедневных действий, т.е. его Просветленный Дух окружает и проникает в каждое действие его жизни. Десимару писал: «Присутствие Духа Дзэн или Будо в каждодневной жизни наполняет ее осмысленным содержанием. Каждый момент жизни, например, просыпаетесь утром, работаете, едите или ложитесь спать - это действия, являющиеся предметом для повышения собственного мастерства». (Десимару, стр. 3) Это - окончательная цель, которая достигается в заключительной стадии развития и в Дзэн и в Будо. При медитации в Дзэн часто используется Коан (Кoan) – наблюдение или рассмотрение некоего, изначально кажущегося пародоксальным, утверждения, чтобы научиться пониманию более глубокой сути вещей. В прежние времена, практику Дзэн на осмысление одного Коана подчас требовалось от 2 до 20 лет. Когда работа с одним Коаном завершалсь, переходили к следующему и т.д. Такая же методика есть и у практиков Будо – это изучение Ката, которые изучаются в течение 1 года или более. В старые времена сосредотачивались на изучении одного ката и, только после его тщательного изучения, переходили к изучению следующего. В Дзэн: «Все Коаны разработаны с целью, чтобы исключить сосредоточение на обдумывании отдельных специфических деталей и увидеть всю картину происходящего сразу». (Leggett, стр. 22) Коан, также как и Ката, в какой-то момент прекращает быть только Коаном или Ката, становится частью природы человека. Говорят, что все, что возможности, которые изучаются в Каратэ-до, можно изучить через оттачивание мастерства в одном единственном техническом приеме. Для этого также необходимо полное понимание движения тела, механики, выбора времени, напряженности и применения этого технического приема. Гитин Фунакоси (Gichin Funakoshi), один из самых известных создателей современного каратэ, перед смертью сказал: «Теперь я понял (постиг, осознал) Гедан-барай» («I now understand gedan barai»). Значение этих предсмертных слов Фунакоси, весьма символично, ведь Гедан-барай - это самый первый технический прием, с которого начинается Путь в каратэ (хм.. для Сетокан – (моя ремарка)). Мастер Фунакоси, потратил более 70 лет жизни, чтобы понять, что смысл всей техники Каратэ-до может заключать в себе один единственный технический прием. В Дзэн, как и в Каратэ, считается, что вы полностью изучили тот или иной Коан либо Ката, если все что было заложено в этот Коан или Ката вы поняли и оно стало для вас естественным. Коан: «Чтобы что-то схватить, достаточно одной руки, все остальное – детские игры - даже 1700 задач, могут быть решены в одно мгновение». (Leggett, стр. 14). Проблемой является только то, что некоторые люди считают, что справились с Ката или Коаном, когда в действительности это - ложь. Leggett говорит об этом так: если люди «научились изрекать только прописные истины, не понимая их, это – Путь попугая, а не Дзэн». (Leggett, стр. 15). Также и в Каратэ – люди научились идеально делать технические движения, но где, когда и в какой момент их применять не понимают – это Путь попугая. Если они не могут пойти в понятиях дальше, чем какое-то конкретное техническое движение, то они никогда и ничего не достигнут, а что достигли – со временем утратят, т.к. не пережитое, не пропущенное через себя – очень быстро забывается.

ELF: Через правильную практику Дзэн и Будо, каждый учится смешивать Ри (ri - вдохновение, воодушевление, побуждение, воздействие) с Дзи (ji - формальная техника), а также Син (shin - сердце) с Ки (ki - жизненная энергия). (Leggett, стp. 118). Где - Ри – это то, что позволяет технике естественно течь в ответ на развитие события, а Дзи – это надлежащее понимание механики техники. Leggett описывает отношения между Син и Ки так: «Син - это психологическое, а Ки - это физическое (например, сила - явление физическое). На любом Пути, Син (сердце) – это самое важное, и если оно чисто и ясно, то Ки является истинным (природным, без вынесения личных оценок при восприятии), отсюда и Тело действует само по себе правильно». (Leggett, стp. 130) Чтобы должным образом выполнять Дзи, Ри должен сопровождать его. Ри дает жизнь Дзи. Ри может быть легко перепутан с заученными в ходе повторов движениями или с механической реакцией. Это - фактически противоположность. Когда Дзи связан с Ри, то все действия – это интуитивные реакции на ситуацию. Согласно Leggett: «Дзи соответствует Ки, а Ки соответствует Син; т.е. если не желают всем Сердцем, то Ки также будет не желать этого, а если что-то делается от всего Сердца, то Ки также гармонично участвует в этом, тогда техника будет естественной». (Leggett, стp. 187) Для успеха в действиях необходимы ясный Разум и Сердце, объединенные с правильной техникой. Leggett: »…дзэнский монах, который возвысился над жизнью и смертью, посредством этого может быть мастером и в искусстве меча. Несмотря на различия методов обучения… дзэнский монах сконцентрирован на поиске нирваны, т.е. в освобождении от бренности жизни, тем самым, он еще при жизни сживается со смертью, и она перестает страшить его». Это и есть – Просветление. В Будо также ведет к отказу от страха смерти, не пренебрегая жизнью. Обучение в Будо сосредотачивается на методах и техниках, а также на ясности Разума, позволяющим действовать эффективно в опасных ситуациях. Именно через это Будока достигает Просветления. Even so, the basis of their trainings focus on different aspects of reaching enlightenment and can not be easily interchanged. The roads that Zen and Budo travel towards their ultimate goals take separate directions but end at the same point. Следуя целям просветления и самообладания, Пути Дзэн и Будо неоднократно пересекаются. Интересно отметить, что идеология и терминология на продвинутых уровнях обучения одинакова и в Дзэн и в Будо. Пути Дзэн и Будо различны, но ведут они, к одной и той же цели - Просветлению. Источники: Deshimaru, Taisen. The Zen Way to the Martial Arts. Penguin Books USA, Inc. New York, New York. 1982. Funakoshi, Gichin. Karate-do: My way of life. Kodansha America, Inc. New York, New York. 1975. Leggett, Trevor. Zen and the ways. Charles E. Tuttle Company, Inc. Rutland, Vermont and Tokyo, Japan. 1978. Webster’s New World Dictionary. Warner Books. New York, New York. 1984/


aido: ДЗЭН и ИСТИННОЕ БУДО - это одно и то же.

Savliy: Приходишь и тренируешься. Без всяких мыслей о "дзэн" и "истинном будо".

Umbr: Как сказал Вахтанг Шарадзе: нет в карате никакой тайны! Труд, пот и кровь, вот и вся тайна!



полная версия страницы