Форум » Будо. Боевые искусства » Zazen » Ответить

Zazen

ELF: Отрывки из книги Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА

Ответов - 34, стр: 1 2 3 All

ELF: Спасибо Kun-сан за ссылку Это знаменитая книга : -)

wrkba: Начал, практиковать «За-Дзен», почти в то же время, когда начал заниматься Б.И. Не вдаваясь в особо запредельные категории, могу сделать субективный вывод, основанный только на собственных ощущениях, от практики «За-Дзен». 1. При дыхательной практики З.Д. намного быстрей и как то спокойней востанавливается дыхание (если перед этим были динамичные упражнения). 2. Т.к. ноги находятся в положении СЕЙДЗА, седцу меньше приходится гонять крови. Ощущения такие, что сердцу легче работать. 3. Меньше стал болеть всякими О.Р.З. (видимо это связанно с регулировкой дыхания). 4.Применительно к тренировкам, скорость ударов повысилась, легче стало пердвигаться в бою, обострилось чувство предвидения действий противника, повысилась специальная выносливость. 5. Спокойней стал реагировать на всякие внешние бытовые раздражители. 6.Обратил внимание на то, что и в быту стал стараться дышать так же как и при упражнениях З.Д. 7. Ну и много всякого другого, и в основном положетельного. Главное не зацикливаться на занятиях З.Д., а воспринимать их как дополнение к основным тренировкам Б.И. В основном подходить к этому надо, как к особой практике дыхательных упражнений, не надо увлекаться, какими то астральными вершинами, смотрите на всё проще, как маленький ребёнок смотрит на Мир. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

МН: wrkba пишет: [BLOCKQUOTE]цитата[HR SIZE=1]не надо увлекаться, какими то астральными вершинами[HR SIZE=1][/BLOCKQUOTE] Согласен. Сам практикую и ученикам рекомендую еще и с целью «переключения» с бытовых проблем на конкретную задачу (в нашем случае - тренировку). Естественно, пока доехал до зала, пока переоделся, а там дома дела, на работе проблемы, на учебе "хвосты". Какая уж тут на фиг тренировка! Надо действительно "отключиться" от того, что за пределами зала, настроиться на тренировку. Всё очень просто. Каратэ - искусство контроля за концентрацией и расслаблением. Умеем собраться, сконцентрировать внимание, отсечь, ослабить ненужные "помехи" - мы живы, а противник болеет. Нет - тогда может быть и наоборот. Помогают эти навыки и в обычной жизни. Умение с помощью нехитрых дыхательных приемов расслабиться или сосредоточиться на конкретной проблеме - весьма полезный навык, особенно в нашем современном мире.


ШПОН-О-КОННОР: МН абсолютно согласен с МН... а собственно говоря почему мне не быть с МН не согласным?

МН: ШПОН-О-КОННОР пишет: цитатаабсолютно согласен с МН... а собственно говоря почему мне не быть с МН не согласным? И сразу вспоминаются комсомольские и всякие прочие профсоюзные «заседалища»: «Присоединяю свой голос к предыдущему оратору........!» Бывало, что умудренный опытом председательствующий (ну просто из вредности!) позволял себе прореагировать: «А по существу вопроса?» Иногда это было весело.........................

ELF: Что есть бой на мечах без мечей? : -)

ГАРИК: Да, инетресные ощущения, от практики З.Д. Ещё полностью не разобрался, но в принципе понравилось. А самый класс, когда уже встаёшь из позиции «седза», в ногах как будто миллионы иголочек, а проходит некоторое время и уже такая лёгкость. Ну вообщем здорово. Вот если бы уважаемые ветераны ещё бы подкинули, методику дыхания, вообще бы было здорово! С уважением ГАРИК

ELF: ГАРИК-сан Я могла бы Вам рассказать про дыхательную технику в Годзю (6 лет практиковала), но эта техника - лишь вершки - корни ее в Дзен. Вы наверно смотрели фильмы про самураев? Вспомните какие у них гортанные и низкие голоса... Такие люди обладали истинной дыхательной техникой.

ELF: Это ответ на коан: «Что есть бой на мечах без мечей?» (Материал на основе «Письмо Такуана к Дзягю-Тадзима-но-ками Мунэнори») Главная цель в Дзэн – это достижение состояния, когда Ум свободен от «привязки» ни к одному из объектов. Эта «привязанность» называется «томару» («остановка» или «тормоз»). Ум фиксируется только на одном объекте, вместо того, чтобы «видеть» все сразу. Например, когда вас атакуют, то ваши глаза сразу заворожено ловят движение меча противника и вы фиксируетесь на нем. Это и есть «тормоз». Как только это происходит - вы уже себе не хозяин. Поэтому необходим иной способ реакции на атаки противника. В Дзэн он получил название «перехватить копье и им же убить». Как только Ум фиксируется на любом объекте, будь то ваш меч или меч противника, считайте, что вы уже не владеете собой. В такой ситуации меч владеет вами, а не вы мечом. Ум, заторможенный чем-то внешним, утрачивает свое мастерство. В буддизме «остановка ума» (торможение) называется Заблуждением, отсюда и «аффекты» (аффекты: радость, гнев, беспокойство, обожание, уныние, страх и ненависть). «Бессознательное» для воина и «бессознательное» в западной психологии различны. Достигнув совершенства, воин не фиксирует свое внимание на личности врага или на себе. Он - сторонний наблюдатель поединка между жизнью и смертью, в которой, однако, сам принимает активное участие. Эта недвижимость Ума не аналогична неподвижности камня. Наоборот, Ум становится бесконечно гибким, он движется во всех направлениях, в каждую из 10 сторон и ему не ведомы никакие препятствия (образ «Текущая река»). Например, вас атакует 10 человек. Как только вы справились с одним, сразу следует переходить к другому. Нельзя позволять Уму ни на одно мгновение фиксироваться ни на одном противнике. Как быстро бы ни следовали удары, нельзя «затормаживаться» между двумя ударами. И ни на миг не вступайте в схватку сразу с двумя противниками. При таком способе все 10 противников будут отражены. Это возможно, только, если Ум свободно перемещается от объекта к объекту без остановок. Еще пример. В зеленой кроне дерева - один лист красный. Обычный Ум сразу же «выхватывает» его из листвы, фиксируется на нем. Затем в Уме возникают мысли об этом листе, а с мыслями возникают и эмоции. При этом, все остальные листья как бы перестают существовать. Но, если Ум движется без «остановок», то он может воспринимать одновременно сотни тысяч листьев. Поэтому, чтобы видеть все листья нужно смотреть на дерево без мыслей. Когда вы только начинаете свой Путь, то не знаете как обращаться с мечом, и еще меньше, как вести себя во время боя. На этом уровне знаний, когда противник вас атакует, то вы просто инстинктивно парируете удар - это все, что вы знаете и умеете. На этом уровне, при изучении технических приемов, ваш Ум «тормозит» на стыках различных действий. Потребуется много лет, чтобы достичь состояния «не-ума». При этом, такое состояние будет похоже на то, которое было в начале Пути, когда вы еще ничего не понимали. «Начало» и «конец» соединятся («Круг»). Проще говоря, в высшей стадии человек похож на ребенка, т.к. он находится в состоянии «не-ума» (мусин) или «не-мысли» (мунэн). (Мусин и мунэн синонимы.) Его тело реагирует само по себе без помощи Ума (техническое совершенство предполагает полную автономность, освобождение от сознательных усилий). Когда Ум чист (разгружен), воин становится простодушным, без тщеславия и кажется наивным. Отсутствие тщеславия – это один из характерных признаков высшего состояния Ума. Спросив мастера Дзэн: «Что есть Будда?», - вы можете неожиданно получить ответ еще до того, как вопрос дозвучал до конца: «Ветка цветущей сливы!» или, даже, «Собака пробежала!». Его Ум не фиксируется на конкретном - ни на цвете, ни на звуке, ни на запахе. Это и есть Ум по Дзэну или конечная суть мастерства. Ответ на вопрос, после некоторого раздумья, может быть и прекрасен и правилен, но, он еще находится на стадии неведения и аффектов. Другой пример. Вас кто-то окликнул: «Эй!». И вы сразу же откликнулись: «Да!». Это – мусин. Но, если вы остановитесь для размышлений: «Чего ему надо?» или «Кто бы это мог быть?», а затем ответите: «Что?», то ваш Ум, пребывает на стадии неведения и аффектов. Как практиковать такой Ум? «Переместите» Ум из головы в нижнюю части живота, под пупок (хара). Хара вынудит его действовать не через голову, а через все тело, и результат не преминет сказаться. Вы должны «чувствовать» его всем телом, дать ему течь через все ваше существо. Вы будете управлять Телом, не теряя ни времени, ни энергии. Если Ум наполняет все Тело, то он правильный; если же он только в голове, то частичный или односторонний. Правильный ум распределен по всему телу.

ELF: Сложность заключается в том, чтобы понять, как связан Правильный ум с непрерывным движением. Здесь возникает кажущийся парадокс. Как только вы начинаете обращать внимание на противника, то начинает логически осмысливать ситуацию и движения становятся заторможенными (суки). Следует не задумываться ни на секунду, ибо момент суки противник не преминет использовать. Нельзя ни рассла ~ ься, ни сохранять напряженность, ибо это заставляет Ум терять свою текучесть. Но как можно одновременно рассла ~ ься и напрягаться? При интеллектуальном (на Востоке термин «интеллект» применяется к несовершенному Уму) анализе ситуации (Частичный ум) парадокс, в той или иной форме, неизбежен: движение и в то же время недвижение, напряжение и расслабление; видеть, как все происходит, и в то же время не волноваться о том, что произойдет. Не иметь намерений, сознательных расчетов, предчувствий, ожиданий - короче, быть невинным, как ребенок, и при этом владеть ловкостью, хитростью, проницательнейшей сообразительностью Правильного ума. Частичный ум в такой ситуации не поможет. Единственный способ - это куфу. Куфу - нечто глубоко личное, индивидуальное, его необходимо развивать в себе. Если говорить языком западной психологии, это - устранить все препятствия, как интеллектуальные, так и эмоциональные, на пути того, что скрыто в бессознательном, и дать ему двигаться совершенно независимо, без вмешательства интеллекта. Куфу может без предварительного анализа, дать полную свободу движения, преодолеть все, что сдерживает. Куфу наступает, когда Дух напряжен до предела, когда человек захвачен весь целиком, т.е. - целостен (Тело+Разум+Дух). Когда существует двойственность Ума, то он не может полностью задействоваться. Осознающий ум (усин-но-син), противоположен уму, не сознающему себя (мусин-но-син). Ум, не осознающий себя, не нарушается никакими аффектами. Это Ум природный (такой Ум у нас в детстве), а не заблуждающийся. Он всегда течет, никогда не останавливается, никогда не цепенеет. Поскольку он ничего не выбирает, не ищет, куда надо двигаться, то он наполняет все тело и нигде в одной части тела не концентрируется. He-ум ничего в себе не хранит (не живет воспоминаниями прожитого). Колесо может вращаться, если оно не слишком плотно насажено на ось. Если связь слишком плотная, то оно не будет вращаться. Поднятый меч не имеет собственной воли, он весь из пустоты. Он - как сверкающая молния. Человек, который сейчас будет повержен ударом, - тоже пустота, и такая же пустота - поднявший меч. Ни один из них не обладает Умом, наделенным постоянством, твердостью. Поскольку каждый из них состоит из пустоты и не обладает Умом, то человек, который наносит удар, - не человек; меч в его руках - не меч, и то «я», которое сейчас будет повержено, подобно небу рассеченному молнией. Когда Ум не останавливается, то меч, наносящий удар – это («Ветка цветущей сливы!» или «Собака пробежала!») дуновение ветра. Ветер не осознает себя, когда мчится над вершинами деревьев, нарушая их покой. Так же и меч. Эта пустота «не-ума» должна быть во всем, что мы делаем в жизни. Например, танцор поднимает веер и топает ногой. Если он хоть слегка задумается о том, как ему это надо сделать хорошо, то он перестает быть хорошим танцором, т.к. его Ум начинает затормаживаться обдумыванием этого. Не позволяйте Уму останавливать ваш меч, забудьте, что делаете, и бейте противника. Не обдумывайте того, кто стоит перед вами. Все происходит из пустоты, но остерегайтесь, чтобы ваш ум не попался в сети самой пустоты (стать идиотом).

ELF: «Когда существует двойственность Ума, то он не может полностью задействоваться. » Если кому интересно, могу показать - что это (правда, никогда не пробовала это сделать письменно). На форуме не выложу - это Передача от Сётокай (skylaser@hot.ee). P.S. Кому до 30 - это письменно - сложнее (им нужно устно, а не письменно).

ELF: Сутра Лотоса (яп.) Намо (или Наму) мёхо рэнгэ кё Положительный эффект в многократных повторах при медитации

Komuso: ELF пишет: цитатаКстати, в Японии Дзен для воинов, отличается от Дзен для монахов Дзен воинов рассчитан на увеличение Храбрости. Дзен монахов рассчитан на увеличение Милосердия (что, конечно, тоже должно быть у воина, но приоритет за Храбростью). Дзэн - это созерцание. Просто созерцание, без мыслей и предосуждений. Невозможно созерцать и думать одновременно. Причём не «Я созерцаю», а просто «созерцаю» без эгоистического «Я». Направления и техники есть разные, но всё сводится к «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС». Людям свойственно усложнять. Это, наверное, даёт ложное ощущение, что добился или добиваешься чего-то значительного... А всё просто. Вы прочли эти строки, и мысль, выраженная мной, вызвала какую-то реакцию в теле. Что это за реакция? Где она проявилась? Может, губа немного дёрнулась, может рука, может, просто захотелось изменить положение тела, потому, что стало неудобно... Тело - это индикатор, и наблюдая за ним, можно открыть для себя много интересного... Людям свойственно осуждать.. «Это хорошо, это плохо», и так весь день... Попробуйте прожить 15 минут в день, ничего и никого не осуждая, а принимая, как есть. Ну хотя бы 1 минуту... всего минуту, когда Вашей реакции на происходящее просто не существует. Кто-то скажет «Во бред!».. и только подтвердит эту идею.. Кто-то согласится и... опять подтвердит.. Выйдите на улицу, посмотрите вокруг.. Этой картины Вы никогда больше не увидите. Будет похожее, но не это.. До Вас доносится какой-то звук... если он донёсся до уха, то непременно коснулся и щеки. Ощутила ли щека эти вибрации? Ваша рука коснулась компьютерной мышки.. Какая мысль при этом пробежала в голове? Можете ли Вы повторить её, или сознание по инерции проносится через время? Насколько гибки наши мысли? Моему Учителю 75... десятилетия каратэ, айкидо, тайчи... с одной хромой ногой он выводит меня из равновесия за 2-3 секунды толчком 1-2 пальцев, причём не ударом, а лёгким нажимом. Я, занимаясь более 20-ти лет, не могу ухватить начала его перемены. На мои вопросы, как он это делает, я получаю один и тот же ответ: «Наблюдай...» И последнее... Всё, написанное мной - это всего лишь моё мнение... Любые слова - это искуственное. Дзэн нельзя выразить словами, для него нет слов...

ElenaS: Вот и ответ на тезис Эльф о Дзен воинов и Дзен монахов. Дзен нельзя «рассчитать», как нельзя определить. Понимание Дзен Комузо кажется мне очень близким Бусидо. Жить этот день так, как будто завтра ты умрешь... или потому, что этот день (час, минута) никогда больше не повторится. Сохранять свежесть восприятия. Любоваться окружающим миром, природой, детьми. Несмотря на ежедневную рутину.

wrkba: ElenaS Сохранять свежесть восприятия. Любоваться окружающим миром, природой, детьми. Несмотря на ежедневную рутину. ================================= Так начинаешь ощущать мир, только тогда, когда испытаешь очень серьёзное жизненное потрясение, смерть близких людей, серьёзная травма или ещё что-нибудь, что нам сможет подкинуть судьба.



полная версия страницы