Форум » Будо. Боевые искусства » Учитель в боевых искусствах. » Ответить

Учитель в боевых искусствах.

МН: По-моему, дозрела тема. wrkba написал: Как говорит ЦУГУО САКУМОТО 8-й ДАН, многократный чемпион Мира, по каратэ (стиль «РЮЭЙ-РЮ»): «Всегда старайтесь смотреть на самое лучшеее и самое красивое (имелось ввиду выполнение ката или демонстрация техники), тогда Вы будете знать к чему стремится, а если смотреть на плохое, не долго и самому разучиться!» С уважением Лихобабин П.Е. [A TARGET=_BLANK" HREF=HTTP://www.realkarate.ru]www.realkarate.ru[/A] Я ответил: Кстати, с этим связаны два основных подхода к обучению. 1. «ДЕЛАЙ КАК Я». Метод замечательный, но... Был у меня ученик, который делал всё ну просто прекрасно. Великолепная техника, отличный боец, и учитель из него вырос просто отличный. Звали его Сережа Ломов (к сожалению, умер год назад). Ученики его очень любили, да и успехи у них были налицо - они его во всем копировали, а техника, как я уже сказал, была у Сергея на высшем уровне. Но вот начали мы замечать одну странность - ученики вдруг в самый неподходящий момент начинают ... тянуть голову вперед. Ну просто как жирафы :) Очень быстро выяснилось - у Сергея было не очень хорошее зрение, и он по этой причине иногда совершенно неосознанно начинал тянуться головой вперед. А УЧЕНИКИ ЭТО СЛЕПО КОПИРОВАЛИ. А представьте себе, если принцип «ДЕЛАЙ КАК Я» исповедует учитель с плохими стойками и кривыми ударами! Что, не бывает такого? Да сколько угодно! И результат тоже будет КРИВЫМ. 2. «ДЕЛАЙ КАК Я СКАЗАЛ». Метод, широко применяемый в спорте вообще. Тренер по фигурному катанию совершенно не обязан исполнять прыжок в 6 оборотов, если он может научить этому спортсмена. В этом случае, ученик повторяет не движения тренера, а пытается сделать ту ИДЕАЛЬНУЮ форму техники, которая была описана тренером. Эта ВИРТУАЛЬНАЯ форма должна стать для ученика тем ИДЕАЛОМ, к которому надо стремиться. Проблема тут в том, что не каждый инструктор в состоянии эту форму «ЗАЛОЖИТЬ» ученику в мозг. И далеко не каждый ученик в состоянии изучать технику по «виртуальным формам». 3. Поэтому как правило хороший учитель совмещает оба эти принципа. Где-то покажет, где-то раскажет. И когда МОЖЕТ показать «самое лучшее и самое красивое» сам - показывает. Когда не может - объясняет КАК именно этого достичь. Это один из «компонентов» хорошего учителя.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

ELF: Мой первый Учитель говорил: «Учитель не тот, кто учит. А тот, у кого учатся.». У каждого свой Путь. В том числе и у Учителя. Ученики в какой-то момент присоединяются к Пути Учителя, но чтобы стать мастерами – они должны следовать своим Путем (карма). Это они передадут от Учителя своим ученикам… Это – Традиция… Традиция – не в Теле. Традиция в Разуме.

wrkba: ELF Самолюбование Учителя собой, через успехи ученика – это Слабость Учителя… Такой Учитель – не Воин, а «Женщина-кокетка, любующаяся собой в зеркале»… ================================================== ============== К сожалению, это имеет место в Боевых искусствах как ни где. Описанный Вами вид «учителя» уважаемая ELF, это квинтесенция всех его комплексов, не выполненых им достижений, экстраполируется на учеников и он от них требует всего того, чего не мог сам добиться. А еще и реклама, если ученик удачно выступил. «Чужими руками каштаны из костра таскать»-это наша российскай национальная черта. К сожалению! Лихобабин П.Е. www.realakarate.ru

wrkba: ELF «молодой, окрылившийся орел, поняв Начало, должен начать пробовать свои крылья… Чтобы в один прекрасный момент покинуть гнездо (Учителя) и взлететь…» чтобы быть Победителем всех.. Разве,… это не самая главная награда Учителю ? =========================================== Да, думаю, что это награда. Но редко, когда ученик уходит с благодарностью. Избавившись при помощи учителя и тренировок от комплексов, которые ему привили его родители, школа, наше общество, он (ученик) начинает думать что таким он был всегда. Вот тогда он чаще всего и уходит. И это как раз тот момент, когда он только только может пойти по верному пути в Б.И. Припоминаю такую причу, из жизни Кофуция. Как то раз он сказал своему ученику: «Всё мне тебя учить больше нечему, уходи. Если ты останешься, то очень скоро начнешь ругать меня на каждом углу и говорить, что я выживший из ума старик.» Ученик возмутился и сказал ,что этого никогда не будет, но не прошло и недели ,как он всем стал расказывать, что Конфуций сар, глуп и выжил из ума. Это произошло из-за того, что ученик себя и свои знания прировнял к учителю, посчитав, что он ни чуть не хуже него. Видимо вот так почувствовать, как почувствовал Кофуций, когда, надо расстаться с учеником, это то же великое искусство. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru


wrkba: ЛЮЮЮЮДИИИИИ!!!! АУУУУУУУУУУУУУ!!!! Где Вы все, или это я сам с собой разговариваю? Вот уеду в понедельник на семинар в Испанию, вот тогда будите меня искать. А я, в Испании!!! Вот, выхожу один я на дорогу..... Лихобабин П.Е.

МН: Ну вот, не успеешь на пару дней отъехать на природу, как народ разбегается кто куда. Некоторые, на кого мы не будем показывать пальцами, так даже в Испанию. УСПЕХОВ!

wrkba: МН Спасибо большое, постараюсь привезти мого интересного! С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ШПОН-О-КОННОР: ТОРРА!!!!!!!!!

wrkba: ШПОН-О-КОННОР ТОРРА!!!!!!!!! ==================== Ну да, что-то вроде этого! С уважением Лихобабин П.Е.

ELF: «РОЖДЕННЫЙ РАНЬШЕ» Как вы думаете, кто это? «Рожденный раньше» хранит мудрость поколений и передает ее другим. К нему идут за советом. Его уважают и любят. Это такой же важный человек, как и родители, а иногда и важнее. Догадались? Конечно, это учитель, а по-японски - сэнсэй. Стандартно мы переводим это слово, как «учитель, преподаватель», но для японцев в нем заключен целый мир отношений, построенных на уважении, почитании и любви. Родители дают жизнь, а сэнсэй учит жить. Еще в достаточно недавнем прошлом многие знатные японцы стремились пораньше отдать своих детей учителям, наставникам, чтобы дети раньше познавали мудрость жизни. Наставник становился вторым отцом. Если бы не было тех, кто «родился раньше», то не было бы всего того, что мы имеем сейчас, поэтому японцы относятся к сэнсэям с благоговением, ловят каждое их слово и благодарны им за то, что они согласились потратить свое драгоценное время и поделиться своим опытом. Вот это чувство благодарности один из самых важных элементов японской культуры. Причем благодарность выражается скорее не в материальном эквиваленте, а в моральном. Подарки в знак благодарности и уважения, конечно, дарят, и очень много, но самым главным выражением благодарности является преданность и уважение. Нет большей радости для сэнсэя, чем видеть своего ученика, который следует тем наставлениям, которые получил от учителя. Сэнсэй же в свою очередь будет благодарен за такую преданность и будет в дальнейшем делиться знаниями с этим человеком. В этих отношениях нет слепого копирования слов учителя. Это всегда обдуманное использование полученных знаний, на которые накладывается в дальнейшем собственный опыт. В России многие занимаются традиционными японскими искусствами: икэбана, каллиграфией, боевыми искусствами. Слово «сэнсэй» узнают на первом же занятии, однако для нас это всего лишь японское название, которое просто надо знать. Причем когда некоторые русские начинают звать себя «сэнсэй», то автоматически причисляют себя к японским авторитетам древности и порой забывают, что сами только встали на путь познания какого-либо искусства. Часто мы относимся к учителю, как к руководителю, который быстро распределил обязанности и следит за их выполнением. Однако это, прежде всего, наставник, который следит за каждым шагом, указывает на ошибки и помогает их исправить, что является самым главным. В Японии, когда сэнсэй говорит, все тихо слушают, когда он о чем-то просит, все делают это, и делают очень быстро. Наверное, из-за разницы культур мы привыкли подчиняться тому, кто обладает силой, но редко кто подчиняется только лишь из чувства уважения. Вот чего русские часто не понимают и не принимают. В нашем поведении присутствует момент «хочу и буду» или «не хочу и не буду». Кланяться и соблюдать все ритуалы и правила никто не будет, если не хочет. На одной из тренировок по кэндо (Путь меча) в присутствии японского сэнсэя русские начали самовольно делать то, что каждый хочет, от чего сэнсэй так разозлился, что после занятий не стал отвечать ни на чьи вопросы. Он отказался исправить ошибки учеников, что было самым суровым наказанием. Всего лишь начав заниматься, каждый пытается строить из себя сэнсэя, перебивает, начинает сам показывать и объяснять. Обучение иногда превращается в игру «Испорченный телефон», когда каждый объясняет так, как понял. В Японии новичками, пришедшими на занятия, всегда занимается или сам сэнсэй, или ученик, которому он доверяет, но не любой из присутствующих и тем более не все сразу. Однажды на мастер-классе по каллиграфии японские сэнсэи попросили написать три иероглифа, но присутствующие, взяв в руки кисть, стали писать то, что каждый захотел, так как предложенные иероглифы посчитали слишком простыми и потому недостойными для написания. Сэнсэям ничего не осталось, как только всех одинаково похвалить и этим ограничиться. Русские ушли довольные собой и тем, что показали японцам класс, хотя на самом деле проявили к ним неуважение. Жаль, потому что из-за этого многие клубы японских искусств развиваются медленно и люди теряют очень большую часть настоящей японской культуры. Это происходит само собой из-за разницы мышления и воспитания, и, к сожалению, с подобными перегибами справиться очень трудно. Один из представителей клуба Кэндо выразил желание, как можно скорее взяться за написание научного труда по этому виду спорта, на что пожилой сэнсэй ответил: «Вы будете способны это сделать только когда иссякнут ваши силы. Если вы сделаете все правильно, то никакой силач не сможет победить вас, и именно тогда вы познаете истинную цену мастерства. А сейчас вы просто ученик». Многие сэнсэи, несмотря на то, что отдали избранному занятию почти всю жизнь и многого добились, говорят: «Ну, что вы, я не мастер, я продолжаю учиться». Японцы считают, что сэнсэй должен постоянно совершенствовать себя? быть строгим, великодушным и благодарным своим учителям за то, что он сам смог стать сэнсэем. Ольга Хованчук komanchi@mail.primorye.ru http://russia-japan.nm.ru/hovanchuk11.htm

МН: ELF пишет: цитатаМногие сэнсэи, несмотря на то, что отдали избранному занятию почти всю жизнь и многого добились, говорят: «Ну, что вы, я не мастер, я продолжаю учиться». А как иначе? Это ж не ВУЗ, где «прошел программу», получил диплом - и ты уже СПЕЦИАЛИСТ ну очень широкого профиля! Уже всё знаешь и всему могёшь учить. Представляю себе музыканта, закончившего консерваторию и после этого прекратившего репитиции - «А зачем? Я ж диплом-то получил!» В боевых искусствах (как и в прочих искусствах вообще) это не так. Пока учишься - живешь. Пока живешь - учишься.

Валера: Вот Вы всё очень грамотно пишете и всё правильно. Хочу спросить вот о чем. Я сейчас как раз учусь в РГУФКЕ. Осталось год и потом в свободное плаванье. Буду тренером по карате. Что Вы посоветуете, с чего начать?

ELF: С выбора стиля : -))))))))

МН: ELF пишет: цитатаС выбора стиля : -)))))))) Начать надо бы хотя бы с того, чтобы попасть к хорошему учителю. Потом позаниматься у него лет 10. Поработать в его школе ассистентом еще лет 10. А потом уже думать - а надо ли тебе это всё? А потом уже анализировать - а есть ли у тебя что-то чему ты можешь научить? И РГУФК (как я понимаю - очередная реинкарнация ГЦОЛИФКа) в этой ситуации вполне может дать много полезного. Один мой давний друг и ученик Миша Щепетов как-то раз сказал, что книжку надо прочитать даже в том случае, если ценной окажется всего одна строка.........

ELF: Книжку надо прочитать в любом случае, хотя бы для того, чтобы убедиться, что она пуста : -)))

ElenaS: Валера Расскажите, пожалуйста, а как вообще учат в РГУФКЕ? До института Вы занимались каратэ? Или на первом курсе начали с «0»?



полная версия страницы