Форум » Будо. Боевые искусства » Учитель в боевых искусствах. » Ответить

Учитель в боевых искусствах.

МН: По-моему, дозрела тема. wrkba написал: Как говорит ЦУГУО САКУМОТО 8-й ДАН, многократный чемпион Мира, по каратэ (стиль «РЮЭЙ-РЮ»): «Всегда старайтесь смотреть на самое лучшеее и самое красивое (имелось ввиду выполнение ката или демонстрация техники), тогда Вы будете знать к чему стремится, а если смотреть на плохое, не долго и самому разучиться!» С уважением Лихобабин П.Е. [A TARGET=_BLANK" HREF=HTTP://www.realkarate.ru]www.realkarate.ru[/A] Я ответил: Кстати, с этим связаны два основных подхода к обучению. 1. «ДЕЛАЙ КАК Я». Метод замечательный, но... Был у меня ученик, который делал всё ну просто прекрасно. Великолепная техника, отличный боец, и учитель из него вырос просто отличный. Звали его Сережа Ломов (к сожалению, умер год назад). Ученики его очень любили, да и успехи у них были налицо - они его во всем копировали, а техника, как я уже сказал, была у Сергея на высшем уровне. Но вот начали мы замечать одну странность - ученики вдруг в самый неподходящий момент начинают ... тянуть голову вперед. Ну просто как жирафы :) Очень быстро выяснилось - у Сергея было не очень хорошее зрение, и он по этой причине иногда совершенно неосознанно начинал тянуться головой вперед. А УЧЕНИКИ ЭТО СЛЕПО КОПИРОВАЛИ. А представьте себе, если принцип «ДЕЛАЙ КАК Я» исповедует учитель с плохими стойками и кривыми ударами! Что, не бывает такого? Да сколько угодно! И результат тоже будет КРИВЫМ. 2. «ДЕЛАЙ КАК Я СКАЗАЛ». Метод, широко применяемый в спорте вообще. Тренер по фигурному катанию совершенно не обязан исполнять прыжок в 6 оборотов, если он может научить этому спортсмена. В этом случае, ученик повторяет не движения тренера, а пытается сделать ту ИДЕАЛЬНУЮ форму техники, которая была описана тренером. Эта ВИРТУАЛЬНАЯ форма должна стать для ученика тем ИДЕАЛОМ, к которому надо стремиться. Проблема тут в том, что не каждый инструктор в состоянии эту форму «ЗАЛОЖИТЬ» ученику в мозг. И далеко не каждый ученик в состоянии изучать технику по «виртуальным формам». 3. Поэтому как правило хороший учитель совмещает оба эти принципа. Где-то покажет, где-то раскажет. И когда МОЖЕТ показать «самое лучшее и самое красивое» сам - показывает. Когда не может - объясняет КАК именно этого достичь. Это один из «компонентов» хорошего учителя.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

МН: На здоровье!

Молодой: Уважаемые! Хочется задать всего один вопрос. Много ли таких школ, как школа уважаемого МН? Много ли таких инструкторов, как уважаемый МН? И вообще, сохранилось ли сегодня то настоящее каратэ, о котором пишет уважаемый МН?

МН: Молодой пишет: цитатаМного ли таких школ, как школа уважаемого МН? Много ли таких инструкторов, как уважаемый МН? Будет нечестным сказать, что много. Хотя, очень хочется надеяться, что и не так мало Молодой пишет: цитатасохранилось ли сегодня то настоящее каратэ, о котором пишет уважаемый МН? Каратэ сохраняется, изменяясь. Вряд ли то, что называли «каратэ» сотню лет назад, назвали бы «каратэ» сегодня. Меняются методики (не отбрасывая «за ненадобностью» методики старые!), меняются правила соревнований, меняется «мода» на исполнение ката. Появляются новые мастера, которые «по-своему видят» каратэ. Посмотрите на нынешний Шотокан. Существует с десяток, если не больше, всевозможных МАСТЕРОВ (действительно - с большой буквы и большими буквами!), каждый из которых считает только СВОЁ каратэ истинным, только СВОЙ Шотокан правильным. Вне всякого сомнения - каждый из них базируется на некоем СТЕРЖНЕ, который и является тем самым НАСТОЯЩИМ КАРАТЭ, о котором Вы спрашиваете. И в стиле каждого из этих мастеров это самое «настоящее каратэ» безусловно существует. Другое дело, что каждый из мастеров проходит свою дорогу по-своему. Кто-то чуть «под себя» меняет стойки. Кто-то «под себя» меняет какие-то элементы базовой техники. Кто-то «под себя» меняет ритм в ката и т.п. Проходит время, и уже их ученики делают следующий шаг, потом еще. И в результате два мастера, ученики мастеров, которые были учениками учеников САМОГО ФУНАКОШИ становятся ну очень непохожими на татами. А их школы всё дальше друг от друга, и всё больше отличаются и друг от друга, и от «истоков». Хотя, повторюсь, каратэ КАЖДОЙ из этих школ имеет в основе действительно «настоящее каратэ».


ELF: Джулия Эванс (Mrs. Julie Evans is a fifth-degree black belt in Aoinagi Karate-Do and has been training for over 22 years. Mrs. Evans is a student of O’Sensei Richard Kim of the Butoku Kai. Mrs. Evans has also studied judo, several of the traditional weapons of Okinawa, and the sword and naginata) http://www.aoinagi.org/ (сокращенно) Нito-kata san-nen – на изучение каждого ката требуется 3 года. Некоторые усмехнутся – на 2-3 десятка движений - 3 года? Да, их можно выучить за час! Все правильно, научиться подражать движениям в ката можно и за час, но понять истинную сущность ката за такой короткий промежуток времени - невозможно. Кто думает иначе – заблуждается. Ката - духовное сердце каратэ, сущность боевого искусства, квинтэссенция напряжения чувств и выразительности движений. Мастерство в ката – это долгий и упорный труд, и 3 года – это только минимум времени, который необходим на приобретение внутреннего понимания сущности ката. И здесь важно значение отводится сенсею. Человек, обучающий боевому искусству, ответственен за передачу этого искусства в положительной манере. Он должен расти в мастерстве и вдохновлять других. У сенсея не должно быть тайн от своих учеников. Он должен со всей искренностью и посвящением себя (Сейпай, Seipai) помочь ученику выявить его сильные качества. Сенсей должен внимательно наблюдать и изучать внутренние процессы изменений, происходящих в ученике, подготавливать его к переходам на но ~ олее высокие уровни. Ведь, искусство сенсея заключается в том, чтобы создать ученика – развить в нем понимание, показать ему новые возможности, помочь в индивидуальном росте, расширить его мироощущение. Задача ученика – увидеть эти возможности, выбрать свое среди них и мастерски овладеть ими. Это очень непросто - распознать свои природные возможности. Полностью в этом ему никто помочь не сможет, так как никто лучше его самого не может этого знать. Это - самовосприятие того, кто «Я» есть. Момент истины - познания «кто Я есть» называется Сатори (Satori – Просветление). Проще говоря – это разрушение ложной картины мира, которую мы, через всяческие, неосознаваемые наши страхи, «рисуем» себе вместо того, чтобы воспринимать мир таковым, какой он есть.

ELF: а продолжение этой статьи больше подходит для раздела «Ката»

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! Опять обращаюсь к вам с вопросом. На уважаемом мной форуме http://talks.guns.ru/ часто возникают интересные дискуссии, в том числе и по вопросам самообороны и боевых искусств. Нередко возникают вопросы, связанные с преподованием и преподавателями. Недавно я сам открыл новую тему, которую назвал «Новодельные самоделки». Читаешь форум и становится смешно и грустно. Смешно потому, что в самообороне сейчас в полной мере реализуется ленинский лозунг «Каждая кухарка может управлять государством» в том смысле, что каждый неудавшийся дзюдоист или каратист сейчас без напряга может создать собственный «стиль» или «школу», а то и вообще «вид самообороны». А грустно потому, что 99,9% этих «стилей» и «школ» являются элементарными компиляциями, к тому же и совершенно неграмотными за счет отсутствия опыта у их «создателей». Что я подразумеваю под «опытом» - хотя бы 10-20 лет занятий серьезным видом боевых искусств под руководством серьезного тренера, участие в соревнованиях обязательно с опытом побед в них и т.п. Неудачник, прозанимавшийся пару лет и решивший после этого, что он может создать НОВЫЙ СТИЛЬ достоин сожаления, а его «система» - забвения. Как и следовало ожидать, получил жесточайший отпор от тех, кто занимается созданием собственных «систем» и преподаванием. Основные аргументы моих оппонентов - «если мои ученики могут драться на улице, то я имею право учить и дальше». Вся дискуссия на http://talks.guns.ru/forummessage/38/54929.html Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. С уважением

МН: Уважаемый Keltec! Тема «новодельных самоделок» (удачный термин, на мой взгляд) характерна не только для нашей страны и для нашего времени. В принципе, все ныне существующие стили и школы когда-то были «новодельными самоделками». И в Китае, и на Окинаве, и в Японии. Думаю, что и в будущем эти «новоделы» будут появляться везде по миру. И делать «фе» только потому, что какой-то стиль появился несколько позже посещения Дарумой Шаолиня смысла не имеет. Однако, не лишне вспомнить – те стили, которые некогда были «новодельными», а сейчас признаны классическими, создавались не любителями, прозанимавшимися без году неделю неизвестно у кого, а мастерами, имеющими заслуженный авторитет. Я не могу припомнить случая, чтобы известный ныне стиль был создан человеком, не имеющим высокого Дана. Это может быть классный спортсмен, завоевавший не одну золотую медаль на крупнейших соревнованиях, это может быть известный мастер, зачастую «правая рука» руководителя школы и т.п. То есть, создать действительно стоящую систему может только человек, «стоящий на плечах у гигантов». Только мастер, освоивший в совершенстве какой-то стиль (желательно не один) обладает такими знаниями, которые могут привести его к созданию нового стиля. И в этом смысле создание «новоделов» меня мало волнует. Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто поэтов. Но есть масенький, более «щекотливый» момент. Нередко такие «системы» создаются совсем не мастерами, а людьми, только считающими себя «мастерами». Причин тут много. Кто-то не смог учиться в той или иной школе – получил по лицу, не выдержал нагрузки, не сошелся характером с инструктором или с сэмпаем. Всякое бывает. Заниматься не получилось. А «зернышко» уже посеяно. И очень хочется быть таким же великим и исключительным, как увиденный в зале мастер. А когда к этому добавляется еще и желание «по легкому» заработать – тут уже все «тормоза» вообще отказывают. Конечно же, есть среди таких людей и «добросовестно заблуждающиеся». Они просто не понимают, насколько небезопасна такая деятельность. Какие опасности? От внушения ложной уверенности в своих силах до проблем с безопасностью учебно-тренировочного процесса. От всевозможных психологических травм учеников до прямого конфликта с законом. И в этом смысле я категорически против подобных «экспериментов».

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич! Спасибо за ответ. Я как-то раньше не думал, что не каждая «самоделка» это плохо. В принципе, понятно, что тот же Шотокан когда-то был и «новоделом» и «самоделкой», но, как Вы правильно сказали, создатель стиля действительно стоял «на плечах гигантов». Речь в моём постинге шла о других ситуациях. Когда люди, не имеющие серьезной базовой подготовки, серьезного образования, серьезного опыта, создают какие-то свои «системы». Ну ладно бы просто занимались компиляцией, издавая новыми и новыми тиражами свои (как правило сворованные у других) книжки как Тарас или Иванов-Катанский. Но ведь они втюхивают свои домыслы в качестве истины в последней инстанции. Причем, главный аргумент в свою пользу они сформулировали очень просто - «Мы занимаеся не спортом и не боевым искусством, а уличной дракой, или рукопашным боем для самых супер-пупер спецназов, или секретной техникой нинзя (как Линдер)».

МН: Уважаемый Кeltec! Когда-то в СССР уголовное преследование угрожало тем, кто без наличия соответствующего разрешения занимался преподаванием «приемов, запрещенных правилами спортивного карате». Это был бред, с которым мы боролись (и весьма успешно, надо сказать!). Сейчас у нас другая крайность. Преподавать ЧТО УГОДНО может КТО УГОДНО. Как раз об этом много написано и в этой ветке форума, и в других на этом форуме. На мой взгляд, проблему можно было бы решить, если бы федерации не были обычными «конторами» как сейчас, а занимались бы ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ вопросами. Что я имею ввиду? Именно специалисты, объединенные в какой-то КОНТРОЛЬНЫЙ орган, могли бы давать экспертное заключение по тому или иному инструктору, желающему открыть свой зал. Именно специалисты могли бы принимать решение о признании той или иной аттестации. Именно специалисты могли бы давать разрешение на открытие неких «новоделов», отслеживая их деятельность. Подобный опыт существует в различных странах (не в России). Мастера, объединенные в федерации «на местах» принимают решение о «признании» того или иного новичка в своём сообществе. Они своим авторитетом ГАРАНТИРУЮТ определенное качество обучения в школе этого новичка. И они своим авторитетом могут отказать такому новичку в доверии. А это в профессиональных сообществах очень важно.

ELF: По поводу «свежих» школ, хорошо сказано у Донн Ф. Дрэгера в книге «СОВРЕМЕННЫЕ БУДЗЮЦУ И БУДО» Основатели современных дисциплин свободно заимствовали для своих целей как из теории, так и практики тех классических школ, которые они изучали или которыми занимались. Чтобы повысить свой собственный престиж, а, заодно, и престиж своих творений, многие из таких зачинателей решительно заявляли о своих связях с классическими дисциплинами, благоразумно выбирая те генеалогии собственных рю, которые нельзя было бы опровергнуть. Но все те огромные умственные и душевные силы, позволившие облечь различные элементы классических дисциплин в новые формы, породили и различные новшества, придавшие многим современным дисциплинам характерную оригинальность. В своей основе первые современные дисциплины создавались для того, чтобы дать свободу для самовыражения и проявления собственной мужественности, что было совершенно чуждо классическим дисциплинам. …. Большинство современных систем будо применяются в качестве безоружных методов борьбы с захватом противника или вольного спарринга. Системы захвата являются преемниками многотипных серийных тактических действий, своими корнями уходящих к неэффективным, в военном отношении, стилям классического дзю-дзюцу конца эпохи Эдо; системы вольной схватки развивались под влиянием стилей рукопашных схваток, практикуемых крестьянами о. Окинава. Отдавая предпочтение безоружному бою, современное будо проявляет склонность к непродуманному эклектизму, что особенно характерно для новейших систем. Основатели подобных систем, похоже, совершенно забыли или же никогда и не понимали, из какого горнила вышли технические премудрости классических систем. Их незнание боевых средств и самих нужд реального рукопашного вооруженного боя привело к созданию нецелесообразных форм подготовки, поскольку поединок становится первоочередной задачей обучения либо практики.

Keltec: Уважаемый ELF Я уже писал, что речь в моем постинге идет совсем не о каких-то новых видах боевых искусств, а о чем-то, называемом авторами «уличной дракой». То есть, все претензии по «стилю» здесь не проходят. Авторы этих «новоделов» не ссылаются, как правило, на чей-то опыт, превознося только свой.

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич! Я думаю, что эти «самодельщики» тоже запросто могут объединиться в какую-то федерацию, признавая ДРУГ ДРУГА.

ELF: Keltec-сан хм... а что такое термин «Уличная драка» по сути? Не бой?

Keltec: Бой, но не на базе конкретного боевого искусства. Сборная солянка из приемов разных видов боевых единоборств.

ELF: Авторы этих «новоделов» не ссылаются, как правило, на чей-то опыт, превознося только свой. : -) изобретают велосипед



полная версия страницы