Форум » Будо. Боевые искусства » Учитель в боевых искусствах. » Ответить

Учитель в боевых искусствах.

МН: По-моему, дозрела тема. wrkba написал: Как говорит ЦУГУО САКУМОТО 8-й ДАН, многократный чемпион Мира, по каратэ (стиль «РЮЭЙ-РЮ»): «Всегда старайтесь смотреть на самое лучшеее и самое красивое (имелось ввиду выполнение ката или демонстрация техники), тогда Вы будете знать к чему стремится, а если смотреть на плохое, не долго и самому разучиться!» С уважением Лихобабин П.Е. [A TARGET=_BLANK" HREF=HTTP://www.realkarate.ru]www.realkarate.ru[/A] Я ответил: Кстати, с этим связаны два основных подхода к обучению. 1. «ДЕЛАЙ КАК Я». Метод замечательный, но... Был у меня ученик, который делал всё ну просто прекрасно. Великолепная техника, отличный боец, и учитель из него вырос просто отличный. Звали его Сережа Ломов (к сожалению, умер год назад). Ученики его очень любили, да и успехи у них были налицо - они его во всем копировали, а техника, как я уже сказал, была у Сергея на высшем уровне. Но вот начали мы замечать одну странность - ученики вдруг в самый неподходящий момент начинают ... тянуть голову вперед. Ну просто как жирафы :) Очень быстро выяснилось - у Сергея было не очень хорошее зрение, и он по этой причине иногда совершенно неосознанно начинал тянуться головой вперед. А УЧЕНИКИ ЭТО СЛЕПО КОПИРОВАЛИ. А представьте себе, если принцип «ДЕЛАЙ КАК Я» исповедует учитель с плохими стойками и кривыми ударами! Что, не бывает такого? Да сколько угодно! И результат тоже будет КРИВЫМ. 2. «ДЕЛАЙ КАК Я СКАЗАЛ». Метод, широко применяемый в спорте вообще. Тренер по фигурному катанию совершенно не обязан исполнять прыжок в 6 оборотов, если он может научить этому спортсмена. В этом случае, ученик повторяет не движения тренера, а пытается сделать ту ИДЕАЛЬНУЮ форму техники, которая была описана тренером. Эта ВИРТУАЛЬНАЯ форма должна стать для ученика тем ИДЕАЛОМ, к которому надо стремиться. Проблема тут в том, что не каждый инструктор в состоянии эту форму «ЗАЛОЖИТЬ» ученику в мозг. И далеко не каждый ученик в состоянии изучать технику по «виртуальным формам». 3. Поэтому как правило хороший учитель совмещает оба эти принципа. Где-то покажет, где-то раскажет. И когда МОЖЕТ показать «самое лучшее и самое красивое» сам - показывает. Когда не может - объясняет КАК именно этого достичь. Это один из «компонентов» хорошего учителя.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

МН: На мой взгляд, в «изобретении велосипеда» всегда есть рациональное зерно. Ну не изобретешь свою чудо-повозку, так хотя бы узнаешь, как настоящая ездит. А вот ежли этот процесс затрагивает не только тебя-любимого, но и твоих, мягко выражаясь, учеников, тут уже есть повод для серьезного сожаления.

Keltec: Уважаемые собеседники, уважаемый Михаил Николаевич! Спасибо за очень интересные ответы. Всё-таки взгляд изнутри на проблему гораздо интереснее, чем рассуждение о ней сторонних зрителей. Мой спор на guns.ru продолжается. Я высказал мнение о том, что сила учителя в сложившихся традиционных классических системах заключается в значительной мере в том, что за ним стоит эта система. Система и поправит, система и подскажет, система и взрастит. У самодельщиков-новодельщиков такой системы нет, потому они всегда ограничены в своих знаниях. Как следствие: хороший учитель способен обучить вас всему тому, что ВАМ ХОЧЕТСЯ. Учитель-дилетант в лучшем случе может научить только тому, чему обучен сам. И не более того. Ваше мнение?

МН: Уважаемый Keltec! Можно много говорить о том, что хороший учитель должен иметь 6-7-8-9 Дан, стаж преподавания лет 50, быть доктором наук по педагогике, психологии, медицине, трижды чемпионом мира и прямым учеником Дарумы. Это было б просто отлично! К сожалению, значительная часть учителей (и неплохих в том числе) имеет значительно более скромные «показатели». Пример нашей школы подтверждает, что даже обладатель 4-3 кю вполне может вести занятия в группах для начинающих (естественно, в том случае, если он сам занимается у опытного мастера, растет, повышает свой образовательный уровень и т.п.). Но научить он может только до уровня 5-6 кю в лучшем случае. Не выше. На бОльшее не хватит ни знаний, ни опыта. Обладатель 1 Дана вполне может заниматься с 2-3 кю. И так далее. Это - не недоверие к начинающим инструкторам. Это - объективная реальность. То, чему обладатель 1 Дана может научить за месяц, обладатель 5 Дана обучит за пару занятий, а обладатель 7 Дана - за 10 минут. 1 кю этому не научит вообще никогда. Это опыт и знания. Что касается «саодельщиков», то среди них, конечно же, могут встречаться и очень компетентные и очень опытные люди. В принципе, каждый из существующих ныне стилей был создан когда-то новаторами-самодельщиками. Я уже писал в предыдущем постинге, вынужден повториться: … не лишне вспомнить – те стили, которые некогда были «новодельными», а сейчас признаны классическими, создавались не любителями, прозанимавшимися без году неделю неизвестно у кого, а мастерами, имеющими заслуженный авторитет. Я не могу припомнить случая, чтобы известный ныне стиль был создан человеком, не имеющим высокого Дана. Это может быть классный спортсмен, завоевавший не одну золотую медаль на крупнейших соревнованиях, это может быть известный мастер, зачастую «правая рука» руководителя школы и т.п. То есть, создать действительно стоящую систему может только человек, «стоящий на плечах у гигантов». Только мастер, освоивший в совершенстве какой-то стиль (желательно не один) обладает такими знаниями, которые могут привести его к созданию нового стиля. И в этом смысле создание «новоделов» меня мало волнует. Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто поэтов. Но есть масенький, более «щекотливый» момент. Нередко такие «системы» создаются совсем не мастерами, а людьми, только считающими себя «мастерами». Причин тут много. Кто-то не смог учиться в той или иной школе – получил по лицу, не выдержал нагрузки, не сошелся характером с инструктором или с сэмпаем. Всякое бывает. Заниматься не получилось. А «зернышко» уже посеяно. И очень хочется быть таким же великим и исключительным, как увиденный в зале мастер. А когда к этому добавляется еще и желание «по легкому» заработать – тут уже все «тормоза» вообще отказывают. Конечно же, есть среди таких людей и «добросовестно заблуждающиеся». Они просто не понимают, насколько небезопасна такая деятельность. Какие опасности? От внушения ложной уверенности в своих силах до проблем с безопасностью учебно-тренировочного процесса. От всевозможных психологических травм учеников до прямого конфликта с законом. И в этом смысле я категорически против подобных «экспериментов».


ElenaS: ГАРИКУ Вам замечание за off-topic!

wrkba: В принципе, каждый из существующих ныне стилей был создан когда-то новаторами-самодельщиками ================================================== ===================== Обсолютно верно! Копнём в глубину веков. Подошла одна обезъяна к другой и хрясь её по башке палкой, а та у неё спрашивает: «Ты из какой школы, у кого занимался?». Думаю, таких вопросов никто не зыдавал. Это японцы очень любят выстраивать гениологию своих боевых предков, а нам потом впаривают, вот мол какой я великий, гляньте какие у меня учителя были. Учителя и предки, это хорошо, но таким » мастерам», хочется сразу задать вопрос, а сам-то ты что умеешь? А сегодня, у нас в России, в основном как-раз таких «горе мастеров» достаточно, так проще прикрывать своё НЕУМЕНИЕ, всегда за спиной мелькает образ восточного мастера, выдавшего ему индульгенцию. «СЕ ЛЯВИ!» С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: Да, к сожалению, японцы часто дают пояса только для того, чтобы «застолбить» за собой ту или иную территорию, ту или иную организацию.

Вий: Кому плохо чтобы секций карате было больше? Значит надо больше тренеров.

Гость-4228: По моему если для того, чтобы быть учителем в школе требуется что-то около 15 лет учебы (11 лет в школе, 5 в ВУЗе) , то вряд ли для каратэ нужно больше.

МН: Уважаемый Гость-4228 Дело в том, что в школе преподают общеобразовательные дисциплины - арифметику с геометрией, ботанику с физкультурой. Те науки и в том объеме, которые необходимы каждому грамотному человеку. И не более того. Каратэ к общеобразовательным дисциплинам отнести трудно. Как-никак оружие. А оружие всем подряд не раздают. И далеко не каждый желающий может его получить. И совсем не каждый выпускник ВУЗа может его выдавать или продавать. Поэтому, для обучения каратэ даже десятка (а то и не одного) лет изучения каратэ у хорошего учителя, обучения на специальных курсах, семинарах, участия в соревнованиях, сдачи экзаменов бывает маловато. Не каждый черный пояс и далеко не каждый чемпион по каратэ может быть хорошим Учителем. И далеко не каждому своему ученику хороший Учитель разрешит преподавать. Количество «потраченных» лет далеко не всегда переходит в качество. Можно заниматься десятилетиями и не стать хорошим учителем. Но (иногда бывает и такое) можно не иметь высшего физкультурного образования, и, тем не менее, быть прекрасным тренером. Есть и еще один очень тонкий момент. Каратэ - не наука. Точнее, не только наука. Каратэ - искусство. А где искусство, там «сроков обучения» быть вообще не может. Есть талант или нет таланта. И уже плюс к таланту - знания, наука, опыт. Уважаемый Вий, надеюсь, что ответил и на Ваш вопрос. «Больше тренеров» каратэ не нужно. Нужны ХОРОШИЕ УЧИТЕЛЯ. А их много не бывает.

ELF: Интервью с Рохо (сумотори из высшего дивизиона Макуути) Интересно описание современных школ Сумо http://sumo.boom.ru/rus/inter_01.html Больше инфы о Сумо http://www.japan-sumo.ru/index.html

Владислав: Я думаю, что ученик должен понимать, что учитель может легко его убить. Это критерий истины.

МН: Владислав пишет: Я думаю, что ученик должен понимать, что учитель может легко его убить. Это критерий истины. Убить может и пьяный хулиган на улице. И кирпич, летящий с крыши... Если уж говорить о том, что учитель должен быть выше учеников по мастерству, то мы должны будем признаться, что нынешнее каратэ сильно должно уступать вчерашнему, а позавчерашнее - бледная тень "каратэ Фунакоши". Однако, это не так. Каратэ безусловно развивается. Да, к сожалению, есть разделы, "забытые за ненадобностью", но и забытые они существуют в ката, в отдельных элементах методики. Если понадобится - эти разделы легко могут быть восстановлены (я бы даже сказал - осознаны!). Так что, наверное, правильнее - учитель должен стремиться к тому, чтобы вырастить ученика выше себя по мастерству (и, хорошо бы, по пониманию каратэ). Это как раз и есть сверхзадача. А маэ-тоби-гэри - всего лишь один из всего-то 4 десятков "приёмов". Ученик, по-моему, должен понимать, что учитель МОЖЕТ НЕ УБИТЬ ученика. Тогда будет полное доверие к учителю, тогда ученик сможет без боязни обучаться всему тому, что считает нужным и возможным учитель.

Владислав: МН пишет: Ученик, по-моему, должен понимать, что учитель МОЖЕТ НЕ УБИТЬ ученика. Не совсем понятно. В чем суть проблемы? Учитель всегда должен быть на голову выше ученика. Значит, он всегда может победить его в бою. Если это не так, то чему тогда учиться у этого учителя? Учитель ведь тоже должен расти?

МН: Владислав пишет: Учитель всегда должен быть на голову выше ученика. Значит, он всегда может победить его в бою. Не совсем так. Хотя, зависит от того, что именно считать "победой в бою" и что собственно боем. Вряд ли умудрённый годами учитель сможет выиграть у молодого ученика в спортивном поединке, тем более, если это - хороший ученик :) А вот ликвидировать этого же ученика в реальном бою - скорее всего сможет. Правда, совсем не обязательно с помощью той техники, которой он этого ученика обучал :) Владислав пишет: Если это не так, то чему тогда учиться у этого учителя? Учитель ведь тоже должен расти? Именно этому и учиться. Ведь учитель тоже постоянно учится :)

Keltec: МН пишет: Вряд ли умудрённый годами учитель сможет выиграть у молодого ученика в спортивном поединке, тем более, если это - хороший ученик :) Говорили, что Г.Фунакоши в 70 лет обыгрывал учеников в спарринге. МН пишет: А вот ликвидировать этого же ученика в реальном бою - скорее всего сможет. Это если ученик будет плохо себя вести и тренировки прогуливать?



полная версия страницы