Форум » Будо. Боевые искусства » Учитель в боевых искусствах. » Ответить

Учитель в боевых искусствах.

МН: По-моему, дозрела тема. wrkba написал: Как говорит ЦУГУО САКУМОТО 8-й ДАН, многократный чемпион Мира, по каратэ (стиль «РЮЭЙ-РЮ»): «Всегда старайтесь смотреть на самое лучшеее и самое красивое (имелось ввиду выполнение ката или демонстрация техники), тогда Вы будете знать к чему стремится, а если смотреть на плохое, не долго и самому разучиться!» С уважением Лихобабин П.Е. [A TARGET=_BLANK" HREF=HTTP://www.realkarate.ru]www.realkarate.ru[/A] Я ответил: Кстати, с этим связаны два основных подхода к обучению. 1. «ДЕЛАЙ КАК Я». Метод замечательный, но... Был у меня ученик, который делал всё ну просто прекрасно. Великолепная техника, отличный боец, и учитель из него вырос просто отличный. Звали его Сережа Ломов (к сожалению, умер год назад). Ученики его очень любили, да и успехи у них были налицо - они его во всем копировали, а техника, как я уже сказал, была у Сергея на высшем уровне. Но вот начали мы замечать одну странность - ученики вдруг в самый неподходящий момент начинают ... тянуть голову вперед. Ну просто как жирафы :) Очень быстро выяснилось - у Сергея было не очень хорошее зрение, и он по этой причине иногда совершенно неосознанно начинал тянуться головой вперед. А УЧЕНИКИ ЭТО СЛЕПО КОПИРОВАЛИ. А представьте себе, если принцип «ДЕЛАЙ КАК Я» исповедует учитель с плохими стойками и кривыми ударами! Что, не бывает такого? Да сколько угодно! И результат тоже будет КРИВЫМ. 2. «ДЕЛАЙ КАК Я СКАЗАЛ». Метод, широко применяемый в спорте вообще. Тренер по фигурному катанию совершенно не обязан исполнять прыжок в 6 оборотов, если он может научить этому спортсмена. В этом случае, ученик повторяет не движения тренера, а пытается сделать ту ИДЕАЛЬНУЮ форму техники, которая была описана тренером. Эта ВИРТУАЛЬНАЯ форма должна стать для ученика тем ИДЕАЛОМ, к которому надо стремиться. Проблема тут в том, что не каждый инструктор в состоянии эту форму «ЗАЛОЖИТЬ» ученику в мозг. И далеко не каждый ученик в состоянии изучать технику по «виртуальным формам». 3. Поэтому как правило хороший учитель совмещает оба эти принципа. Где-то покажет, где-то раскажет. И когда МОЖЕТ показать «самое лучшее и самое красивое» сам - показывает. Когда не может - объясняет КАК именно этого достичь. Это один из «компонентов» хорошего учителя.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

МН: Автор постинга - wrkba 1. Необходимо поставить правильную геометрию удара. (Сюда входит: верная траектория движения. Верное направление удара. Расположение опорной ноги и корпуса, на протяжении всего движения удара. Конечная фаза, то бишь момент контакта с мешенью. И отдергивание ноги, если удар выполняется с таковым). На начальной стадии обучения, все движения выполняются медленно и с больши вниманием. И желательно уже на этой стадии выполнять движение удара с фиксацией на какой-нибудь мишени. 2. После того как общая геометрия удара поставленна, добавляем динамику. То есть, прибавляем скорось и концентрацию в конечной фазе удара, и следим за тем что бы техника удара не ломалась. Если вдруг чувствуете, что движение становится не кординированным, возвращаемся к первому пункту и несколько раз выполняем в среднем темпе. 3.Первый и второй пункт выполнялись в статике, теперь добовляем динамику передвижения. В направлении удара или в противоход от удара (если удар выполняется на отходе).Учтите, что само передвижение может или усилить ваш удар в несколько раз или ослабить удар противника. 4. Вставляем удар в каку-нибудь комбинацию и следим как он там у нас приживается. Если опять проблемы возвращаемся к пункту №1 5. Пробуем выполнить этот удар на каком-нибудь ударном снаряде: макивара, мешок, в крайнем случае на боксеркой лапе. Опять, сначало в статике, а затем из передвижения. Здесь уже работает фактор ДИСТАНЦИЯ. И как вы должы рапологать себя пред тем как произойдет удар по снаряду. 6. Если все первые упражнения прошли довольно успешно, можно переходить к отработки этого удара с партнером. Сначало в замедленном темпе, с фиксацией вашего удара перед точками на теле партнера (удар не доводится до цели 2-3см), а затем партнер старается сблокировать ваш удар, каким -либо блоком. Потом он делает этот же удар и вы блокируете. Чтобы хорошо наносить удар по противнику надо знать как и главное когда, он сможет защитется от него. 7.В упражнениях с партнером, добавить передвижения, как в спаренге, но удары и блоки выполняются в среднем темпе. 8. Если все проходит нормально, у вас должно появиться чувство «тайменга», то есть когда наносить и с какой дистанции ( ну и конечно куда наносить). Если этого чувства не появилось продолжайте работать в среднем темпе. 9. Пробуем, применять изученный удар в свободном поединке, в разных вариантах пердвижения и с разной скоростью. P.S.(и всё это может занять не один месяц, а может и год тренировок!) С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: При грамотном учителе - это действительно достаточно просто. Просто следовать его рекомендациям, не забывая о самостоятельной отработке техники. К сожалению, многие инструктора забывают о том, что каратэ - это достаточно сложный комплекс весьма сложнокоординированных движений. В самом простом (на первый взгляд) ударе надо контролировать ВСЁ ТЕЛО - от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук. Это весьма сложно для неподготовленного ученика. Поэтому существуют методики обучения именно ЭТОМУ - контролю над своим телом. Знает учитель эти методики - честь ему и хвала. Интересуется он при этом еще и основами биомеханики - совсем молодец. Изучает к тому же педагогику и психологию - надо снять перед ним шляпу и не задумываясь пойти к нему учиться.

ELF: «Костыли… или SOS» Почему тренер должен додумывать за ученика? А если их 30? 40? 180? Почему ученик не умеет сам проанализировать тонкости приема, чтобы с учетом своих личных природных способностей и полученных навыков сделать корректировки (адаптацию приема под себя исходя из собственных данных с целью исполнения с наивысшей эффективностью). Доколе ученик будет перекладывать Ответственность за думанье (Разум) на окружающих его людей? И сколько будет продолжаться такая безответственность? До старости? И не обязательно в каратэ.. вообще.. по жизни… Чужой опыт – это чужой опыт. Эффективное исполнение одного человека может оказаться совершенно неэффективным у другого…Левша не станет хорошим правшой. А длинноногому нельзя укоротить ноги. И в клуб невозможно принимать людей по жесткому антропометрическому стандарту… ИМХО: Он должен думать САМ… без посторонних «костылей»…


ШПОН-О-КОННОР: МН пишет: цитатанадо снять перед ним шляпу и не задумываясь пойти к нему учиться ну дык мы вроде так и делаем... хотя таких учителей не то чтобы единицы....пальцев на одной руке хватит..ну это мое мнение..но как говориться «дорогу осилит идущий» и «даже когда он падал, он что то поднимал для себя»...

МН: ELF Ну Вы правы. Но лишь отчасти. Ученик ОБЯЗАН ДУМАТЬ. Это естественно. Но он НЕ ОБЯЗАН ЗНАТЬ. Если бы он знал - он был бы не УЧЕНИКОМ, а УЧИТЕЛЕМ. И работа учителя - научить и левшу, и длинноногого и даже однорукого. Если он - УЧИТЕЛЬ. К тому же - не забывайте поговорку - УМНЫЕ УЧАТСЯ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ. И задача учителя - обозначить эти ошибки (даже не всегда оградить - иногда собственная ошибка запоминается в сто раз лучше, чем рассказ о чужой!).

ШПОН-О-КОННОР: извените ученика тугоумного: я смысла темы не понимаю-мы пытаемся клонировать идеального ученика или идеального учителя (что то вроде гранд мастера Йодо?)

МН: Идеальный ученик??? Идеальный учитель????? Это фантастика Но из любого ... «ученика тупоумного» хороший учитель может сделать хорошего ученика Но надо уметь это делать.

wrkba: ШПОН-О-КОННОР дорогу осилит идущий» и «даже когда он падал, он что то поднимал для себя»... =============================== Хорошо, сказанно! ================================ ELF[/B «Костыли… или SOS» =================================== Отлично подмеченно! =================================== МН Ну Вы правы. Но лишь отчасти. Ученик ОБЯЗАН ДУМАТЬ. Это естественно. Но он НЕ ОБЯЗАН ЗНАТЬ. Если бы он знал - он был бы не УЧЕНИКОМ, а УЧИТЕЛЕМ ================================================== ========================== А постинг уважаемого МН, расставляет всё на свои места! Я уже писал на этом форуме о том что учителей Б.И. бывает два вида. 1. Последователь (он продолжатель традиций школы, был исполнительным учеником и по наследству получил звание наставника). 2.Реформатор (изучал несколько стилей, провёл анализ и создал, свою школу). P.S.О дельцах и аферистах от Б.И. речь не идёт. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ШПОН-О-КОННОР: какие мы все молодцы!

ELF: WRKBA-san Я рада, что мою, столь неумело изложенную мысль Вы поняли : -) Умению анализировать «под себя» - это психология Победителя… Тем не менее, я считаю, что у МН-сан, тоже правильная мысль… Наша задача «разогнать» (дать начальное представление и умение) ученику… Но в какой-то момент, ученик, как «молодой, окрылившийся орел, поняв Начало, должен начать пробовать свои крылья… Чтобы в один прекрасный момент покинуть гнездо (Учителя) и взлететь…» чтобы быть Победителем всех.. Разве,… это не самая главная награда Учителю ? : -)

ELF: ….дорогу осилит идущий» --------- «Дорога в тысячу ли, начинается с первого шага….»

МН: wrkba пишет: цитата -------------------------------------------------- ------------------------------ учителей Б.И. бывает два вида. 1. Последователь (он продолжатель традиций школы, был исполнительным учеником и по наследству получил звание наставника). 2.Реформатор (изучал несколько стилей, провёл анализ и создал, свою школу). -------------------------------------------------- ------------------------------ Да, в общем виде конечно. Ведь не бывает чисто черного и чисто белого. И «Последователь» обязательно будет где-то как-то «Реформатором». И «Реформатор» обязательно будет в чем-то «Последователем». Единство и борьба противоположностей.....................

МН: ELF пишет: цитата -------------------------------------------------- ------------------------------ Разве,… это не самая главная награда Учителю ? -------------------------------------------------- ------------------------------ Конечно. Как говорят собачники - «Сук ценят по щенкам». Каждый новый рубеж, покоренный учеником - это и рубеж, покоренный учителем. Ученик получил 1 кю? Значит учитель МОЖЕТ учить на 1 кю! Получил 3 Дан? Значит учитель вырос - может учить на 3 Дан. Стал чемпионом - значит учитель может воспитывать чемпионов. Чем выше уровень учеников, тем выше поднимается мастерство учителя. «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», как сказал русский поэт Евгений Винокуров.

wrkba: МН Да, в общем виде конечно. Ведь не бывает чисто черного и чисто белого. И «Последователь» обязательно будет где-то как-то «Реформатором». И «Реформатор» обязательно будет в чем-то «Последователем». Единство и борьба противоположностей ======================================= Безусловно, хочу заметить, что интересы и того и другого вида учителя могут меняться, как от его возраста, так и от его уровня на данном отрезке времени. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ELF: Нет.. МН-сан… Вы не поняли меня… Самолюбование Учителя собой, через успехи ученика – это Слабость Учителя… Такой Учитель – не Воин, а «Женщина-кокетка, любующаяся собой в зеркале»…

ELF: Мой первый Учитель говорил: «Учитель не тот, кто учит. А тот, у кого учатся.». У каждого свой Путь. В том числе и у Учителя. Ученики в какой-то момент присоединяются к Пути Учителя, но чтобы стать мастерами – они должны следовать своим Путем (карма). Это они передадут от Учителя своим ученикам… Это – Традиция… Традиция – не в Теле. Традиция в Разуме.

wrkba: ELF Самолюбование Учителя собой, через успехи ученика – это Слабость Учителя… Такой Учитель – не Воин, а «Женщина-кокетка, любующаяся собой в зеркале»… ================================================== ============== К сожалению, это имеет место в Боевых искусствах как ни где. Описанный Вами вид «учителя» уважаемая ELF, это квинтесенция всех его комплексов, не выполненых им достижений, экстраполируется на учеников и он от них требует всего того, чего не мог сам добиться. А еще и реклама, если ученик удачно выступил. «Чужими руками каштаны из костра таскать»-это наша российскай национальная черта. К сожалению! Лихобабин П.Е. www.realakarate.ru

wrkba: ELF «молодой, окрылившийся орел, поняв Начало, должен начать пробовать свои крылья… Чтобы в один прекрасный момент покинуть гнездо (Учителя) и взлететь…» чтобы быть Победителем всех.. Разве,… это не самая главная награда Учителю ? =========================================== Да, думаю, что это награда. Но редко, когда ученик уходит с благодарностью. Избавившись при помощи учителя и тренировок от комплексов, которые ему привили его родители, школа, наше общество, он (ученик) начинает думать что таким он был всегда. Вот тогда он чаще всего и уходит. И это как раз тот момент, когда он только только может пойти по верному пути в Б.И. Припоминаю такую причу, из жизни Кофуция. Как то раз он сказал своему ученику: «Всё мне тебя учить больше нечему, уходи. Если ты останешься, то очень скоро начнешь ругать меня на каждом углу и говорить, что я выживший из ума старик.» Ученик возмутился и сказал ,что этого никогда не будет, но не прошло и недели ,как он всем стал расказывать, что Конфуций сар, глуп и выжил из ума. Это произошло из-за того, что ученик себя и свои знания прировнял к учителю, посчитав, что он ни чуть не хуже него. Видимо вот так почувствовать, как почувствовал Кофуций, когда, надо расстаться с учеником, это то же великое искусство. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

wrkba: ЛЮЮЮЮДИИИИИ!!!! АУУУУУУУУУУУУУ!!!! Где Вы все, или это я сам с собой разговариваю? Вот уеду в понедельник на семинар в Испанию, вот тогда будите меня искать. А я, в Испании!!! Вот, выхожу один я на дорогу..... Лихобабин П.Е.

МН: Ну вот, не успеешь на пару дней отъехать на природу, как народ разбегается кто куда. Некоторые, на кого мы не будем показывать пальцами, так даже в Испанию. УСПЕХОВ!

wrkba: МН Спасибо большое, постараюсь привезти мого интересного! С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ШПОН-О-КОННОР: ТОРРА!!!!!!!!!

wrkba: ШПОН-О-КОННОР ТОРРА!!!!!!!!! ==================== Ну да, что-то вроде этого! С уважением Лихобабин П.Е.

ELF: «РОЖДЕННЫЙ РАНЬШЕ» Как вы думаете, кто это? «Рожденный раньше» хранит мудрость поколений и передает ее другим. К нему идут за советом. Его уважают и любят. Это такой же важный человек, как и родители, а иногда и важнее. Догадались? Конечно, это учитель, а по-японски - сэнсэй. Стандартно мы переводим это слово, как «учитель, преподаватель», но для японцев в нем заключен целый мир отношений, построенных на уважении, почитании и любви. Родители дают жизнь, а сэнсэй учит жить. Еще в достаточно недавнем прошлом многие знатные японцы стремились пораньше отдать своих детей учителям, наставникам, чтобы дети раньше познавали мудрость жизни. Наставник становился вторым отцом. Если бы не было тех, кто «родился раньше», то не было бы всего того, что мы имеем сейчас, поэтому японцы относятся к сэнсэям с благоговением, ловят каждое их слово и благодарны им за то, что они согласились потратить свое драгоценное время и поделиться своим опытом. Вот это чувство благодарности один из самых важных элементов японской культуры. Причем благодарность выражается скорее не в материальном эквиваленте, а в моральном. Подарки в знак благодарности и уважения, конечно, дарят, и очень много, но самым главным выражением благодарности является преданность и уважение. Нет большей радости для сэнсэя, чем видеть своего ученика, который следует тем наставлениям, которые получил от учителя. Сэнсэй же в свою очередь будет благодарен за такую преданность и будет в дальнейшем делиться знаниями с этим человеком. В этих отношениях нет слепого копирования слов учителя. Это всегда обдуманное использование полученных знаний, на которые накладывается в дальнейшем собственный опыт. В России многие занимаются традиционными японскими искусствами: икэбана, каллиграфией, боевыми искусствами. Слово «сэнсэй» узнают на первом же занятии, однако для нас это всего лишь японское название, которое просто надо знать. Причем когда некоторые русские начинают звать себя «сэнсэй», то автоматически причисляют себя к японским авторитетам древности и порой забывают, что сами только встали на путь познания какого-либо искусства. Часто мы относимся к учителю, как к руководителю, который быстро распределил обязанности и следит за их выполнением. Однако это, прежде всего, наставник, который следит за каждым шагом, указывает на ошибки и помогает их исправить, что является самым главным. В Японии, когда сэнсэй говорит, все тихо слушают, когда он о чем-то просит, все делают это, и делают очень быстро. Наверное, из-за разницы культур мы привыкли подчиняться тому, кто обладает силой, но редко кто подчиняется только лишь из чувства уважения. Вот чего русские часто не понимают и не принимают. В нашем поведении присутствует момент «хочу и буду» или «не хочу и не буду». Кланяться и соблюдать все ритуалы и правила никто не будет, если не хочет. На одной из тренировок по кэндо (Путь меча) в присутствии японского сэнсэя русские начали самовольно делать то, что каждый хочет, от чего сэнсэй так разозлился, что после занятий не стал отвечать ни на чьи вопросы. Он отказался исправить ошибки учеников, что было самым суровым наказанием. Всего лишь начав заниматься, каждый пытается строить из себя сэнсэя, перебивает, начинает сам показывать и объяснять. Обучение иногда превращается в игру «Испорченный телефон», когда каждый объясняет так, как понял. В Японии новичками, пришедшими на занятия, всегда занимается или сам сэнсэй, или ученик, которому он доверяет, но не любой из присутствующих и тем более не все сразу. Однажды на мастер-классе по каллиграфии японские сэнсэи попросили написать три иероглифа, но присутствующие, взяв в руки кисть, стали писать то, что каждый захотел, так как предложенные иероглифы посчитали слишком простыми и потому недостойными для написания. Сэнсэям ничего не осталось, как только всех одинаково похвалить и этим ограничиться. Русские ушли довольные собой и тем, что показали японцам класс, хотя на самом деле проявили к ним неуважение. Жаль, потому что из-за этого многие клубы японских искусств развиваются медленно и люди теряют очень большую часть настоящей японской культуры. Это происходит само собой из-за разницы мышления и воспитания, и, к сожалению, с подобными перегибами справиться очень трудно. Один из представителей клуба Кэндо выразил желание, как можно скорее взяться за написание научного труда по этому виду спорта, на что пожилой сэнсэй ответил: «Вы будете способны это сделать только когда иссякнут ваши силы. Если вы сделаете все правильно, то никакой силач не сможет победить вас, и именно тогда вы познаете истинную цену мастерства. А сейчас вы просто ученик». Многие сэнсэи, несмотря на то, что отдали избранному занятию почти всю жизнь и многого добились, говорят: «Ну, что вы, я не мастер, я продолжаю учиться». Японцы считают, что сэнсэй должен постоянно совершенствовать себя? быть строгим, великодушным и благодарным своим учителям за то, что он сам смог стать сэнсэем. Ольга Хованчук komanchi@mail.primorye.ru http://russia-japan.nm.ru/hovanchuk11.htm

МН: ELF пишет: цитатаМногие сэнсэи, несмотря на то, что отдали избранному занятию почти всю жизнь и многого добились, говорят: «Ну, что вы, я не мастер, я продолжаю учиться». А как иначе? Это ж не ВУЗ, где «прошел программу», получил диплом - и ты уже СПЕЦИАЛИСТ ну очень широкого профиля! Уже всё знаешь и всему могёшь учить. Представляю себе музыканта, закончившего консерваторию и после этого прекратившего репитиции - «А зачем? Я ж диплом-то получил!» В боевых искусствах (как и в прочих искусствах вообще) это не так. Пока учишься - живешь. Пока живешь - учишься.

Валера: Вот Вы всё очень грамотно пишете и всё правильно. Хочу спросить вот о чем. Я сейчас как раз учусь в РГУФКЕ. Осталось год и потом в свободное плаванье. Буду тренером по карате. Что Вы посоветуете, с чего начать?

ELF: С выбора стиля : -))))))))

МН: ELF пишет: цитатаС выбора стиля : -)))))))) Начать надо бы хотя бы с того, чтобы попасть к хорошему учителю. Потом позаниматься у него лет 10. Поработать в его школе ассистентом еще лет 10. А потом уже думать - а надо ли тебе это всё? А потом уже анализировать - а есть ли у тебя что-то чему ты можешь научить? И РГУФК (как я понимаю - очередная реинкарнация ГЦОЛИФКа) в этой ситуации вполне может дать много полезного. Один мой давний друг и ученик Миша Щепетов как-то раз сказал, что книжку надо прочитать даже в том случае, если ценной окажется всего одна строка.........

ELF: Книжку надо прочитать в любом случае, хотя бы для того, чтобы убедиться, что она пуста : -)))

ElenaS: Валера Расскажите, пожалуйста, а как вообще учат в РГУФКЕ? До института Вы занимались каратэ? Или на первом курсе начали с «0»?

Валера: ElenaS Учат нормально. Много чего не нужно будет никогда для тренера Я до института занимался каратэ полтора года в федерации традиционного каратэ шотокан. В институте занимаюсь сито-кай. Немножко занимался кекусином. Сейчас хочу заняться чем-нибудь из ушу.

МН: Для того, чтобы стать учителем РГУФКа маловато будет...

ELF: Для спорта - сойдет и так

aleks: Валера Я до института занимался каратэ полтора года в федерации традиционного каратэ шотокан. В институте занимаюсь сито-кай. Немножко занимался кекусином. Сейчас хочу заняться чем-нибудь из ушу. А ещё можно телек посмотреть, пиво попить , в крайнем случае макроме, а так же, уборка помещений, чистка обуви, ловля мух и тому побобное.......... aleks

ELF: Aleks-сан... У Вас весьма «трезвое» ВИДЕНИЕ (:-)) Вы уже давно на «Тропе» Каратэ-до? : -)

aleks: ELF Aleks-сан... У Вас весьма «трезвое» ВИДЕНИЕ (:-)) Вы уже давно на «Тропе» Каратэ-до? : -) Очень, очень давно с 1973 года. Начинал заниматься у Сато, Сито-рю, в дальнейшем занимался и шотоканом , но так же как и уважаемый «wrkba-сан», вернулся к Окинавскому каратэ. aleks

wrkba: aleks но так же как и уважаемый «wrkba-сан», вернулся к Окинавскому каратэ. aleks ============================= В моём случае слово «вернулся», скорее надо читать как вернулся к истокам каратэ. Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru P.S. А сам я вернулся из Турции, там состоялась встреча, всех шеф-инструкторов W.R.K.B.A., для налаживания координации и взаимодействия, при присуждении квалификационных категорий. А то последнее время появилось очень много «левых» ДАНов. Есть такое понятие как «почётный первый ДАН», но обладатель такого ДАНа не имеет право на преподавание. Это как бы свадебный генерал, которого отметили в своё время за какие-то заслуги, но отдельные личности этим пользуются, пытаясь раскрутить себя как великого мастера БИ. Вот и приходиться бороться с такими, гражданами, проводя всякие «подтверждения» или «пересдачу». Для нормального мастера , это не проблема, подтвердить свой уровень, а вот аферисту придётся или распрощаться с ДАНом или действительно начать серьёзно заниматься БИ.

ГАРИК: Валера Учат нормально. Много чего не нужно будет никогда для тренера Я до института занимался каратэ полтора года в федерации традиционного каратэ шотокан. В институте занимаюсь сито-кай. Немножко занимался кекусином. Сейчас хочу заняться чем-нибудь из ушу. Нет, ну я понимаю там преподают основы остатков советского спорто-ведения, это хорошо. Всякая там физиология спорта, история спорта, и всё такое, а вот кто им сам предмет специализации преподаёт? Знаю не по наслышке, что например в Японии, в униве-ах преподы по БИ весьма уважаемые люди в Мире. А у нас кто? При нашем вечном «продвижении своих людей», а то и вообще родственников, как можно подобрать толкового специалиста каратэ или другого вида БИ. Это как получается, один всю жизнь на это положил и он не специалист, а другой проучился в ин-те 4 года и вышел мастером БИ? Да за 4-ре года и ката не научишся нормально делать! Ну просто опять, наши российские чудеса!!!!!!!!!! ГАРИК

Валера: Врача можно научить делать операции и лечить больных за 5 лет. Ничего страшного. Я в этом году получил МС по каратэ, значит кое что умею. Учат нас хорошие учителя. Я занимаюсь сейчас у Ю.Б.Калашникова. Он один из первых мастеров спорта по каратэ.

ГАРИК: Валера ММММММ-да! Ну что ж, удачи! Только вот в настоящем каратэ звания «мастер спорта» не присваевается, да его просто не существует. Видимо Вас учат именно спортивному, российскому каратэ, а там всё возможно. ГАРИК

ГАРИК: Валера Врача можно научить делать операции и лечить больных за 5 лет. Дорогой мой друг, с нашими врачами по осторожней, знаем мы как они лечат! А каратэ это не медицина.

aleks: Помню г. Калашникова по первым годам Советского каратэ, тогда он был просто Юра. Мой вопрос к Валерию, Ю.Б. Калашников проводит у вас практические занятия ( я имею ввиду сам переодевается в кимоно и что-то показывает), или читает только теорерический курс? Спасибо aleks/

wrkba: Валера ГАРИК Думаю, что в наше время имеет место и та, и другая точка зрения. Это как в производстве автомобилей. Есть машины для всех, «Лады», «Москвичи» и т.п., а есть «Майбах», «Ягуар», «Бентли» и т.п. Кому то будет достаточно передвигаться и на «Ладе», а кто-то захочет ездить на «Ягуаре». Так и в Б.И. Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ELF: А машины будут производиться до тех пор, пока их покупают... А если их покупают, значит производить их - есть смысл : -)

ElenaS: ELF пишет: цитатаА если их покупают, значит производить их - есть смысл И кто «покупает» таких инструкторов? И по какому виду БИ будет квалификация? В Москве конкуренция секций БИ серьезная. Не думаю, что такой мастер спорта найдет работу.

wrkba: ElenaS В Москве конкуренция секций БИ серьезная. Не думаю, что такой мастер спорта найдет работу. ========================= Вот и мы об этом! Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: Найдет. Во всяких «фитнесс-центрах» и прочих «кружках по интересам». Но к ШКОЛЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ это никакого отношения не имеет. А в сложившуюся школу, авторскую школу - никогда. Я в свою школу никогда не возьму кого-то (пусть даже с высшим спортивным образованием) со стороны. Только своего ученика.

wrkba: МН А в сложившуюся школу, авторскую школу - никогда. Я в свою школу никогда не возьму кого-то (пусть даже с высшим спортивным образованием) со стороны. Только своего ученика. ========================= Солидарен полностью! Но, все вот такие «мастера спорта», потом сбиваются в кучу и создают свякие там федерации традиционных каратэ или смертельных носителей знаний джиу-джитсу и тому подобные ахинеи! Правда, живут такие сообщества не долго, но нагадить хорошим школам успевают, т.к полностью дискридетируют, только одним своим существованием дух Б.И. Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: wrkba пишет: цитатаполностью дискридетируют, только одним своим существованием дух Б.И. Позвольте не согласиться. Не «полностью дискредитируют», а «пытаются дискредитировать». Но пытаются. Это точно... Сегодня пришло мне письмо. Человек хочет начать заниматься каратэ и спрашивает: «У нас по Ленинскому проспекту развешены объявления о наборе в ФЕДЕРАЦИЮ ТРАДИЦИОННОГО ШОТОКАН КАРАТЕ. Я обратился по указанному там телефону с вопросом о наборе, а мне сказали, что это спортивная федерация и главная их забота это подготовка спортсменов (выделено мной).» Вот я и думаю - ведь это совершенно очевидная попытка дискредитации не только Шотокана, а и каратэ вообще. Ведь «отцы-основатели», от которых и идет эта самая ТРАДИЦИЯ, категорически отрицали любую «спортивность» каратэ!

wrkba: М-дааааааааа! Уважаемый МН. Вот в этом и основная проблема, объявления на заборах, посулы быстрых достижений и т.п. Не помню кто, но кто-то весьма мудрый человек сказал: «ТАЛАНТУ НУЖНО ПОМОГАТЬ, СЕРОСТЬ САМА СЕБЕ ДОРОГУ ПРОБЬЁТ!» Вот она себе и пробивает, бумажками на заборах! p.s. у нас в Ростове такая же ситуация. Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: Поэтому мой подход - воспитание инструктора для моей школы только внутри самой школы. А уж какое у него образование - вопрос двадцать пятый (хотя высшее спортивное - не самый плохой вариант )

wrkba: МН (хотя высшее спортивное - не самый плохой вариант ) ======================= Безусловно. С уважением Лихобабин П.Е.

wrkba: У нас в Ростове, появился инструктор по кен-до. Кто такой откуда? Да просто был каратистом, не совсем удачным, купил комплект «амо» и пошёл в кен-до. Сразу стал звездой. На местном ТВ в интервью он говорит: » многие наши ребята прогрессируют и имеют высокий уровень, ВОТ Я НАПРИМЕР!» Скромняга! Как он велик в своём невежестве! И вот таких вот самодуров полным полно! Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: Мне всегда жалко учеников таких «специалистов». Хотя сейчас......... выбор достаточно большой. Совсем не обязательно заниматься у жулика

ELF: А я вот питаю глубокое убеждение, что научиться, есть чему даже у «горе»-мастера : -))) Было бы желание и мозги

МН: А какая-такая нужда учиться у «горе-мастера»?

ELF: уф... это огромная тема Это связано с осознаванием того, что «Ничто в жизни просто так не бывает » (Но не путать с понятием Судьба)

МН: Нет уж, увольте. Учиться надо у мастера, у хорошего учителя. От ученика, конечно, тоже многое зависит, но... Видел в своей жизни немало тех, кому не повезло - попали к хреновому учителю. Всегда было жаль этих людей. Не повезло.

ELF: нет, Михаил-сан Все не так просто...: -))) Вспомните, за пропущенный от партнера удар - мы должны быть благодарны Если тебе «Судьба» «подкинула» на каком-то этапе жизни незадачливого мастера - значит ТАК НАДО ТЕБЕ - САМОМУ СЕБЕ (это - Карма)

МН: Есть у меня давний приятель. Ох как ему легко жить! Что бы ни случилось - «Это карма!». Ребенок заболел - «значит, так надо». Кирпич на голову упал - «сам виноват!» А мне больше нравится - КАЖДЫЙ САМ КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ.

ELF: А мне больше нравится - КАЖДЫЙ САМ КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. ---------- Не без этого : -) , но это лишь поверхность НЕКОЕКОГО ПОНЯТИЯ... У осознавания прямых слов - нет... Можно можно только «уловить между срок образа»... все в мире двойственно... Например, чтобы понять, что такое «белое» необходимо понятие «черное» - потому, что прямыми словами, что есть «белый цвет» Вы описать не сможете... Все это применимо так же к понятию: «хорошо» и «плохо»... Чтобы понять, что «тренер хорош», нужно также знать, что такое «тренер плох»

МН: Возможно. Но такие эксперименты ставить на себе? Нет уж...

ELF: На себе.. и только на себе... и требовать только от себя... и не пытаться переделывать мир или других людей под себя: -))) Это - Путь слабака (и дурака и, в конечном счете - труса и подлеца)

МН: Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше мир прогнется под нас. А.Макаревич

ELF: А «где» Макаревич - счастливый человек? : -)))))) У него же на лице все написано

МН: Человек, реализовавший себя (а Макаревич однозначно относится к этой категории) не может не быть счастливым. Естественно, у каждого человек бывают моменты, когда он вряд ли чувствует себя «счастливчиком», но ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ ТОЛЬКО ПОЛНЫЕ ДЕБИЛЫ.

ELF: Макаревич, видно, и а-приори - не имеет счастья (гармония) в жизни - иначе жил бы себе, и жил, и не лез бы на телевидение...(т.к. пребывать «на людях» уже признак беспокойства человека по жизни, т.е. «ЧЕГО-ТО ЕМУ ЕЩЕ НУЖНО, то бищь - по-нашему - весьма далек от Нирваны) : -)) Он человек - несвободный. Несвободный = несчастный. Цель жизни - гармония с самим собой... Гармония с самим с собой не требует ПУБЛИЧНЫХ АКТОВ ДЕМОНСТРАЦИИ СЕБЯ НА ЛЮДЯХ

МН: Каждый РЕАЛИЗУЕТСЯ по-своему. Кто-то - и на телевидении. Каждому - своё. Все мы в определенной степени НЕСВОБОДНЫ. И от общества, и от погоды, и от плохого качества интернета, и от дураков нас окружающих.

ELF: Каждый, кто осознает состояние «Свобода», так же и владеет и состоянием «Осознанная жестокость»... Я Вас спрошу: Почему вокруг столько несчастных людей? (Т.е. тех, кто не доволен тем, что имеет в жизни и идет на поводу своих желаний) Вокруг одни жалобы.. Достаточно включить телевизор и посмотреть НОВОСТИ Психология любой Новостной передачи на Любомом канале соответствует принципу: «НЕ расстраивайтесь - есть люди, которым хуже, чем Вам.. и, вообще, мир катится - в тар-тара-ры...» Если Вы будете этому возражать, то ЗАМКНЕТЕ КРУГ, т.к. понятие «Плохой тренер» - это! - по сути - ЖАБОБА (!) То, о чем, я выше писала... Счастливый (гармоничный) человек НИКОГДА не будет говорить, что его тренер ПЛОХ, т.к. - это ЖАЛОБА А жалующийся человек, достоин того, о чем о ЖАЛУЕТСЯ

МН: Это Вы так считаете. На мой взгляд осознание того, что тренер ПЛОХ - уже шаг вперед. Во всяком случае понимание этого - это уже шаг к ХОРОШЕМУ тренеру

ELF: ELF 21.10.2004 20:24 А я вот питаю глубокое убеждение, что научиться, есть чему даже у «горе»-мастера : -))) Было бы желание и мозги -------------------------- MH-san 21.10.2004 20:49 Нет уж, увольте. Учиться надо у мастера, у хорошего учителя. От ученика, конечно, тоже многое зависит, но... Видел в своей жизни немало тех, кому не повезло - попали к хреновому учителю. Всегда было жаль этих людей. Не повезло. ---------------------- ELF 21.10.2004 21:18 Все это применимо так же к понятию: «хорошо» и «плохо»... Чтобы понять, что «тренер хорош», нужно также знать, что такое «тренер плох» -------------- MH-san 21.10.2004 23:15 Это Вы так считаете. На мой взгляд осознание того, что тренер ПЛОХ - уже шаг вперед. Во всяком случае понимание этого - это уже шаг к ХОРОШЕМУ тренеру = ========= Дык...: -))) Прошу прощения... просто часом назад я говорила о том же, но моя слабость в том, что я слабо еще владею Синтаксисом... Прошу прощения

ELF: Поэтому, если - тренер - ПЛОХ это - НУЖНО ... это - карма : -))) т.е. через это нужно пройти, чтобы только лишь получить урок.... НО СКАЖУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЭТОТ ПОСТУЛАТ ДЗЭН - ВСЕ ЕЩЕ НАМНОГО СЛОЖНЕЕ....

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! Уже давно веду беседы о боевых искусствах на одном из оружейных форумов. Часто встречаюсь с глубоким непониманием того, что именно является каратэ, и как правильно ему учить и учиться. Хотелось бы получить ответ на постинг, написанный одним из представителей УНИБОСа по этому поводу: 2 Келтек. Я вот чего не понимаю. Боевое искусство, при регулярной практике, накладывает определенный отпечаток на человеческие рефлексы. В чем отличие спорта от уличного боя? В спорте изучаются самые сложные и неэффективные приемы, которыми труднее всего травмировать соперника, которые зрелищны и заметны судьям и зрителям, и которые не позволяют в большинстве случаев выиграть мгновенно - поединок должне быть достаточно продолжительным. Уличный бой - прямая противоположность: технический арсенал состоит из самых простых и естественных движений, большая часть которых опасна для здоровья и жизни, масса травмирующих приемов, техники быстрые и незаметные, большая часть из них заканчивает бой сразу же, в первые же секунды. Человек вырабатывает определенные боевые рефлексы. Вопрос: КАК можно одновременно уметь то и другое? Практически все последователи боевых стилей физически не могут выступать в соревнованиях: они безбожно фолят на уровне рефлекса. Если я, например, вижу открытый пах - я в него бью. Ели чувствую, что пройдет удар в колено - бью в колено. Если противник до конца выпрямил руку в ударе - я рефлектороно врежу ему в локтевой сустав. Это на уровне подсознания, именно такие рефлексы и позволяют думать в бою не о технике, а о тактике и уловках. Если же человек занимается спортом, то КАК он может уметь защищать ноги и пах, если его туда никогда не бьют? Почти все спортсмены не прикрывают колени и пах, поскольку бить туда запрещено правилами. Это опять ж на уровне рефлекса - лучше стоять повыше и руки держать у головы, потому что бьют только туда. Если человек не умеет ломать пальцы противника при ЛЮБОМ удобном случае, не включая сознание, то он просто не успеет сообразить об этом в бою. Если человек привык драться босиком - он просто не сможет правильно бить носком ботинка. Человек вообще не может делать того, чему он не учился достаточное время. Работа против ножа... Видел я, как в каратэ работают против ножа. Дайте этот нож любому гопнику, который не будет поддаваться - и вы увидите, чем все закончится. Отрабатываются приемы от совершенно нереальных ударов. Не работают на улице так ножом! Защита от палки. Я не видел никого, кто умел бы от нее защищаться, кроме бойцов Шоу-Дао и УНИБОС. Сколько часов за год тратит средний каратист на отработку защиты от палки? Вот именно. И что он будет уметь? Как этой палкой бьют? С шагом вперед, практически кулаком, из которого куда-то за голову торчит палка. На улице бьют концом палки, с большой дистанции и с оттяжкой. И очень быстро бьют, надо заметить. Если я приду и ударю палкой, что будет? Прсто диагональный удар сверху, самый «народный». Только я буду стараться попасть, а не поддаваться. И бить буду со всей дури, в полную скорость. Сколько продвинутых каратистов увернутся? Хорошо если один из ста. Если человек не умеет работать палкой и ножом - как он сможет от этого защищаться? Он не знает возможностей оружия, не понимает принципов механики. Не чувствует траекторию. Если работа с оружием и против него идет «факультативно», то о каком применении этих навыков может идти речь? В УНИБОС с оружием работают добрую половину времени. Потому что никаких соревнований по УНИБОСу не проводится. И нет необходимости опасаться «неправильных» рефлексов, которые могут привести к дисквалификации. И оружие воспринимается, как продолжение тела, а не как особьстатейный инородный предмет. Поэтому изучив базовые основы, боец УНИБОС уверенно работает с ЛЮБЫМ оружием и предметами, а не только с тем видом, который он изучил, как мы можем видеть в традиционном кобудо. Вобщем есть два разных каратэ. Первое - это у Михаила Степина, где спорт - «ноль целых, хрен десятых». Это серьезное боевое искусство, имеющее очень отдаленное отношение к тому, что официально принято называть словом «каратэ». Можно наверное сказать, что это искусство гораздо ближе к истокам, менее выхолощено и опошлено, чем то направление, которое сейчас правит бал. И есть народное массовое каратэ, которое преподают в тысячах секций сотен федераций десятков стилей. Это современный зрелищный, полезный для здоровья, развивающий и заоднем очень модный и очень прибыльный вид спорта. Который изучает 99% тех, кто называет себя каратистами. И в котором собственно Боевого Искусства - ноль целых, хрен деятых. С уважением

МН: УважаемыйKeltec! Ваш постинг интересен тем, что содержит сразу несколько заблуждений на счет каратэ Попытаюсь в меру своего понимания темы ответить на Ваши вопросы. Я вот чего не понимаю. Боевое искусство, при регулярной практике, накладывает определенный отпечаток на человеческие рефлексы. Да, естественно. Но рефлексы рефлексами, а техника техникой. И то и другое мы «нарабатываем», и тем и другим мы должны уметь управлять. В чем отличие спорта от уличного боя? В спорте изучаются самые сложные и неэффективные приемы, которыми труднее всего травмировать соперника, которые зрелищны и заметны судьям и зрителям, и которые не позволяют в большинстве случаев выиграть мгновенно - поединок должне быть достаточно продолжительным. Уличный бой - прямая противоположность: технический арсенал состоит из самых простых и естественных движений, большая часть которых опасна для здоровья и жизни, масса травмирующих приемов, техники быстрые и незаметные, большая часть из них заканчивает бой сразу же, в первые же секунды. Человек вырабатывает определенные боевые рефлексы. Вопрос: КАК можно одновременно уметь то и другое? Вы не правы. Базовый принцип каратэ – уничтожить противника первым же ударом. Дальше я буду говорить иногда такие вещи, как «уничтожить», «спортсмен», «боец» - это всего лишь слова, не воспринимайте их как оценочную характеристику. «Спортсмен» - это каратист, который применяет арсенал каратэ с серьезными ограничениями из-за спортивных правил. Запрещают бить ногой в пах – он не бьет. Разрешат – ударит. Запрещают контакт в голову – он не «контачит». Разрешают – пожалуйста! Главная задача для каратиста-«спортсмена» – отнюдь не травмирование соперника и даже не зрелищность поединка. Главное – победа. Победа в спорте – это меньше пропустить, больше «настучать». Причем – в условиях отсутствия реальной угрозы жизни и здоровья. «Боец» - каратист по роду своей службы или в силу обстоятельств применяющий арсенал каратэ без ограничений или с незначительными ограничениями. Он не ограничен спортивными правилами, однако ИНОГДА ограничен общественной моралью, специфическими задачами и т.п. Главная задача каратиста-бойца – тоже не зрелищность. Тоже – победа. Тоже не пропустить удар, нанести свой. И всё это – в условиях реальной опасности для жизни и здоровья. Как можно это «совместить»? А очень просто. И «спортсмен» и «боец» изучают один и тот же арсенал (естественно, я говорю о ПРАВИЛЬНОМ КАРАТЭ, без перекосов, без искусственных «ограничений», без надуманных «правил»), используют одни и те же методики отработки техники. И для «спортсмена» и для «бойца» существует один и тот же принцип – ПОБЕДА ПЕРВЫМ УДАРОМ. Но «Уничтожить» в спорте – это просто победить на татами. «Уничтожить» на улице – не дать себя затоптать толпе шпаны. «Уничтожить» в рейде по тылам противника – не оставить за собой никого в живых. Один и тот же блок может быть нанесен как с целью просто прикрыть себя, так и с целью сломать бьющую руку. Один и тот же удар может быть нанесен БЕЗ КОНТАКТА, С ДОЗИРУЕМЫМ КОНТАКТОМ (мы же не собираемся убивать пьянчужку на улице!), С ПОЛНЫМ КОНТАКТОМ (например, для разбивания досок и кирпичей ). Один и тот же удар может быть нанесен в пресс или в грудь, не причинив серьезных повреждений, или в затылок с целью уложить противника навсегда. Это не вопрос «оружия». Это всего лишь вопрос его применения. В этом смысле каратэ не бывает «спортивным» или «прикладным». Есть разные способы применения молотка – от колки орехов до забивания гвоздей, от проламывания черепа до использования его в качестве маленькой наковальни. От этого он не перестаёт быть молотком. Помните - «Кто сказал, что гитара не ударный инструмент?» Так и каратэ – человек, способный сломать кулаком кирпичную стенку, ОБЯЗАН УМЕТЬ наносить тот же самый удар, с той же самой силой по огню свечи, по листку бумаги, он обязан уметь останавливать этот удар там, где это необходимо. И «на позвоночнике» на 20 сантиметров вглубь тела врага, и в паре миллиметров от тела партнера. Именно в этом и заключается мастерство. Именно ЭТО и есть владение техникой. Практически все последователи боевых стилей физически не могут выступать в соревнованиях: они безбожно фолят на уровне рефлекса. Если я, например, вижу открытый пах - я в него бью. Ели чувствую, что пройдет удар в колено - бью в колено. Если противник до конца выпрямил руку в ударе - я рефлектороно врежу ему в локтевой сустав. Это на уровне подсознания, именно такие рефлексы и позволяют думать в бою не о технике, а о тактике и уловках. Верно. Но я уже писал выше о технике. Она практически ЕДИНА и в Шиай, и в тылу противника. А вот её применение – это как раз и отличает спортивный условный поединок и реальный бой. А умение ПРАВИЛЬНО применять эту технику - это показатель уровня каратиста. Если же человек занимается спортом, то КАК он может уметь защищать ноги и пах, если его туда никогда не бьют? Почти все спортсмены не прикрывают колени и пах, поскольку бить туда запрещено правилами. Это опять ж на уровне рефлекса - лучше стоять повыше и руки держать у головы, потому что бьют только туда. Если человек не умеет ломать пальцы противника при ЛЮБОМ удобном случае, не включая сознание, то он просто не успеет сообразить об этом в бою. Если человек привык драться босиком - он просто не сможет правильно бить носком ботинка. Человек вообще не может делать того, чему он не учился достаточное время. В принципе, согласен. Но фокус в том, что ПРАВИЛЬНЫЙ учитель обязательно научит и ударам в пах, и защите от этих ударов, и работе босиком, и работе в обуви. Каратэ – не вид спорта. Это – образ жизни. Поэтому в каратэ нет ничего лишнего. Всё в хорошем хозяйстве пригодится – от зубочистки до зонтика, от плевка до бега на длинные и короткие дистанции. Работа против ножа... Видел я, как в каратэ работают против ножа. Дайте этот нож любому гопнику, который не будет поддаваться - и вы увидите, чем все закончится. Отрабатываются приемы от совершенно нереальных ударов. Не работают на улице так ножом! Тоже согласен. Но «приемы от совершенно нереальных ударов» - это в общем-то не приёмы, а всего лишь ОБЩАЯ СХЕМА. И отработка этой схемы идёт до некоторого уровня, после чего начинается изучение СВОБОДНОГО боя ножом, и столь же свободной защиты от ножа. В нашей школе это происходит где-то на уровне 1 кю. Не потому, что трудно сделать это раньше. Просто мы занимаемся каратэ, а не ножевым боем. Этот раздел (самооборона) является для нас очень важным, но основа нашей самообороны – это всё же каратэ, и без достаточного владения каратэ мы не переходим к свободной работе ножом. Это просто часть методики. Защита от палки... См. про нож. С палкой – то же самое. Если человек не умеет работать палкой и ножом - как он сможет от этого защищаться? Он не знает возможностей оружия, не понимает принципов механики. Не чувствует траекторию. Если работа с оружием и против него идет «факультативно», то о каком применении этих навыков может идти речь? В каратэ «факультативно» изучают чайную традицию , а работу с оружием – в обязательном порядке. Вобщем есть два разных каратэ. Первое - это у Михаила Степина, где спорт - «ноль целых, хрен десятых». Это серьезное боевое искусство, имеющее очень отдаленное отношение к тому, что официально принято называть словом «каратэ». Можно наверное сказать, что это искусство гораздо ближе к истокам, менее выхолощено и опошлено, чем то направление, которое сейчас правит бал. И есть народное массовое каратэ, которое преподают в тысячах секций сотен федераций десятков стилей. Это современный зрелищный, полезный для здоровья, развивающий и заоднем очень модный и очень прибыльный вид спорта. Который изучает 99% тех, кто называет себя каратистами. И в котором собственно Боевого Искусства - ноль целых, хрен деятых. Спасибо за столь высокую оценку моих скромных усилий в деле преподавания каратэ Однако, возвращаясь к началу моего ответа, повторюсь – каратэ не бывает «спортивным» или «прикладным». Каратэ не может быть ущербным, отрицая тот или иной аспект. «Перекос» в сторону спорта – и это уже не каратэ, а кикбоксинг. «Перекос» в сторону «философии» - и это уже не каратэ, а некая медитативная практика «на основе каратэ». «Перекос» в сторону «реального боя» - и это уже оружие, владеть которым можно далеко не всякому. Всё хорошо в гармонии! Надеюсь, что моё скромное понимание такого грандиозного феномена, как каратэ-до, поможет Вам в поисках ответов на Ваши вопросы.

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич! Спасибо за развернутый ответ. Я его выложил на http://talks.guns.ru/forummessage/38/45418-0.html

МН: На здоровье!

Молодой: Уважаемые! Хочется задать всего один вопрос. Много ли таких школ, как школа уважаемого МН? Много ли таких инструкторов, как уважаемый МН? И вообще, сохранилось ли сегодня то настоящее каратэ, о котором пишет уважаемый МН?

МН: Молодой пишет: цитатаМного ли таких школ, как школа уважаемого МН? Много ли таких инструкторов, как уважаемый МН? Будет нечестным сказать, что много. Хотя, очень хочется надеяться, что и не так мало Молодой пишет: цитатасохранилось ли сегодня то настоящее каратэ, о котором пишет уважаемый МН? Каратэ сохраняется, изменяясь. Вряд ли то, что называли «каратэ» сотню лет назад, назвали бы «каратэ» сегодня. Меняются методики (не отбрасывая «за ненадобностью» методики старые!), меняются правила соревнований, меняется «мода» на исполнение ката. Появляются новые мастера, которые «по-своему видят» каратэ. Посмотрите на нынешний Шотокан. Существует с десяток, если не больше, всевозможных МАСТЕРОВ (действительно - с большой буквы и большими буквами!), каждый из которых считает только СВОЁ каратэ истинным, только СВОЙ Шотокан правильным. Вне всякого сомнения - каждый из них базируется на некоем СТЕРЖНЕ, который и является тем самым НАСТОЯЩИМ КАРАТЭ, о котором Вы спрашиваете. И в стиле каждого из этих мастеров это самое «настоящее каратэ» безусловно существует. Другое дело, что каждый из мастеров проходит свою дорогу по-своему. Кто-то чуть «под себя» меняет стойки. Кто-то «под себя» меняет какие-то элементы базовой техники. Кто-то «под себя» меняет ритм в ката и т.п. Проходит время, и уже их ученики делают следующий шаг, потом еще. И в результате два мастера, ученики мастеров, которые были учениками учеников САМОГО ФУНАКОШИ становятся ну очень непохожими на татами. А их школы всё дальше друг от друга, и всё больше отличаются и друг от друга, и от «истоков». Хотя, повторюсь, каратэ КАЖДОЙ из этих школ имеет в основе действительно «настоящее каратэ».

ELF: Джулия Эванс (Mrs. Julie Evans is a fifth-degree black belt in Aoinagi Karate-Do and has been training for over 22 years. Mrs. Evans is a student of O’Sensei Richard Kim of the Butoku Kai. Mrs. Evans has also studied judo, several of the traditional weapons of Okinawa, and the sword and naginata) http://www.aoinagi.org/ (сокращенно) Нito-kata san-nen – на изучение каждого ката требуется 3 года. Некоторые усмехнутся – на 2-3 десятка движений - 3 года? Да, их можно выучить за час! Все правильно, научиться подражать движениям в ката можно и за час, но понять истинную сущность ката за такой короткий промежуток времени - невозможно. Кто думает иначе – заблуждается. Ката - духовное сердце каратэ, сущность боевого искусства, квинтэссенция напряжения чувств и выразительности движений. Мастерство в ката – это долгий и упорный труд, и 3 года – это только минимум времени, который необходим на приобретение внутреннего понимания сущности ката. И здесь важно значение отводится сенсею. Человек, обучающий боевому искусству, ответственен за передачу этого искусства в положительной манере. Он должен расти в мастерстве и вдохновлять других. У сенсея не должно быть тайн от своих учеников. Он должен со всей искренностью и посвящением себя (Сейпай, Seipai) помочь ученику выявить его сильные качества. Сенсей должен внимательно наблюдать и изучать внутренние процессы изменений, происходящих в ученике, подготавливать его к переходам на но ~ олее высокие уровни. Ведь, искусство сенсея заключается в том, чтобы создать ученика – развить в нем понимание, показать ему новые возможности, помочь в индивидуальном росте, расширить его мироощущение. Задача ученика – увидеть эти возможности, выбрать свое среди них и мастерски овладеть ими. Это очень непросто - распознать свои природные возможности. Полностью в этом ему никто помочь не сможет, так как никто лучше его самого не может этого знать. Это - самовосприятие того, кто «Я» есть. Момент истины - познания «кто Я есть» называется Сатори (Satori – Просветление). Проще говоря – это разрушение ложной картины мира, которую мы, через всяческие, неосознаваемые наши страхи, «рисуем» себе вместо того, чтобы воспринимать мир таковым, какой он есть.

ELF: а продолжение этой статьи больше подходит для раздела «Ката»

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич, уважаемые коллеги! Опять обращаюсь к вам с вопросом. На уважаемом мной форуме http://talks.guns.ru/ часто возникают интересные дискуссии, в том числе и по вопросам самообороны и боевых искусств. Нередко возникают вопросы, связанные с преподованием и преподавателями. Недавно я сам открыл новую тему, которую назвал «Новодельные самоделки». Читаешь форум и становится смешно и грустно. Смешно потому, что в самообороне сейчас в полной мере реализуется ленинский лозунг «Каждая кухарка может управлять государством» в том смысле, что каждый неудавшийся дзюдоист или каратист сейчас без напряга может создать собственный «стиль» или «школу», а то и вообще «вид самообороны». А грустно потому, что 99,9% этих «стилей» и «школ» являются элементарными компиляциями, к тому же и совершенно неграмотными за счет отсутствия опыта у их «создателей». Что я подразумеваю под «опытом» - хотя бы 10-20 лет занятий серьезным видом боевых искусств под руководством серьезного тренера, участие в соревнованиях обязательно с опытом побед в них и т.п. Неудачник, прозанимавшийся пару лет и решивший после этого, что он может создать НОВЫЙ СТИЛЬ достоин сожаления, а его «система» - забвения. Как и следовало ожидать, получил жесточайший отпор от тех, кто занимается созданием собственных «систем» и преподаванием. Основные аргументы моих оппонентов - «если мои ученики могут драться на улице, то я имею право учить и дальше». Вся дискуссия на http://talks.guns.ru/forummessage/38/54929.html Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. С уважением

МН: Уважаемый Keltec! Тема «новодельных самоделок» (удачный термин, на мой взгляд) характерна не только для нашей страны и для нашего времени. В принципе, все ныне существующие стили и школы когда-то были «новодельными самоделками». И в Китае, и на Окинаве, и в Японии. Думаю, что и в будущем эти «новоделы» будут появляться везде по миру. И делать «фе» только потому, что какой-то стиль появился несколько позже посещения Дарумой Шаолиня смысла не имеет. Однако, не лишне вспомнить – те стили, которые некогда были «новодельными», а сейчас признаны классическими, создавались не любителями, прозанимавшимися без году неделю неизвестно у кого, а мастерами, имеющими заслуженный авторитет. Я не могу припомнить случая, чтобы известный ныне стиль был создан человеком, не имеющим высокого Дана. Это может быть классный спортсмен, завоевавший не одну золотую медаль на крупнейших соревнованиях, это может быть известный мастер, зачастую «правая рука» руководителя школы и т.п. То есть, создать действительно стоящую систему может только человек, «стоящий на плечах у гигантов». Только мастер, освоивший в совершенстве какой-то стиль (желательно не один) обладает такими знаниями, которые могут привести его к созданию нового стиля. И в этом смысле создание «новоделов» меня мало волнует. Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто поэтов. Но есть масенький, более «щекотливый» момент. Нередко такие «системы» создаются совсем не мастерами, а людьми, только считающими себя «мастерами». Причин тут много. Кто-то не смог учиться в той или иной школе – получил по лицу, не выдержал нагрузки, не сошелся характером с инструктором или с сэмпаем. Всякое бывает. Заниматься не получилось. А «зернышко» уже посеяно. И очень хочется быть таким же великим и исключительным, как увиденный в зале мастер. А когда к этому добавляется еще и желание «по легкому» заработать – тут уже все «тормоза» вообще отказывают. Конечно же, есть среди таких людей и «добросовестно заблуждающиеся». Они просто не понимают, насколько небезопасна такая деятельность. Какие опасности? От внушения ложной уверенности в своих силах до проблем с безопасностью учебно-тренировочного процесса. От всевозможных психологических травм учеников до прямого конфликта с законом. И в этом смысле я категорически против подобных «экспериментов».

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич! Спасибо за ответ. Я как-то раньше не думал, что не каждая «самоделка» это плохо. В принципе, понятно, что тот же Шотокан когда-то был и «новоделом» и «самоделкой», но, как Вы правильно сказали, создатель стиля действительно стоял «на плечах гигантов». Речь в моём постинге шла о других ситуациях. Когда люди, не имеющие серьезной базовой подготовки, серьезного образования, серьезного опыта, создают какие-то свои «системы». Ну ладно бы просто занимались компиляцией, издавая новыми и новыми тиражами свои (как правило сворованные у других) книжки как Тарас или Иванов-Катанский. Но ведь они втюхивают свои домыслы в качестве истины в последней инстанции. Причем, главный аргумент в свою пользу они сформулировали очень просто - «Мы занимаеся не спортом и не боевым искусством, а уличной дракой, или рукопашным боем для самых супер-пупер спецназов, или секретной техникой нинзя (как Линдер)».

МН: Уважаемый Кeltec! Когда-то в СССР уголовное преследование угрожало тем, кто без наличия соответствующего разрешения занимался преподаванием «приемов, запрещенных правилами спортивного карате». Это был бред, с которым мы боролись (и весьма успешно, надо сказать!). Сейчас у нас другая крайность. Преподавать ЧТО УГОДНО может КТО УГОДНО. Как раз об этом много написано и в этой ветке форума, и в других на этом форуме. На мой взгляд, проблему можно было бы решить, если бы федерации не были обычными «конторами» как сейчас, а занимались бы ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ вопросами. Что я имею ввиду? Именно специалисты, объединенные в какой-то КОНТРОЛЬНЫЙ орган, могли бы давать экспертное заключение по тому или иному инструктору, желающему открыть свой зал. Именно специалисты могли бы принимать решение о признании той или иной аттестации. Именно специалисты могли бы давать разрешение на открытие неких «новоделов», отслеживая их деятельность. Подобный опыт существует в различных странах (не в России). Мастера, объединенные в федерации «на местах» принимают решение о «признании» того или иного новичка в своём сообществе. Они своим авторитетом ГАРАНТИРУЮТ определенное качество обучения в школе этого новичка. И они своим авторитетом могут отказать такому новичку в доверии. А это в профессиональных сообществах очень важно.

ELF: По поводу «свежих» школ, хорошо сказано у Донн Ф. Дрэгера в книге «СОВРЕМЕННЫЕ БУДЗЮЦУ И БУДО» Основатели современных дисциплин свободно заимствовали для своих целей как из теории, так и практики тех классических школ, которые они изучали или которыми занимались. Чтобы повысить свой собственный престиж, а, заодно, и престиж своих творений, многие из таких зачинателей решительно заявляли о своих связях с классическими дисциплинами, благоразумно выбирая те генеалогии собственных рю, которые нельзя было бы опровергнуть. Но все те огромные умственные и душевные силы, позволившие облечь различные элементы классических дисциплин в новые формы, породили и различные новшества, придавшие многим современным дисциплинам характерную оригинальность. В своей основе первые современные дисциплины создавались для того, чтобы дать свободу для самовыражения и проявления собственной мужественности, что было совершенно чуждо классическим дисциплинам. …. Большинство современных систем будо применяются в качестве безоружных методов борьбы с захватом противника или вольного спарринга. Системы захвата являются преемниками многотипных серийных тактических действий, своими корнями уходящих к неэффективным, в военном отношении, стилям классического дзю-дзюцу конца эпохи Эдо; системы вольной схватки развивались под влиянием стилей рукопашных схваток, практикуемых крестьянами о. Окинава. Отдавая предпочтение безоружному бою, современное будо проявляет склонность к непродуманному эклектизму, что особенно характерно для новейших систем. Основатели подобных систем, похоже, совершенно забыли или же никогда и не понимали, из какого горнила вышли технические премудрости классических систем. Их незнание боевых средств и самих нужд реального рукопашного вооруженного боя привело к созданию нецелесообразных форм подготовки, поскольку поединок становится первоочередной задачей обучения либо практики.

Keltec: Уважаемый ELF Я уже писал, что речь в моем постинге идет совсем не о каких-то новых видах боевых искусств, а о чем-то, называемом авторами «уличной дракой». То есть, все претензии по «стилю» здесь не проходят. Авторы этих «новоделов» не ссылаются, как правило, на чей-то опыт, превознося только свой.

Keltec: Уважаемый Михаил Николаевич! Я думаю, что эти «самодельщики» тоже запросто могут объединиться в какую-то федерацию, признавая ДРУГ ДРУГА.

ELF: Keltec-сан хм... а что такое термин «Уличная драка» по сути? Не бой?

Keltec: Бой, но не на базе конкретного боевого искусства. Сборная солянка из приемов разных видов боевых единоборств.

ELF: Авторы этих «новоделов» не ссылаются, как правило, на чей-то опыт, превознося только свой. : -) изобретают велосипед

МН: На мой взгляд, в «изобретении велосипеда» всегда есть рациональное зерно. Ну не изобретешь свою чудо-повозку, так хотя бы узнаешь, как настоящая ездит. А вот ежли этот процесс затрагивает не только тебя-любимого, но и твоих, мягко выражаясь, учеников, тут уже есть повод для серьезного сожаления.

Keltec: Уважаемые собеседники, уважаемый Михаил Николаевич! Спасибо за очень интересные ответы. Всё-таки взгляд изнутри на проблему гораздо интереснее, чем рассуждение о ней сторонних зрителей. Мой спор на guns.ru продолжается. Я высказал мнение о том, что сила учителя в сложившихся традиционных классических системах заключается в значительной мере в том, что за ним стоит эта система. Система и поправит, система и подскажет, система и взрастит. У самодельщиков-новодельщиков такой системы нет, потому они всегда ограничены в своих знаниях. Как следствие: хороший учитель способен обучить вас всему тому, что ВАМ ХОЧЕТСЯ. Учитель-дилетант в лучшем случе может научить только тому, чему обучен сам. И не более того. Ваше мнение?

МН: Уважаемый Keltec! Можно много говорить о том, что хороший учитель должен иметь 6-7-8-9 Дан, стаж преподавания лет 50, быть доктором наук по педагогике, психологии, медицине, трижды чемпионом мира и прямым учеником Дарумы. Это было б просто отлично! К сожалению, значительная часть учителей (и неплохих в том числе) имеет значительно более скромные «показатели». Пример нашей школы подтверждает, что даже обладатель 4-3 кю вполне может вести занятия в группах для начинающих (естественно, в том случае, если он сам занимается у опытного мастера, растет, повышает свой образовательный уровень и т.п.). Но научить он может только до уровня 5-6 кю в лучшем случае. Не выше. На бОльшее не хватит ни знаний, ни опыта. Обладатель 1 Дана вполне может заниматься с 2-3 кю. И так далее. Это - не недоверие к начинающим инструкторам. Это - объективная реальность. То, чему обладатель 1 Дана может научить за месяц, обладатель 5 Дана обучит за пару занятий, а обладатель 7 Дана - за 10 минут. 1 кю этому не научит вообще никогда. Это опыт и знания. Что касается «саодельщиков», то среди них, конечно же, могут встречаться и очень компетентные и очень опытные люди. В принципе, каждый из существующих ныне стилей был создан когда-то новаторами-самодельщиками. Я уже писал в предыдущем постинге, вынужден повториться: … не лишне вспомнить – те стили, которые некогда были «новодельными», а сейчас признаны классическими, создавались не любителями, прозанимавшимися без году неделю неизвестно у кого, а мастерами, имеющими заслуженный авторитет. Я не могу припомнить случая, чтобы известный ныне стиль был создан человеком, не имеющим высокого Дана. Это может быть классный спортсмен, завоевавший не одну золотую медаль на крупнейших соревнованиях, это может быть известный мастер, зачастую «правая рука» руководителя школы и т.п. То есть, создать действительно стоящую систему может только человек, «стоящий на плечах у гигантов». Только мастер, освоивший в совершенстве какой-то стиль (желательно не один) обладает такими знаниями, которые могут привести его к созданию нового стиля. И в этом смысле создание «новоделов» меня мало волнует. Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто поэтов. Но есть масенький, более «щекотливый» момент. Нередко такие «системы» создаются совсем не мастерами, а людьми, только считающими себя «мастерами». Причин тут много. Кто-то не смог учиться в той или иной школе – получил по лицу, не выдержал нагрузки, не сошелся характером с инструктором или с сэмпаем. Всякое бывает. Заниматься не получилось. А «зернышко» уже посеяно. И очень хочется быть таким же великим и исключительным, как увиденный в зале мастер. А когда к этому добавляется еще и желание «по легкому» заработать – тут уже все «тормоза» вообще отказывают. Конечно же, есть среди таких людей и «добросовестно заблуждающиеся». Они просто не понимают, насколько небезопасна такая деятельность. Какие опасности? От внушения ложной уверенности в своих силах до проблем с безопасностью учебно-тренировочного процесса. От всевозможных психологических травм учеников до прямого конфликта с законом. И в этом смысле я категорически против подобных «экспериментов».

ElenaS: ГАРИКУ Вам замечание за off-topic!

wrkba: В принципе, каждый из существующих ныне стилей был создан когда-то новаторами-самодельщиками ================================================== ===================== Обсолютно верно! Копнём в глубину веков. Подошла одна обезъяна к другой и хрясь её по башке палкой, а та у неё спрашивает: «Ты из какой школы, у кого занимался?». Думаю, таких вопросов никто не зыдавал. Это японцы очень любят выстраивать гениологию своих боевых предков, а нам потом впаривают, вот мол какой я великий, гляньте какие у меня учителя были. Учителя и предки, это хорошо, но таким » мастерам», хочется сразу задать вопрос, а сам-то ты что умеешь? А сегодня, у нас в России, в основном как-раз таких «горе мастеров» достаточно, так проще прикрывать своё НЕУМЕНИЕ, всегда за спиной мелькает образ восточного мастера, выдавшего ему индульгенцию. «СЕ ЛЯВИ!» С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: Да, к сожалению, японцы часто дают пояса только для того, чтобы «застолбить» за собой ту или иную территорию, ту или иную организацию.

Вий: Кому плохо чтобы секций карате было больше? Значит надо больше тренеров.

Гость-4228: По моему если для того, чтобы быть учителем в школе требуется что-то около 15 лет учебы (11 лет в школе, 5 в ВУЗе) , то вряд ли для каратэ нужно больше.

МН: Уважаемый Гость-4228 Дело в том, что в школе преподают общеобразовательные дисциплины - арифметику с геометрией, ботанику с физкультурой. Те науки и в том объеме, которые необходимы каждому грамотному человеку. И не более того. Каратэ к общеобразовательным дисциплинам отнести трудно. Как-никак оружие. А оружие всем подряд не раздают. И далеко не каждый желающий может его получить. И совсем не каждый выпускник ВУЗа может его выдавать или продавать. Поэтому, для обучения каратэ даже десятка (а то и не одного) лет изучения каратэ у хорошего учителя, обучения на специальных курсах, семинарах, участия в соревнованиях, сдачи экзаменов бывает маловато. Не каждый черный пояс и далеко не каждый чемпион по каратэ может быть хорошим Учителем. И далеко не каждому своему ученику хороший Учитель разрешит преподавать. Количество «потраченных» лет далеко не всегда переходит в качество. Можно заниматься десятилетиями и не стать хорошим учителем. Но (иногда бывает и такое) можно не иметь высшего физкультурного образования, и, тем не менее, быть прекрасным тренером. Есть и еще один очень тонкий момент. Каратэ - не наука. Точнее, не только наука. Каратэ - искусство. А где искусство, там «сроков обучения» быть вообще не может. Есть талант или нет таланта. И уже плюс к таланту - знания, наука, опыт. Уважаемый Вий, надеюсь, что ответил и на Ваш вопрос. «Больше тренеров» каратэ не нужно. Нужны ХОРОШИЕ УЧИТЕЛЯ. А их много не бывает.

ELF: Интервью с Рохо (сумотори из высшего дивизиона Макуути) Интересно описание современных школ Сумо http://sumo.boom.ru/rus/inter_01.html Больше инфы о Сумо http://www.japan-sumo.ru/index.html

Владислав: Я думаю, что ученик должен понимать, что учитель может легко его убить. Это критерий истины.

МН: Владислав пишет: Я думаю, что ученик должен понимать, что учитель может легко его убить. Это критерий истины. Убить может и пьяный хулиган на улице. И кирпич, летящий с крыши... Если уж говорить о том, что учитель должен быть выше учеников по мастерству, то мы должны будем признаться, что нынешнее каратэ сильно должно уступать вчерашнему, а позавчерашнее - бледная тень "каратэ Фунакоши". Однако, это не так. Каратэ безусловно развивается. Да, к сожалению, есть разделы, "забытые за ненадобностью", но и забытые они существуют в ката, в отдельных элементах методики. Если понадобится - эти разделы легко могут быть восстановлены (я бы даже сказал - осознаны!). Так что, наверное, правильнее - учитель должен стремиться к тому, чтобы вырастить ученика выше себя по мастерству (и, хорошо бы, по пониманию каратэ). Это как раз и есть сверхзадача. А маэ-тоби-гэри - всего лишь один из всего-то 4 десятков "приёмов". Ученик, по-моему, должен понимать, что учитель МОЖЕТ НЕ УБИТЬ ученика. Тогда будет полное доверие к учителю, тогда ученик сможет без боязни обучаться всему тому, что считает нужным и возможным учитель.

Владислав: МН пишет: Ученик, по-моему, должен понимать, что учитель МОЖЕТ НЕ УБИТЬ ученика. Не совсем понятно. В чем суть проблемы? Учитель всегда должен быть на голову выше ученика. Значит, он всегда может победить его в бою. Если это не так, то чему тогда учиться у этого учителя? Учитель ведь тоже должен расти?

МН: Владислав пишет: Учитель всегда должен быть на голову выше ученика. Значит, он всегда может победить его в бою. Не совсем так. Хотя, зависит от того, что именно считать "победой в бою" и что собственно боем. Вряд ли умудрённый годами учитель сможет выиграть у молодого ученика в спортивном поединке, тем более, если это - хороший ученик :) А вот ликвидировать этого же ученика в реальном бою - скорее всего сможет. Правда, совсем не обязательно с помощью той техники, которой он этого ученика обучал :) Владислав пишет: Если это не так, то чему тогда учиться у этого учителя? Учитель ведь тоже должен расти? Именно этому и учиться. Ведь учитель тоже постоянно учится :)

Keltec: МН пишет: Вряд ли умудрённый годами учитель сможет выиграть у молодого ученика в спортивном поединке, тем более, если это - хороший ученик :) Говорили, что Г.Фунакоши в 70 лет обыгрывал учеников в спарринге. МН пишет: А вот ликвидировать этого же ученика в реальном бою - скорее всего сможет. Это если ученик будет плохо себя вести и тренировки прогуливать?

МН: Keltec пишет: Говорили, что Г.Фунакоши в 70 лет обыгрывал учеников в спарринге. Вроде кто-то говорил. Но другие говорили, что Г.Фунакоши никогда с учениками свободных боёв не проводил. А в учебных - да кто ж его знает, кто выиграл, кто проиграл :) Keltec пишет: Это если ученик будет плохо себя вести и тренировки прогуливать? Естественно! За прогулы - вместо макивары!

Keltec: МН пишет: ! За прогулы - вместо макивары! Так оно так раньше и было. За опаздание сквозь строй. А в строю сто человек. Второй раз опаздывать никакого желания! Правда, тогда тких пробок не было.

МН: Разговор о кихоне перенесен в тему КИХОН.

Ч.Виктор: Вопрос о взаимоотношениях учителя и ученика. Сейчас большинство японских учителей все больше отходят от традиционного сётокан. Изобретают собственные ката, создают свои организации и т.п. Насколько это этично? И с другой стороны как долго ученик должен находиться как бы в тени своего учителя? Есть ли вообще шансы у ученика стать самостоятельным лицом в каратэ?

МН: Ч.Виктор пишет: Сейчас большинство японских учителей все больше отходят от традиционного сётокан. Изобретают собственные ката, создают свои организации и т.п. Насколько это этично? Этика европейская сильно отличается от этики японской......... Ч.Виктор пишет: как долго ученик должен находиться как бы в тени своего учителя? Есть ли вообще шансы у ученика стать самостоятельным лицом в каратэ? Пока ты ученик своего учителя - ты в "его тени". Это однозначно. Тем более в Будо, где каждый мастер ГОРДИТСЯ своим ученичеством у того или иного учителя. А вот насчет "самостоятельности" - это уж как выйдет..... Иногда даже большие мастера так и остаются "тенью учителя". И это не "хорошо" или "плохо" - это нормально :)

ElenaS: Думаю, многое зависит от личностных качеств. Даже Гиго Фунакоши (несомненная и плановая тень Гичина и наследник школы) вспоминают, как интересного, потенциально новаторского, мастера, сильно отличавшегося от отца. Не надо смешивать два понятия: 1. Образ личности, мастера внутри школы. Чем больше мастеров высокого класса в школе - тем лучше. Это только естественно, если они индивидуальны, различаются техникой и предпочтениями. 2. Разрывание унаследованной школы на части, с поливанием других "дочек" и бывших коллег по школе последними словами. Выполняется ради двух целей: надевания на себя любимого максимально высокого ранга/пояса; создание отдельной коммерчески выгодной финансовой структуры.

Евг. Григорьев: Как раз сейчас очередной передел. Каратеномичи вводит защитные шлемы и станвится в один ряд с кудо. А в ВУКО не поделили эмблему и название. Теперь будет ВУКФ.

гость-3522: Есть великолепные тренеры, которые одновременно прекрасно выступают на соревнованиях. Видимо это идеальный случай, когда тренер личным примером может показать любую технику, которую он преподает.

МН: гость-3522 пишет: Есть великолепные тренеры, которые одновременно прекрасно выступают на соревнованиях. Видимо это идеальный случай, когда тренер личным примером может показать любую технику, которую он преподает. Наверное. Хотя, на мой взгляд, это исключение. Чаще всё-таки сначала выступают, а уж потом начинают преподавать. И далеко не все. И далеко не все становятся великолепными тренерами. Об этом уже давно и много писали. Не стал великим тренером М.Али, не стал великим тренером Л.Яшин, никогда не был великим спортсменом Гомельский... В общем, спортивный опыт скорее полезен для будущего тренера. Но спортсмены высокого класса (во время пика спортивной карьеры) это всё-таки как правило чьи-то ученики, а не самоучки. В этом смысле интереснее не они, а их тренеры При всем при этом, учитель, который не умеет показать (сделать лично) ту или иную технику, обладает меньшими возможностями для обучения учеников, чем тот, кто при прочих равных эту технику показать может. Это однозначно.

Lexx: Хорошие спортсмена как правило не слишком хорошие преподаватели

М.М.М.: Вот возник вопрос. Мой сын в 14 лет Чемпион РФ и призер Чемпионата Европы. Еще несколько лет спортивной карьеры и надо будет думать о специальности. С какого возраста и с какого уровня пояса можно начинать тренировать?

МН: М.М.М. пишет: Еще несколько лет спортивной карьеры и надо будет думать о специальности. А почему нельзя думать параллельно со "спортивной карьерой"? М.М.М. пишет: С какого возраста и с какого уровня пояса можно начинать тренировать? Помните историю про то, как А.Линкольн отвечал на вопрос о длине ног у женщин? Он ответил: - Точно не знаю, но, по-моему, они (в смысле ноги) должны доставать до земли. Так и с преподаванием. Я (пусть вынужденно, но факт!) начал преподавать с 18 лет и с уровня 4 кю. Хорошо это или нет - другой вопрос. Проблема не в цвете пояса и не в возрасте. А в том - может ли чему-то научить тот или иной человек.

МН: В Бердянске задержан тренер по карате, который продавал несовершеннолетним ученикам марихуану 01.02.2010 21:21 Прошедшая неделя для бердянских сотрудников по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Запорожская область) выдалась плодотворной. В частности, произошел незаурядный случай. Сотрудниками криминальной милиции по делам детей был задержан тренер по карате. Видимо, от недостатка преподавательской зарплаты молодой человек подрабатывал еще и нарко- дилером, вместе с подельником он продавал марихуану несовершеннолетним ученикам. По данным пресс-службы бердянского горотдела, было зафиксировано три факта сбыта наркотиков, один из которых произошел прямо в зале для тренировок. Кроме того, по подозрению в продаже ацетилена опия или так называемой "ширки", был задержан житель микрорайона Колония. По месту жительства у наркоторговца было изъято товара на сумму около 5 тысяч гривен. "Репортер Запорожья" (Бердянск) Не знаю, что такое "гривна", но тренер - полный урод.

МН: ЮРИЮ КУРАСКУА ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР КАРАТЭ АССОЦИАЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ АБХАЗИИ» Руководителю Федерации Шотокан каратэ-до, зам. редактора газеты «Республика Абхазия» Юрию Кураскуа присвоено звание «Заслуженный тренер каратэ Ассоциации боевых искусств Абхазии». Удостоверение за номером 001 о присвоении звания Ю. Кураскуа вручили президент Ассоциации боевых искусств Абхазии, премьер-министр РА Сергей Шамба (черный пояс, I дан) и президент старейшей школы каратэ России «Мосбудокан» Михаил Степин (черный пояс, 6 дан). Ю. Кураскуа - обладатель черного пояса 4 дана. «За тридцать три года Кураскуа вырастил сотни каратистов, которые в различных спортивных выступлениях занимали престижные места и достигли определенного уровня владения техникой каратэ. Только за 18 послевоенных лет в Федерации Шотокан обладателями черного пояса стали восемь каратистов», - сказали Апсныпресс в Ассоциации боевых искусств. Сегодня секции каратэ-до Федерации Шотокан функционируют в г. Сухуме, Сухумском и Очамчирском районах, а также в г. Пицунде и некоторых общеобразовательных школах республики. АПСНЫПРЕСС, 11.05.2011 http://apsnypress.info/



полная версия страницы