Форум » Будо. Боевые искусства » РАЗВИТИЕ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (K. Tokitsu) » Ответить

РАЗВИТИЕ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (K. Tokitsu)

ELF: Японские боевые искусства связаны с традициями и историей буси или самураев, привилегией которых они долго были. Этим они отличаются от боевых искусств иных азиатских стран, например, Китая, в котором они развивались в основном внутри сельских кланов, монастырей, купеческих или иных каких-либо тайных обществ, поэтому их принципы и цели отличаются от японских. Термин «самурай» как обозначение воинов появился в 8 веке. Тогда он звучал как saburai, от глагола saburau - «служить своему господину». Сословие воинов появилось в 9 веке, когда они начали объединяться в группы. В 10 веке для обозначения воина использовалось слово «musha» и «mononofu», а для боевых искусств - musha no michi или mononofu no michi. Всадники, вооруженные луками, которые тогда играли решающую роль в сражениях, назывались kyuba no michi («Путь всадника-лучника»). Использование в этой эпохе слова michi («Путь») свидетельствует уже о проявлении некоторой Этики воина. С эпохи Эдо (1603-1868) в японском обществе возникает очень строгая иерархия, разделяющая его на 4 вида сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Последние 3 вида обязаны были проявлять уважение первому, которого они обозначили термином «самураи». В течение этого мирного периода боевые искусства утончаются и совершенствуются, возникают различные понятия: hyoho, heiho, bugei, bujutsu и т.п. Воинам предполагается обязательное изучение 7 искусств: меч (kenjutsu), копье (sojutsu), лук (kyujutsu), верховая езда (bajutsu), бой без оружия (jujutsu), артиллерия (hojutsu) и стратегия (hyoho). Главным предметом являлось искусство меча, которое имело названия: tojutsu, toho, kenpo или gekiken. К знаниям этих 7 искусств следовало добавить еще 18, например таких как, плавание, обнажение меча, нож, палка, копье (naginata), дзютте (jittejutsu), серп (kusarigama), аэродинамические режущие предметы (shurikenjutsu), поражение иглами изо рта (fukumibari), захват и связывание врага (toritejutsu), палица с шипами (mojirijutsu) и, наконец, различные методы шпионажа и тайного убийства (ninjutsu). Термин Будо («Путь воина»), обозначающий специальные японские боевые искусства, определился в эпоху Мейдзи (1868-1912). Сейчас, с момента появления спортивных состязаний в дзюдо, кендо или карате возникла иная трактовка понятия Будо. Современное понятие Будо стало отличаться от понятия Буси-до в связи с отказом от некоторых элементов этики, которые ранее были присущи только сословию воинов, поэтому появился еще один термин - Бу-дзюцу («боевые техники»), который обозначает древние боевые искусства. Таким образом, сейчас Будо обозначает все дисциплины, которые прежде были только привилегией сословия воинов. В наше время боевые искусства, которые вначале развивались по своему пути, подверглись влиянию милитаризма, который господствовали в японском обществе до начала Второй мировой войны. Это стало причиной запрета американцев практики некоторых видов воинских искусств после поражения Японии в войне, которые считали, что в них основа идеологии милитаризации японского общества. Только начиная с 1950 года, когда произошли изменения политики в связи с войной в Корее снова были разрешены дзюдо, а затем и другие дисциплины. Впоследствии милитаризм стал предметом строгой критики со стороны японцев, и поэтому боевые искусства получили новое направление на основе новых пацифистских взглядов. Тем не менее, до сих пор боевые искусства зачастую связывается с примерами консерватизма и крайне правыми взглядами. Некоторые думают, что в японском обществе, предпочитающем культ коллективизма, боевые искусства всегда могут стать источником для различных форм фанатизма, поэтому до сих пор имеется некоторое негативное отношение к целям Будо. Дзюдо Рождение дзюдо отмечает момент возобновления японских боевых искусств. Этот «Путь гибкости» является продуктом синтеза различных традиционных боевых школ рукопашного боя (jujutsu). Замена суффикса Дзюцу («техника») на До («Путь») перевело приоритеты на Этику, которая до сих пор актуальна в современном обществе. Основатель дзюдо Kano Jigoro (1860-1938) имел философское образование и пытался придать новую значимость Этики в современном обществе через боевое искусство. В свете данных, предоставленных его философией, он столкнулся с оппозицией большей части сторонников боевых искусств, которые настаивали на неизменности бывших традиций, однако, со временем, общество оценило эти изменения. В плане истории, начало эпохи Медзи отмечено радикальными изменениями в боевых искусствах, связанными с изменениями в обществе. В 1872 ликвидированы привилегии сословия воинов: им запретили ношение обоих мечей, которые символизировали их высокий статус и, которые они могли всегда обнажать, если кто-либо попрал их честь. В результате искусство меча потеряло не только свои приоритеты, но даже право на существование. Именно с этого момента боевые искусства типа дзюдо получили большое влияние на другие боевые искусства, открывая им новые пути для совершенства. Они также продолжили традицию «Пути » (До), которую ранее несли более древние дисциплины типа кендо или кюдо, что также подхватило недавно возникшее искусство каратедо, или абсолютно новые направления как айкидо или дзю-кендо (искусство штыка). Т.о. образование дзюдо, получившее свое начало из дзю-дзюцу, стало началом формирования новых боевых искусств. Сама история дзю-дзюцу восходит к различным методам борьбы на полях сражений. Эти методы по ходу истории изменялись. В древней Японии бои часто выражались в виде поединков между военноначальниками или представителями от каждой группировки, которые нередко заканчивались борьбой врукопашную в доспехах весом 30-60 кг. Те методы борьбы требовали больше физической силы, чем техники, т.к. те, кто падали на землю, имели мало возможности, чтобы победить в поединке. Например, в Yagyushingan-ryu изучали технику, которая предназначена для победы на врагом способом, в котором весом собственных доспехов врагу нужно было сломать шею. Когда внутренние войны в начале 17 века утихли, то воины перестали носить доспехи и стали служащими, которые большую часть времени проводили в замке своего господина. С тех пор уличные бои стали единственной возможностью для сражений и совершенствования боевые методов. Искусство дзю-дзюцу утончается, в нем развиваются методики захвата, обездвиживания без оружия и прогнозирования намерений противника, т.е. все то, что необходимо для победы над врагом, прежде чем он что-то предпримет. Несмотря на развитие связей между провинциями и столицей, эпоха Эдо отмечена дроблением страны на вотчины, открытием новых школ боевых искусств и поддержанием в тайне своих собственных методик боя. Документы той эпохи констатируют наличие уже 179 школ рукопашного боя. Они практиковали стиль, который наиболее часто выражался китайским иероглифом yawara («гибкость»), что в японском эквиваленте соответствовало «Дзю» (ju), именно от которого получили свои названия дзю-дзюцу и дзюдо. Также большая часть школ практиковало техники оружия. Один из самых больших предшественников дзю-дзюцу - Takeuchi-ryu, включала методы прогнозирования намерений противника и обездвиживание без оружия, захват и связывание с помощью веревки, методы копья, длинного и короткого меча, палки, а также использование иных видов оружия. Shoshoryu из региона Iwate (на севере) специализировалась на технике мощных ударов кулаками и ногами. Возникновение и становление спорта в Японии Идея спорта стала реализовываться в Японии в первые годы эпохи Мейдзи (1868-1912) через первых людей с Запада, которых приглашали в Японию для преподавания. Затем, когда японцы сами стали чаще посещать Европу и США, они заметили значимость, какую там придавали занятиям физкультурой в процессе образования. Вследствие этого, в 1878, министерство образования Японии основало «Институт физического воспитания» (Taiso-denshusho), чтобы разработать программу физической культуры, предназначенную для недавно образованной системы образования. Этот Институт стал внедрять гимнастику и спорт по западному образцу в Японии в ущерб развитию традиционных боевых искусств. Спорт тогда провозглашался как символ современности и представлял недоступную роскошь для большинства малоимущих японцев. До момента начала модернизации Японии боевые искусства сохранялись только за счет традиций бывшего сословия воинов. Крестьянам и ремесленникам приходилось больше работать, чем заниматься спортом, но среди них сохранялись некоторые традиции, например, проведения турниров сумо во время различных праздников. Kano Jigoro (1860-1938), тогдашний директор Высшей токийской школы (1893-1920), взял новое направление в развитии физкультуры в Японии. В 1882, он создал новую дисциплину - дзюдо, основанное на методах, в которых сочеталось физ.воспитание Тела и гармония Разума: «Воспитание человека через физкультуру». Т.о., он осуществил синтез спорта и японских боевых искусств. В 1910, он стал первым представителем азиатской страны в Олимпийском Комитете, а 2 годами позже - главой первой японской олимпийской команды спортсменов, принявшей участие в 5 Играх в Стокгольме. С тех пор, спорт в Японии развивается, в основном, при университетах. Сегодня, как и везде, в Японии существует много видов спорта. Согласно оценке Правительства (1990), больше всего людей занимаются гимнастикой (35%), бегом (26%), бейсболом (17%), софтболом (18%) и плаванием (24%). Боевыми искусствами занимается только (!) 4% .

Ответов - 14

ELF: «Oss!» - часто мы слышим. Специфика этого слова связана с Будо, поэтому речь пойдет о некотором недоразумении, которое заслуживает исправления. Слово «Oss!» следует произносить как «Osu» (ударение на «О» и с выдохом), т.к. происходит оно от «OhayУgozaimasu» (Доброе утро), которое согласно традиции японского языка транскрибировалось в краткое «Osu» и, в общем-то, позволительно в употреблении только между близкими людьми. Кроме того, «Oss» может озадачить японца, т.к. имеет иной оттенок. Оно используется только в определенных «кругах», например, среди спортсменов, бандитов, хулиганов, мафии... считается, что оно носит оттенок вульгарности, т.к. согласно японских культурных традиций - сокращение выражения вежливости непозволительно, поэтому это слово оставляет впечатление пренебрежения и лени, которая нарушает подчеркивание вежливости. В классическом дёдзё кюдо или кен-дзюцу поздороваться словом «oss!» нежелательно, т.к. вы сразу получите негативную оценку, если, конечно, из японской вежливости, они не пойдут вам на встречу ввиду вашего статуса иностранца. Необходимо знать и помнить, что «Oss» не соответствует понятиям Будо. Но без Будо, относительно литературного японского языка, если вы умудритесь японца приветствовать «oss!», он будет удивлен, хотя, из-за японской вежливости и не покажет этого, но про себя отметит, что вы владеете знаниями японского языка на уровне ниже заурядного. Почему же тогда это слово используется в каратэ? История каратэ недавняя и после 2-ой мировой войны некоторые группы каратэ были близки к хулиганской среде. Среди всех боевых искусств Будо, каратэ, в течение долгого времени, считалось наименее уважаемым. Это - факт, который нельзя отрицать. Я считаю, что пора исправить это недоразумение, которое пойдет на благо статусу каратэ. Поэтому не вижу причин, чтобы, например, французский каратэка, использовал «oss!», как знак мало почетной маргинальности. Мы называем место, в котором занимаемся - дёдзё, хотя, в большей части случаев, это происходит просто в спортивном зале. Мы также знаем, что каратэки приветствуют на пороге этого зала. Кому или чему он посвящает свое приветствие? Ответом им зачастую служит баскетбольная корзина, а также спины и зады каратэк, которые окружили ее, чтобы проиграть. Лично меня такая ситуация шокирует, т.к. согласно принципам Будо, все и вся имеет значимость и смысл. Согласно культурной традиции Японии приветствие осуществляется на пороге дёдзё, затем иногда неоднократно, во внутренней его части - сначала приветствуется алтарь духов, дух дёдзё, и наконец, дух войны. Даже для тех, кто не являются синтоистами, акт приветствия является свидетельством уважения по отношению к дёдзё, где мы занимаемся с искренностью, уважением к учителю, который старается преподать нам важные вещи, уважения к ученикам, с которыми занимаемся... Неприветствие Духа дёдзё в религиозном контексте означает, что многочисленные проблемы останутся не полностью решенными или двусмысленными, т.е. пространство Дёдзё наполнено Истиной, которая просветляет Разум. Это представлет некоторую сложность для тех, кто занимается, например, в школьно зале, т.к. им нужно усилие для концентрации, чтобы войти в состояние, которая подразумевается в дёдзё. Я думаю, что мы должны научиться вхождению в определенное состояния Разума, каким бы ни были условия окружающего нас пространства, поэтому не следует осуществлять ритуал приветствия на «автопилоте», т.к. это идет в размер с принципами Будо. Две формы приветствия Говоря о способе приветствия поклоном в японской культуре, в дёдзё следует отличать, по крайней мере, два способа. Один - в знак уважения или вежливости, которому характерно склонение головы. Другой, без наклона головы - в отношении партнера или противника, которому вы должны проявить уважение, но при этом не теряя бдительности. Однако, на выступлениях или соревнованиях мы часто видим эту ошибку. Японцы трактуют это, как неумелое подражание уроженцев Запада японским ритуалам, поэтому к ним нужно быть снисходительными. Я думаю, что такая оценка неприятна. Достаточно знать и хорошо применять эти, столь простые вещи. Между тем, кто думает, что единственная форма – это «поклон противнику» и, следовательно, приветствует им в дёдзё, как ему кажется с наилучшими намерениями, на самом деле делает агрессивный и провоцирующий жест по отношению к другим, и в старые времена мог бы быть сразу же атакован. Каратэдо - боевое искусство, поэтому необходимо знать обе формы приветствия для того, чтобы их применять согласно ситуации.

МН: Позволю себе не согласится. Бывая в японских залах часто слышал там «Оссу!» как от иностранцев, так и от японцев с высокими степенями. И при входе в зал те же самые японцы делали поклон залу, хотя там в это время была «баскетбольная корзина, а также спины и зады каратэк, которые окружили ее». Хотя, по воспоминаниям моего давнего друга Саши Подщеколдина, в то время, когда он начинал заниматься каратэ (а было это в самом начале 60-х), слово «Оссу!» не было так популярно, как сейчас..... (я впервые побывал в Японии в 1989 году, кстати, вместе с А.Подщеколдиным. Поездили с ним по разным залам, были в Будокане, в маленьких залах не только в Токио). Кстати, я почему-то был уверен, что «Оссу» - от «Терпеть».

ELF: Бывая в японских залах часто слышал там «Оссу!» как от иностранцев, так и от японцев с высокими степенями -------- Они могли быть близко знакомы или считать себя одним кланом. Насколько я его поняла, ни в одном другом японском БИ это слово не используется, видимо в «коллекцию» слов каратэ оно попало из послевоенных бандиских кругов...о чем автор (весьма образованный японец) и говорит, что это портит реноме каратэ, как одного из искусств, связанных с Будо. И потом, не кажется ли странным наблюдать, когда каратэки к месту и не-к-месту говорят то, что в бытовом японском языке означает «Доброе утро!»? : -)))) Ведь чаще всего его используют вместо «Хай!» (Да, Согласен, Понял)


МН: Да, вспоминается статья К.Преображенского. Там он как раз писал, что в дзюдо принято приветствовать друг друга и зал словом «Дзёс», а в каратэ - «Ос». Надо бы эту статейку поискать.

ELF: А что г-н К.Преображенский лучше знает тонкости культуры японцев, чем г-н Токицу? : -))))))))))))))))))))

МН: Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог... Мнение «зрителя со стороны» не менее интересно, чем мнение «человека изнутри». К тому же, г-н Преображенский был, как бы это помягше сказать, не совсем журналист. Поэтому он изучал все тонкости и нюансы не из праздного любопытства, а с практическими целями

ELF: ИСТОРИЯ ТЕРМИНА «ДАН» (Кендзи Токицу) В современных японских боевых искусствах термин «дан» возник в дзюдо, затем и другие дисциплины скопировали эту модель, чтобы обозначать степени мастерства. Ранее, в 19 веке, этот термин только иногда использовался в кен-дзюцу. С расширением популярности практики боевых искусств, этот термин стал сегодня почти международным. Я думаю, что необходимо уточнить культурный смысл этого термина, и больше его не использовать в приблизительном значении или в ситуации, которая не соответствует понятию «дан». Для начала скажу, что этот термин первоначально не был связан с боевыми искусствами. Этот термин применялся для обозначения степени (размера, величины) в различных сферах деятельности. Например, в игре го, термин «дан» используется с 17 века. В современной Японии, система степеней с термином «дан» применяется в отношении искусства «Путь каллиграфии» (shodo), в игре сёги (shogi), а также в обычной математике. Первоначально система данов отражала прогресс в изучении искусства, которое было неразрывно связано с жизнью человека. Они отмечали, так сказать, вехи на пути жизни. Когда приблизительно в предыдущем веке, до основания дзюдо, оформилось современное понятие Будо, то была принята именно такая система данов. Т.о. между понятием дана и спортивными единоборствами нет соответствия, т.к. это основано на системе, отражающей определенные периоды времени, которые необходимы для определенных достижений. Если в спортивном каратэ классификация чемпиона или вице-чемпиона, связывается с достижением определенного дана, то согласно Будо - это связывается с уровнем образованности человека на протяжении хода жизни, путь которого отмечается данами. Поэтому необходимо еще раз отметить, что термин «дан» не происходит ни от спорта, ни от боевых искусств, он происходит от культурной деятельности, развиваемой на протяжении жизни. Кроме того, термин дан - слово каждодневного языка в Японии, в настоящее время использованной в смысле, который мы только что определили.

МН: Неужели кто-то пытается присваивать Даны за спортивные достижения!?

ELF: во всяком случае, разница между умом практика каратэ в возрасте 20-30 лет и 30-и более... просто шокирующая

МН: Г-н Преображенский не был практиком каратэ Он был обычным советским шпиёном под прикрытием журналистского удостоверения Но его статья про каратэ была одной из первых в СССР.

wrkba: Как же помню. Зачитывались. Тогда и такая информация была в цене. Железный занавесссссссссс! А что было делать? Лихобабин П.Е.

ШПОН-О-КОННОР: 2 ELF а вы знаете, что краткость-сестра таланта? сорри за оффтоп, но ваши несомненно интересные сообщения НЕЧИТАЕМЫ!!!!! может в сказочных странах по другому все?

МН: Уважаемый ШПОН-О-КОННОР! Пока эти переводы находятся на форуме, но мы планируем (после их редактирования) сделать специальный раздел на сайте для такого рода материалов.

ШПОН-О-КОННОР: спасибо... информация ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересная, но читать в рамках форума практически нереально...впрочем это всего лишь мое мнение



полная версия страницы