Форум » Будо. Боевые искусства » Zazen » Ответить

Zazen

ELF: Отрывки из книги Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА

Ответов - 34, стр: 1 2 3 All

ELF: Отрывки из книги Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА ЯПОНСКИЙ ДЗЭН Слово «дзен» происходит от санскритского «дхьяна». Культурный обмен между странами привел к тому, что в Японии появился дзен, который был связан с традицией «Вишуддхимагги» через китайскую школу чань–медитации. Изменения, которые претерпел дзен во время своего путешествия во времени и пространстве из Индии 5 века в Японии сегодняшних дней, более очевидны в его учении, чем в деталях практики. ….. Некоторые варианты дзен-медитации дзадзен (Zazen) остались такими же, как полнота внимания и проницательность. В отношении полноты внимания все разновидности дзадзен расширили область его применения от сидячей медитации до всех жизненных ситуаций. Хотя сидячий дзанзен одобряется, этого нельзя сказать в отношении интенсивного изучения писаний. Один из прежних мастеров Сото дзен Гоген писал: Не имеет значения насколько хорошо вы говорите, что знаете... эзотерические и экзотерические доктрины; до тех пор ваш ум цепляется за тело, вы будете тщетно пересчитывать чужие сокровища, не приобретя их для себя даже на полпроцента». Дзадзен начинается с закладки прочного фундамента медитации; используется много разновидностей техник концентрации. Дзен ….. является «великой фиксацией» или «состоянием единства», в котором различия между вещами растворяются, так что они предстают перед медитирующим в аспекте их тождественности. Эта стадия является промежуточной на пути к достижению конечной цели дзен. Судзуки предупреждает: «Если стадия великой фиксации принимается за достижение результата, то не будет ни дальнейшего роста, ни прозрений сатори, ни проникновения в Реальность, ни разрывания оков жизни и смерти». Глубоких погружений еще не достаточно. Они являются необходимыми, но не являются достаточными шагами на пути к просветлению. Мудрость проницательности приходит после самадхи (справочно - «самадхи»: http://hghltd.yandex.ru/y...%E4%F5%E8&dsn=30&d=734674). Среди технических приемов дзен имеются несколько уникальных методов. Одним из таких методов является коан (применяемый главным образом сектой Риндзай), который представляет собой вопрос или загадку, найти решение которой совершенно невозможно рассудочным путем. Чтобы найти «решение» на нее, нужно выйти за пределы мышления путем освобождения ума от языковых ограничений…… Получив коан, например «Каким было твое лицо, до того как ты родился?» или «Что такое Му?», ученик все время удерживает его в уме. Что бы он ни делал, как только посторонние мысли вторгаются в его ум, он сразу отпускает их и снова возвращается к своему коану. Когда он обнаруживает, что его рациональный ум не способен решить неразрешимое, его концентрация достигает лихорадочного напряжения, приводящего к осознанию полнейшей безвыходности положения. ….. Когда способность перескакивать с одного на другое совершенно истощается, приходит момент «прозрения». Мысли исчезают и медитирующий входит в состояние «дайгу» или состояние фиксации. Его коан «раскрывает все свои секреты» при вхождении в самадхи. Ясутани – современный бонза … приспособил коан для нужд более продвинутых учеников. Он предложил начинающим концентрироваться на дыхании. Цель дзадзена рассматривалась им не как приведение пассивного ума в Дзен, а как «достижение спокойствия и собранности ума в гуще деятельности». Поэтому его ученики занимались техниками концентрации до тех пор, пока не вырабатывали немного «дзерики» – ментальной силы, возникающей из однонаправленности ума. Плодами дзерики являются невозмутимость, решительность и потенциальная готовность ученика к «кесе-годо» – сатори «проникновения в истинную природу». …. На этой стадии «внутренне и внешнее сливаются в одно». После того, как было пережито это состояние, может иметь место «кэсе-годо», когда ученик будет видеть «все вещи такими, какие они есть». В состояние «кэнсе-годо» можно впадать где угодно и с различными степенями глубины и ясности. Дзерики укрепляет сатори медитирующего. Это помогает ему вынести свое пробужденное состояние за пределы одного только дзадзена. Дзерики, которое он развил в дзадзене, культивирует эффект сатори до тех пор, пока он не начинает формировать всю его повседневную жизнь. Когда ученик приобретает некоторый контроль над умом посредством упражнений в однонаправленности ума, таких как счет дыханий, или истощает свой рациональный ум в работе над коаном, Ясутани часто отсылает его к более продвинутой практике, методу «сикан-танза» или «простому сидению». При этом типе дзенской медитации ученик входит в возвышенное состояние концентрации без предварительно выбранного объекта концентрации.

ELF: Он просто сидит, ясно осознавая все, что происходит в нем и вокруг него. Бдительный и полный внимания он сидит свободный от каких-либо точек зрения или оценивающих суждений, просто наблюдая. … Родственной техникой является «подвижный дзадзен», при которой он полностью входит в каждое действие с абсолютным вниманием и ясным осознанием. … Пали Сутры о полноте внимания, как «предписание» для дзадзена: В видимом должно быть только видимое В чувствуемом должно быть только чувствуемое В мыслимом должно быть только мыслимое. Практике дзадзен сопутствуют многие виды «сатори», некоторые из которых могут быть переживаниями Дхьяны, другие встречаются на пути постижения. Ясутани предупреждает своих учеников, чтобы они игнорировали видения и интенсивные ощущения. Он говорит, что такие явления появляются, когда ученик достигает стадии «кэнсе», подобно тому, как они могут проявляться на стадии предварительной концентрации. Kапло описывает стадию «фальшивого Сатори», называемого иногда «пещерой сатаны». На этой стадии медитирующий испытывает глубокую безмятежность и верит, что достиг своей конечной реализации. Через такое псевдоосвобождение следует прорваться …. Последние шаги на пути к просветлению … соответствуют тем стадиям, которые предшествуют Нирване ….. «Усилия медитирующего направляются, с одной сторону, болезненным чувством внутреннего рабства, – разочарования в жизни и страха смерти, – а с другой стороны – убежденностью в том, что через Сатори человек может достичь освобождения. Ясутани отмечает, что Сатори обычно предшествует некоторый период переживания Самадхи. В очерке, посвященном своему обучению Дзен, …. Судзуки рассказывает о своем первом достижении Самадхи посредством коана «Му» … «но этого Самадхи еще не достаточно. Вы должны выйти из этого состояния, пробудиться от него – это пробуждение и есть Праджня (справочно – «Праджня» - http://www.aikidoka.ru/bu...ht/dz4.shtml?for_printing). А момент выхода из Самадхи и видения его так, как оно есть – это Сатори.» Учителя Дзен подчеркивают необходимость совершенствования достигнутого впервые Сатори путем дальнейшей медитации – до тех пор, пока оно, в конечном счете, не будет пропитывать собой всю жизнь медитирующего. Судзуки описывает эту конечную стадию ума как стадию, когда факты повседневного опыта принимаются такими, какими они приходят; все события входят в сознание медитирующего и воспринимаются без реагирования на них. Это «нереагирование», как поясняет Блофельд, «не означает впадения в тупой транс, но является исключительно ясным состоянием ума, в котором воспринимаются детали каждого явления без каких либо суждений или привязанностей.» Ху Хай, старый мастер Дзен, выражает это такими словами: «Когда события происходят, не реагируйте на них. Удерживайте свой ум от остановки на чем бы то ни было.» А дзенский мастер 14 века Бассуи поучает, что «дзадзен – это ни что иное, как всматривание в свой собственный ум, без презрения, но и без восхищения теми мыслями, которые в нем возникают. Такое нейтральное положение является и средством и целью Дзен. Оно должно выйти за пределы времени сидения в дзадзене, и должно быть привнесено во всю остальную жизнь. Рус Сасакаи … объясняет: «Человек, опытный в практике дзадзен, не зависит от того, находится ли он в спокойном месте на своей подушке для сидения. Те состояния сознания, которые вначале достижимы лишь в медитации, постепенно становятся продолжительными, распространяясь на всякую деятельность, в которую он только вовлечен.» На конечной ступени Дзен – стадии «не-ума», – спонтанная ясность Сатори проявляется во всех действиях. Здесь сливаются воедино цели и средства. Испытав непостоянство всех вещей, то, что «жизнь есть страдание, а все формы есть «ку» пустота и ничто», человек прекращает цепляться за феноменальный мир, хотя и продолжает действовать. Признавая глубину такой трансформации личности, Дзен делает некоторый упор на моральные предписания. Моральные заповеди специально не излагаются, скорее, их соблюдение вытекает, как побочное явление, из тех изменений сознания, который происходят при практике дзадзен. Томас Мертон пишет, что учение Дзен наследует дух Чжуан Цзы, даосского мудреца, который писал: «нет ни гонки, ни принуждения, ни привязанностей, ни потребностей; тогда все дела находятся под твоим контролем, и сам ты – свободный человек.»

wrkba: Приятно почитать, интересную статью. Как будто, домой вернулся. (Уважаемый МН, я не много на себя беру?). Если, что, то приношу свои извинения. С уважением Лихобабин П.Е.


МН: wrkba пишет: цитатаКак будто, домой вернулся С возвращением!

wrkba:

ELF: Спасибо, Wrkba-са :-) Но сколько я не читаю статьи о методиках каратэ, взятых из методик Дзен в Рунете – это все общие фразы… такое ощущение, что все «слышали звон, да не знают где он»… Например, с методиками достижение Пустотности Разума – ни толковых объяснений, ни методов практики.

ELF: Кстати, в Японии Дзен для воинов, отличается от Дзен для монахов Дзен воинов рассчитан на увеличение Храбрости. Дзен монахов рассчитан на увеличение Милосердия (что, конечно, тоже должно быть у воина, но приоритет за Храбростью).

Kyohan: Многие воины на старости становились монахами. И что они «переделывали» свой дзен? Все проще, я думаю. Всякая церковь достаточно гибка. Все официально признанные религии приспособлены к обслуживанию существующего (на тот момент ) государства. Если государству необходимо воевать церковь обслуживает эту потребность. Хорошая аналогия - христианство крестоносцев.

ELF: «Все проще, я думаю. Всякая церковь достаточно гибка. Все официально признанные религии приспособлены к обслуживанию существующего (на тот момент ) государства. Если государству необходимо воевать церковь обслуживает эту потребность. Хорошая аналогия - христианство крестоносцев.» Все с точностью до наоборот… религия – это более мощная (основана на природных инстинктах) вещь, чем послушание (светская иерархия, основанная на условных (договорных) отношениях: фр. пословица «Короля – нет. Его играют придворные») Авторитет глав церквей выше, чем царей, королей, князей и т.д.

ELF: СТАДИИ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗУМА FUDO SHIN - Совершенный Разум Воина. Способность противостоять противнику в любой ситуации с полным самообладанием. MIZO NO KOKORO - Невозмутимый Разум, как поверхность пруда. TSUKI NO KOKORO - Холодный Разум, как сияние Луны. MUSHIN NO SHIN - Чистый Разум, освобожденный от мыслей. SHIN GI TAI ICHI - Расширенный Разум, объединенный с техникой, телом и моментом времени. JU GO JISSAI - Гибкий Разум. Твердое против Мягкого, Мягкое против Твердого. Сочетание Твердого и Мягкого. ZANSHIN - Постоянный Разум. Начало и завершение с неизменной степенью сосредоточения и чувства. SHOSHIN - Открытый Разум. Жажда учиться и постигать. O-NIN - Раскрывающийся Разум. Дисциплина и терпение.

МН: ELF пишет: цитатаАвторитет глав церквей выше, чем царей, королей, князей и т.д. Ну и какой авторитет у Алексия II, который создавал свою «империю» на безакцизной торговле водкой и табаком? Какой авторитет у Папы Римского, не поднявшего свой голос и не прекратившего агрессию и оккупацию Ирака? Какой авторитет у грузинского партиарха Илии II, издавшего церковный указ о том, что «убийство картвела является преступлением против церкви и убийца подлежит отлучению от церкви», но не сказавшего то же самое в адрес грузин - убийц не-грузинского населения? Религия давно уже превратилась в КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, поддерживающее ВЛАСТЬ.

Kun: Внесу свои пять копеек в дискуссию про дзен для монахов и воинов. Кристофер Хамфрей (основатель Лондонскоого буддийского общества) в книге «Дзен-буддизм» пишет, что, говоря о японском буддизме, надо различать три понятия: дзен, буддизм и дзен-буддизм. Не буду вдаваться в суть каждого из понятий (поскольку не думаю, что сам их понимаю полностью), но как раз здесь, мне кажется, и заключена разница между «дзеном монахов и воинов». Дзен-буддийский монах явялется, как правило, приверженцем одной из традиций (Сото и Риндзай, из самых распространенных в Японии, как я знаю) и, разумеется, стремится, практикуя Восьмеричный путь с верой в Четыре Благородные Истины, в конечном итоге к освобождению от страданий всех живых существ. Как и другие буддийские монахи, разница, в-основном, в методах (опять же - если я правильно понимаю). В Японии, в частности распространена также ветвь буддизма Чистой земли (ака Амидаизм), где основным медитативным методом является рецитация имени Амиды Будды (Наму Амида Буцу). Мне кажется (точнее - такое мнение я встретил в «Энциклопедии Дзен» Вон Кью Кита), буси взяли из дзен-буддизма в первую очередь медитативные методики (тот же дзадзен) и веру в Будд-хранителей. В целом же их комплекс верований складывался из дзен-буддизма, синтоизма и амидаизма. Какое-то из сочинений в сборнике «Идеалы самурая», помню, заканчивается словами: »... и перед смертью смогу спокойно произнести: нами амида буцу». Ссылку уточню вечером. Есть интересная и очень полезная (на мой взгляд) книга про дзадзен одного из мастеров Сото-дзен, Сюнро Судзуки, «Дзен, сознание начинающего». Вот, посмотрите: надеюсь, понравится Успехов.

ELF: Церковь – это всегда большие деньги и большое влияние в мире… поэтому светские власти стараются с ними не ссориться … Кстати, самый богатый человек планеты – это Папа Римский… Состояние самых богатых «Буратино» в мире по сравнению с ним – не просто смехотворно…а ничтожно, как муравей и слон

ELF: Ну и какой авторитет у Алексия II, который создавал свою «империю» на безакцизной торговле водкой и табаком? ------- Тем не менее, руководство страны с ним заигрывает…

Kun: Уважаемый МН, полагаю, имелось ввиду авторитет для верующих людей. МН пишет: цитатаРелигия давно уже превратилась в КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, поддерживающее ВЛАСТЬ. Церковь, тем более официальная - да. Религия, мне кажется, не совсем так однозначно. С уважением.



полная версия страницы