Форум » Будо. Боевые искусства » "Не ударь" или Фунакоси по Бердяеву » Ответить

"Не ударь" или Фунакоси по Бердяеву

ELF:

Ответов - 6

ELF: «У Гегеля есть замечательная мысль о трех состояниях человека: «господин», «раб» и «свободный». «Господин» и «Раб» не могут обходиться в жизни друг без друга. «Свободный» же существует сам по себе. Рабство человека – это извращение сути человека. Если человек зависит от материального и экономического, то он по сути является рабом. Свобода человека предполагает в нем духовное начало, сопротивляющееся порабощающей необходимости. «Свобода» по необходимости, не может быть по сути свободой. Сознание раба постоянно сопоставляет, например, Бог – господин/человек - раб; государство – господин/человек - раб; общество – господин/человек - раб; семья – господин/человек - раб; природа - господин/человек - раб; объект – господин/человек-субъект - раб. То есть рабство проявляется во всем - в познании, морали, религии, искусстве, политической и социальной жизни. Человек должен стремиться быть не «Господином» или «Рабом», а «Свободным». Порабощение другого - это прежде всего поставновка себя в зависимость от другого человека, то есть - порабощение себя. Платон верно говорил, что тиран сам раб. Воля к могуществу - это всегда рабья воля. Христос – «Свободный», самый свободный из сынов человеческих, Он свободен от мира, Он связывает лишь любовью. Христос говорил как власть имеющий, но он не имел воли к власти и не был «Господином». Цезарь был рабом из-за своей воли к могуществу, потому что зависел от людей, без которых не мог реализовать свою волю к могуществу. Поэтому свобода - это независимость не только от господ, но и от рабов. «Господин» - это не личность, как и раб - не личность, только «Свободного» можно считать личностью, потому что он не зависит ни от чего в мире. Деградация человека ярче всего проявляется в тирании, которая может проявлятья не только в большом -, в государстве или на путях мировой истории, но и в малом - в семье, лавке, конторе, в бюрократическом учреждении. Человек имеет непреодолимое желание придавать себе важное значение и тиранить окружающих. Но человек может быть тираном не только по причине ненависти, но и любви. Влюбленные бывают беззастенчивыми тиранами. Ревность - это проявление тиранства в страдательной форме. Ревнующий - это поработитель, это попытка стать «Господином». Человек может быть тираном для самого себя и, даже, может быть, в большей степени. Он тиранит себя, как существо раздвоенное, утратившее цельность. Он тиранит себя ложным сознанием вины, ложными верованиями, суевериями, мифами, всевозможными страхами, болезненными комплексами, тиранит себя завистью, самолюбием, злобой. Самыми страшными тиранами бывают люди с больным самолюбием. Человек тиранит себя сознанием своей слабости и своего ничтожества и жаждой могущества и величия. Своей порабощающей волей человек порабощает не только другого, но и себя. Понятие «Эксплуатация человека человеком» возникает только у «Господ» и «Рабов», как осознавание своего положения относительно другого человека и переживание от этого своего «ничтожества». И тогда человек часто отыгрывается, компенсируя себя порабощением других. Безобразен «Раб», ставший «Господином», он будет тираном. Цезарь не может остановиться, не может себя ограничить, он идет все дальше и дальше к гибели. Это человек обреченный. Его воля к могуществу ненасытна. Порабощающий жест насилия жаждет быть признанным жестом силы, но он в сущности всегда есть жест слабости. Цезарь самый бессильный из людей. Всякий казнящий есть человек, утерявший силу духа, потерявший всякое понятие о нем.

ELF: Желание могущества и насилие отрицают достоинство и свободу человека. Но большинство людей абсолютно не понимает, что такое насилие. Когда обыватели возмущаются против насилия, то обыкновенно имеют в виду грубые и бросающиеся в глаза формы насилия, например, человека бьют, сажают в тюрьму или убивают. Но человеческая жизнь полна незаметными, более утонченными формами насилия. Психологическое насилие играет еще большую роль в жизни, чем насилие физическое. Человек лишается свободы и становится рабом не только от физического насилия. Социальное внушение, испытываемое человеком с детства, может его поработить. Система воспитания может совершенно лишать человека свободы, сделать его неспособным к свободе суждения. Тяжесть, массивность истории насилуют человека. Насиловать человека можно путем угрозы, путем заразы, которая превратилась в коллективное действие. Порабощение есть убийство. Человек всегда посылает человеку энергию жизни или энергию смерти. И всегда ненависть есть энергия смерти, посланная другому и насилующая его. Ненависть всегда хочет лишить свободы. Но поразительно, что и любовь может стать смертельной и послать энергию смерти. Любовь порабощает не менее, чем ненависть. Человеческая жизнь пронизана невидимыми энергиями, и человек незримо попадает в их поле, его насилующее и порабощающее. Есть психология насилия индивидуального, и есть психология насилия коллективного, социального. Человек может быть рабом общественного мнения, обычаев, нравов, социально навязанных суждений и мнений. Трудно переоценить совершаемое в наше время насилие прессой. Средний человек имеет мнения и суждения той газеты, которую он читает по утрам, она подвергает его психическому принуждению. А при лживости и подкупности прессы результаты получаются ужасные. Есть еще более глубокое насилие, это насилие власти денег. Это скрытая диктатура в капиталистическом обществе. Человека не насилуют прямо, заметным образом. Жизнь человека зависит от денег, самой безличной и бескачественной, на все одинаково влияющей силы мира. Человек не лишается прямо, путем физического насилия, свободы совести, мысли и суждения, но он поставлен в материально зависимое положение, находится под угрозой голодной смерти и этим лишен свободы. Деньги дают независимость, отсутствие денег ставит в зависимость. Но и имеющий деньги находится в рабстве, подвергается незаметному насилию. Человек вынужден продавать свой труд, поэтому этот труд нельзя считать свободным. Относительно более свободен труд ремесленника или интеллектуала, который, впрочем, тоже подвергается незаметному насилию. Но психология человечества, пройдя в своей истории этапы рабского труда, крепостного труда, нового «рабского» труда в капиталистическом мире и нового «крепостного» труда в коммунистическом обществе, все еще остается рабской. Рабство подстерегает человека со всех сторон. Борьба за свободу предполагает врага, и без врага ее пафос ослабевает. Свобода, ставшая привычной в жизни общества, незаметно порабощает этих людей, потому что это свобода ложная, настоящая свобода заключена в личности человека. Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

ELF: В рабском мире насилие считается проявлением силы. Но ведь, к насилию прибегают только из бессилия, вследствие того, что не могут управлять человеком, над которым совершают насилие. Господин может не иметь силы над своим рабом. Он может его истязать, но это истязание означает лишь его бессилие перед ним. Предельное бессилие в отношении к другому человеку выражается в убийстве. Но безмерна та сила, которая может воскресить человека. Сила – это когда можно преобразить, просветлить или воскресить другого. Насилие же, истязание, убийство - это слабость. В обыденном мире силой называют не то, что есть сила на самом деле. Это результат столкновения силы и ценности. Высшие ценности в мире оказываются слабее, чем низшие, высшие ценности распинаются, низшие ценности торжествуют. Полицейский и фельдфебель, банкир и делец сильнее, чем поэт и философ, чем пророк и святой. В мире, в котором сила определяется «на ощуп» (то есть – видимо, конкретно и реально), материя сильнее Бога. Сын Божий был распят. Сократ был отравлен. Пророки были побиваемы камнями. Всегда инициаторы и творцы новой мысли и новой жизни были преследуемы, угнетаемы и нередко казнимы. Обыватель всегда торжествовал. Торжествовали только «Господин» и «Раб», «Свободных» же не выносили. Высшую ценность - человеческую личность не хотели признавать, ценность же низшую - государство с его насилием и ложью, с шпионажем и холодным убийством почитали высшей ценностью и рабьи поклонялись ей. В мире объективированном любят лишь конечное, не выносят бесконечного. Но эта власть конечного является рабством человека. У всех так называемых великих деятелей истории всегда колоссальную роль играло убийство. И это всегда свидетельствовало о метафизической слабости этих «сильных» людей, о патологической воле к могуществу и господству, сопровождаемой манией преследования. Духовная слабость, бессилие над внутренней жизнью человека, отсутствие силы, воскрешающей к новой жизни, приводило к тому, что легко допускались адские муки в иной жизни и казни, пытки и жестокие наказания в этой жизни. Правда распинается в мире, но настоящая сила в правде, Божией правде. Человеческая судьба парадоксальна, и мыслить о ней должно парадоксально, а не рациональными категориями. «Господин» и «Раб» об этом вообще мыслить не могут, это может лишь «Свободный». (Николай Бердяев. «О рабстве и свободе человека» (сокращенно). Полный текст http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html)


ELF: Кстати, попаслось вот... Посмотрите на знак "Белого тигра" (Бякко) - это Вам ничего не напоминает? : -) click here

ELF: Извиняюсь, "попалось"

Dr.Aibolit: Чушь всё это. Как писали Ильф с Петровым - "метущаяся натура русского интеллигента". Розенбаум правильно писал: "Стрелять - так стрелять!"



полная версия страницы