Форум » Будо. Боевые искусства » ПСИХОТЕХНИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ » Ответить

ПСИХОТЕХНИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

МН: Известно, что при прочих равных условиях в рукопашной схватке побеждает тот, кто более устойчив психологически. Классическое каратэ включает специфическую психотехнику, варьирующую в различных школах и стилях, позволяющую бойцу с максимальным эффектом использовать свои возможности в условиях реального риска для жизни и здоровья. СТАТЬЯ НИКОЛАЯ ТУМАРА

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Kun: Интересная статья. Насколько я понял, скорее обзорная, потому как конкретных выводов, кроме очевидного jedem das Seine (каждому свое), я не нашел. Но конечно, я может и не доразобрался, а может это просто тезисы большой статьи? Можно пару вопросов, которые остались после прочтения? Чем этот подход: 1. Так называемый "трезвый подход". Боец сознает свои возможности, объективно оценивает противника, шансы на успех. Эффективен в случае равенства сил или когда противник заведомо слабее, а также при наличии у бойца сильного типа высшей нервной деятельности. принципиально отличается от такого: "Уверенность профессионала" основана на том, что боец имеет большой реальный опыт, высокий уровень подготовки. Он делает привычное дело, уверен в своих силах, рассчитывает только на себя. Выработка данного состояния требует времени, чтобы сделать трудное привычным, а привычное легко и надежно осуществимым. И вот еще: религиозный экстаз, модифицирующий реакции и поведение бойца. Примерами использования данного варианта могут служить камикадзе, добровольцы-смертники /Иран/. Общее в них -использование религиозного фанатизма, превращение бойца в орудие чужой воли. Это состояние надо отличать от сознательного самопожертвования, когда боец руководствуется собственным трезвым выбором. В воспоминаниях Иногути (старший офицер штаба 2го авиационного флота, где впервые появились эскадры камикадзе) и Судзуки (непосредственные воспоминания камикадзе) четко уверяется, что пилоты, записывающиеся в отряды смертников делали свой выбор "сознательно и трезво". Конечно, они находились под влиянием господствующей идеологии национализма и асболютной веры в императорскую власть, но где тогда грань между "фанатизмом" и приверженности государственным принципам? Вообще-то это вопрос не по теме карате, но к Будо, мне кажется, имеющий непосредственное отношение.

МН: Kun пишет: Чем этот подход: цитата: 1. Так называемый "трезвый подход". Боец сознает свои возможности, объективно оценивает противника, шансы на успех. Эффективен в случае равенства сил или когда противник заведомо слабее, а также при наличии у бойца сильного типа высшей нервной деятельности. принципиально отличается от такого: цитата: "Уверенность профессионала" основана на том, что боец имеет большой реальный опыт, высокий уровень подготовки. Он делает привычное дело, уверен в своих силах, рассчитывает только на себя. Выработка данного состояния требует времени, чтобы сделать трудное привычным, а привычное легко и надежно осуществимым. По-моему, тут всё в тексте - в первом случае человек трезво оценивает свои возможности и действует исходя из этого. Речь не идет о высоком профессионализме, а всего лишь о некоторых навыках, которые могут быть применены в случае равенства сил или когда противник заведомо слабее, а также при наличии у бойца сильного типа высшей нервной деятельности. Во втором - боец имеет большой реальный опыт, высокий уровень подготовки. Он делает привычное дело, уверен в своих силах, рассчитывает только на себя.

Kun: По-моему, тут всё в тексте - в первом случае человек трезво оценивает свои возможности и действует исходя из этого. Речь не идет о высоком профессионализме, а всего лишь о некоторых навыках, которые могут быть применены Спасибо, начинаю понимать. Прошу прощения за недостаточную сообразительность.


Петрович: Статья интересная в том плане, что автор попытался собрать вместе различные виды психотехник. Однако, мне не нравится сама формулировка темы. В рукопашной схватке все силы нужно направить на решение задач схватки, то есть - на поражение противника. Психологическая подготовка при помощи психотехник должна решать задачи схватки, а не отдельно выделенные задачи борьбы со страхом. В противном случае, вместо борьбы с одним противником, получаем процесс борьбы с двумя - с противником и страхом. - Дон Хуан, мне страшно. - Ну и бойся на здоровье, но - дело делай. (с) К.Кастанеда (вольная цитата) Выведение понятия стрессоустойчивость, как отдельной достаточно независимой задачи, сродни формулировке понятия "выживание в рукопашном бою" (из системы Кадочникова). Повторюсь: в рукопашной схватке нужно решать задачи поражения противника, а не борьбы со страхом или выживания. Чем быстрее победишь противника - тем быстрее кончится страх и лучше выживешь. По-моему это очень просто. Можно конечно научиться побеждать страх и выживать, но кто тогда будет работать с противником? И что ему болезному делать пока "боец" борется со страхом и выживает? - курить в сторонке? Поэтому, иэ все приведенных в статье примеров, более-менее пригодными можно считать 4. Использование моделей состояния психики 5. Психотехника даосизма и чань-буддизма 9. Сильный эффект дает вытеснение страха более сильными эмоциями, например, желанием выполнить свой долг, ненависть к врагу 10. "Уверенность профессионала" при этом, пункт: 11. На высоком уровне развития личности бойца он может не бороться со страхом, а даже сознательно его культивировать, поскольку источником энергии организма являются эмоции, а страх - одна из сильнейших. Правильно управляя чувством страха... вполне возможно будет иметь место во всех предложенных психотехниках в той или иной степени. Заключение статьи Какую методику следует предпочесть? На наш взгляд, выбор должен осуществляться сугубо индивидуально и в зависимости от ситуации на мой взгляд говорит о том, что на момент написания данной статьи у автора нет четких представлений о сути, целях, задачах и содержании психологической подготовки по рукопашному бою. Причем, насколько мне известно, вопрос для многих занимающихся и инструкторов остается до сих пор открытым.

МН: Еще раз повторюсь - это не вся статья, а только тезисы. Я помню это выступление Николая Тумара. Не "зацикливаясь" на всех психотехниках, он как раз особое внимание уделил п.11 :)

Петрович: Вообще-то понятие "психотехника" определяется как "техника упражнений психологической подготовки", то есть рациональный способ (или совокупность способов) решения задачи. В данном случае - задачи повышения устойчивости к стрессфакторам рукопашного боя. Рассматривая тезисы статьи с этой точки зрения, необходимо признать, что о самой психотехнике или о факте ее использования, разработки, апробации не сказано ничего. Просто определена суть некоторых методик. Это конечно, на фоне всеобщего отсутствия структурированной каким-либо образом информации уже кое-что. Повторюсь о заключении статьи: Какую методику следует предпочесть? На наш взгляд, выбор должен осуществляться сугубо индивидуально и в зависимости от ситуации. На мой взгляд, система подготовки должна давать конкретные рекомендации, которые сформулированы в русле основных положений самой системы, а всякая отсебятина в выборе не нужна. Система каратэ дает четкие упражнения для тренировки сосредоточения и концентрации внимания (мокусо), требует достижения состояния му-син, которое, на мой взгляд, рационально достигается предельным увеличением скорости восприятия. Также требуется сохранение достигнутого состояния "заншин". Все это заложено в ката и отрабатывается в других формах упражнений. Чего тут еще искать? Нужно исследовать то что есть, потому что и это до сих пор в достаточной степени не исследовано.

МН: К огромному моему сожалению, с автором статьи не общался уже лет 10. Было бы интересно узнать - продолжаются ли его исследовани в этой области.

МН: Рад сообщить, что сегодня утром мне позвонил Николай Тумар, с которым я давненько потерял связь. Он обещал выступить на нашем форуме с новыми материалами.

Петрович: Очень интересно. Бум ждать.

ALEKS: ДЕЛАЮ ВАМ ЗАМЕЧАНИЕ. НАЦИОНАЛИСТАМ НА ЭТОМ ФОРУМЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

alex_m: Это, собственно, о чём?

ALEKS: Признаюсь, был не корректен к лицам с Юга.

wrkba: Помню на заре моих тренировок каратэ, японский инструктор Оказаки, дал нам молодым каратистам совет: "Мастер каратэ никогда не будет затрагивать тему религии, тему национальности и всегда будет в трезвом рассудке."

МН: wrkba пишет: Помню на заре моих тренировок каратэ, японский инструктор Оказаки, дал нам молодым каратистам совет: "Мастер каратэ никогда не будет затрагивать тему религии, тему национальности и всегда будет в трезвом рассудке." Он был совершенно прав.

ELF: наш сейсей еще "хуже" - "нет ни мужчин, ни женщин.. а еще - никаких национальностей" : -)



полная версия страницы