Форум » Будо. Боевые искусства » Naihanchi » Ответить

Naihanchi

Владислав: Хотелось бы услышать компетентное мнение по поводу этой ката. Принято считать, что каратэ начинается и заканчивается Naihanchi. Как это понять?

Ответов - 24, стр: 1 2 All

МН: Тема очень интересная. Не хочется "галопом по Европам", планирую выложить на сайте большую статью по Тэкки, так что здесь "конспективно". 1. Не "каратэ начинается...", а "ката начинаются и заканчиваются Найфанчи" (Kata wa Naifanchi ni hajimari, Naihanchi ni owaru". Фраза приписывается учителю каратэ Кэнцу Ябу с Окинавы. С некоторой натяжкой должен с ним согласиться. На мой взгляд, в Тэкки (японский, шотокановский вариант, созданный Г.Фунакоши) есть практически все базовые принципы техники каратэ, включая защиту, удары руками и ногами, бросковую технику и т.п. Наивно считать, что Тэкки "предназначена для работы у стенки", как пишут во многих книгах по каратэ. Измените направление шага, развернитесь в другую сторону - вот и работа вперед, назад, под любым углом. 2. Ката серии Тэкки (а это не одно ката, а серия из трех ката) очень любопытны именно с точки зрения "развития" техники - один и тот же прием делается в разных вариантах, с разными акцентами и т.п. Развивая эти принципы, можно очень многое понять в технике. 3. К сожалению, сейчас Тэкки изучается весьма поверхностно, просто как "рядовое" ката. Отсюда и проблемы в понимании других ката, в том числе и таких как Бассай, Унсу и т.п.

Kun: Михаил Николаевич, остается только ждать статьи. Потому как хочется узнать, что же такое есть в серии Текки, чего нет, скажем, в двух Канку? При том, что в Канку, в отличие от Текки, есть и переходы между стойками, и уровнями (прыжки, уходы вниз). Почему именно Текки?

МН: Kun пишет: что же такое есть в серии Текки, чего нет, скажем, в двух Канку? Почему это нет? В принципе, в любом абсолютно ката заложено ВСЁ КАРАТЭ. Более того, я уже как-то писал здесь, что как Кювье по одной косточке мог воссоздать давно вымершее и никому не известное животное, так и по одному блоку или удару можно постичь ВСЁ КАРАТЭ. Нужно просто "знать ключи". Насчет прыжков - речь, видимо, о Nidan-geri в Kanku? Да, на самом деле в Тэкки мы не прыгаем. А если чуток изменить наш шаг в Тэкки? Возьмем, к примеру, самое начало Tekki-I. Что там у нас делают ноги? Подшаг в Kosa-dachi с последующим высоким перешагом. Некоторые мастера делают не просто высокий перешаг, а практически Mae-geri (Х.Каназава, к примеру). Давай и мы вместо подшага... ударим Mae-geri левой ногой, а вместо высокого перешага - Mae-geri правой. Да еще и подпрыгнем. Что получается? Уж не Nidan-geri ли? И таких "тайничков" в Tekki как нигде в других ката много.


гость: МН пишет: Наивно считать, что Тэкки "предназначена для работы у стенки", как пишут во многих книгах по каратэ. Измените направление шага, развернитесь в другую сторону - вот и работа вперед, назад, под любым углом. Но тогда это будет не тэкки.

МН: Это почему же? Из Вашей логики тогда следует, что если технику Бассай использовать под какими-то другими углами, то это не будет техника Бассай? Ката - ФОРМА. Форма может быть разной. Она - вторична. Первично СОДЕРЖАНИЕ. А СОДЕРЖАНИЕ КАТА - это в первую очередь БУНКАЙ. А смысл бункай как раз и состоит в умении использовать "заданную технику" так и так, как и где это нужно! Вдоль стенки - так вдоль стенки. Вперед - значит вперед. Понадобилось вместо шага в сторону сделать разворот на 180 градусов - делайте! Именно этому учит ката, именно этому учит ТЭККИ.

ElenaS: Люблю текки. Нравится вся серия, но больше вторая. На первый взгляд - это ката простая, без сложной красивой техники и "финтифлющек" всяких. Ката этой серии никогда не делают на соревнованиях (даже в младших соревновательных группах, в первых кругах). Думаю - это потому, что простота текки кажущаяся и хорошо сделать ее трудно. Требует отточенной техники перемещений, отличного самоконтроля и чувства ритма. По изустным байкам, которые составляют историю каратэ до ХХ века, найханчи Сокон Мацумура привез из Китая. Насколько мне известно, в современном ушу ничего подобного не сохранилось.

wrkba: Полностью согласен с Вашим мнением ТЭККИ или НАЙФАЧИН (НАЙХАНЧИ) требует филиграной техники, которая вся, вот, прямо здесь навиду и её не замаскируешь эффекттными прыжками или похлопыванием по кимоно (для звука), как это часто делают в спорте. С одной стороны вроде всё просто, одна стойка, повторяющиеся передвижения, но какая точная работа рук! Если внимательно разобрать каждое движение в БУНКАЙ то вот Вам начало и конец каратэ. Там всё есть. А если нет в самих движениях ката, то есть в тех движениях, которые выполняет УЧИ (нападающий), ВЕДЬ БУНКАЙ ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДВИЖЕНИЯ КАТА, НО И КОМБИНАЦИИ НАПАДЕНИЯ. С уважением Лихобабин.

МН: Еще раз повторюсь - мы даём Тэкки-1 практически вместе с Хэйан-3. Много схожей техники. И как только человек начинает "въезжать" в Тэкки (хотя бы в общих чертах, хотя бы на уровне базовых принципов) - сразу начинается прогресс в других ката.

zaglanul: А вот какие стойки в ката НАЙФАНЧИ в окинавском варианте. http://www.wonder-okinawa.jp/023/eng/011/003/index.html

Kyohan: Мне попадалось несколько вариантов происхождения Найфанчи/Тэкки. Все сходятся в том что Т-3 разработал Итосу Анко. Т-1 - Мутсумура, а вот Т-2 у одних источников Матсумура, а у других Итосу. Есть, правда, версия, что все три тэкки были созданы Итосу путем расчленения одной "пра-найфанчи". До появления Пинанов (около 1907) именно Найфанчи были начальными ката в школе Итосу.

МН: Kyohan пишет: Есть, правда, версия, что все три тэкки были созданы Итосу путем расчленения одной "пра-найфанчи". Возможно. Но этой "пра-найфанчи" сегодня не существует. Хотя, на мой взгляд, исполнение 1-2-3 Тэкки подряд (как "одна ката") помогает лучше понять смысл каждой Тэкки. Становятся очевидными варианты той или иной техники.

чисттильщик: Исполнение подряд всех трёх ТЭККИ это хорошая практика. Но почему так много внимания этим ката, как будто нет других интересных и продвинутых ката. Разговаривать о ТЭККИ как о чём то сокральном и говорить о великих секретах скрытых в этих ката, конечно интересно, но сами то эти ката по своим киниматическим схемам движений, расчитанны на ближний бой, да и то когда противники прямо таки прут на тебя (что характерно для НАХА-ТЭ). А как же последующие движения, когда уже противник сломлен и его надо приследовать и атаковать. В ТЭККИ этого нет.

МН: чисттильщик пишет: Но почему так много внимания этим ката, как будто нет других интересных и продвинутых ката. Более технически сложные = интересные и продвинутые? На мой взгляд, число движений в ката не является показателем сложности и "продвинутости". чисттильщик пишет: В ТЭККИ этого нет. Вы ошибаетесь.

чисттильщик: МН Вы ошибаетесь. Я понимаю, что ошибаюсь я, с Вашей точки зрения, а меня всегда учили ( Мастер Кавазои), что ТЭККИ, это ката, контр-атаки. Стал в киба и работа идёт в основном по налетающим на тебя противникам. Сугубо и конкретно, защита и мгновенная контр-атака, но ни каких продолжений на добивание или на преследование противника.

МН: - Что-то мне Карузо не нравится! - А ты слышал как он поёт? - Нет, но мне Мойша как-то напел... Не обижайтесь. Каждый понимает ровно столько, сколько он может понять. чисттильщик пишет: меня всегда учили Меня, к сожалению, ВСЕГДА каратэ не учили. Я совершенно бездарно потратил первые 14 лет своей жизни, не занимаясь каратэ. И занимаюсь я каратэ всего-то 34 года. Правда, до этого занимался и дзюдо, и винчуном. Но чтоб "всегда" - таки нет. Не дорос.

МН: чисттильщик пишет: Разговаривать о ТЭККИ как о чём то сокральном и говорить о великих секретах скрытых в этих ката, конечно интересно Еще интереснее не разговаривать, а делать, ПОНИМАЯ смысл того, что именно ты делаешь. Вообще-то, на мой взгляд, в любом ката можно увидеть все особенности конкретной школы. Более того - иногда достаточно увидеть пару комбинаций - и школа как на ладони. А уж по одному (!) техническому действию вполне возможно "восстановить" весь технический арсенал той или иной школы. Так что Тэкки тут не уникальны. Но очень удобны.

чисттильщик: МН чтоб "всегда" - таки нет. Не дорос. Вы пожалуйста за слова не цепляйтесь, а в суть, в суть дела.... МН Более того - иногда достаточно увидеть пару комбинаций - и школа как на ладони. А уж по одному (!) техническому действию вполне возможно "восстановить" весь технический арсенал той или иной школы. Так что Тэкки тут не уникальны. Но очень удобны. С эти просто не возможно не согласиться.

СССР: Владислав пишет: Хотелось бы услышать компетентное мнение по поводу этой ката. Принято считать, что каратэ начинается и заканчивается Naihanchi. Как это понять? Мы начинаем с тайкиёку, потом хеяны, уже потом тэкки.

МН: "По сложности" - так оно и есть. Но изучать Н-3 (и выше) гораздо проще, если перед этим НАЧАТЬ ИЗУЧАТЬ Тэкки-1.

ujcnm: СССР пишет: Мы начинаем с тайкиёку, потом хеяны, уже потом тэкки. Мы так же.

aleksandr: "По сложности" - так оно и есть. Но изучать Н-3 (и выше) гораздо проще, если перед этим НАЧАТЬ ИЗУЧАТЬ Тэкки-1. Почему? Неужели чтобы получилась Киба (и приёмы в киба соответственно) в Х3 нужно выучить Текки1? Чем обьясняется сия последовательность?

Fudo: tekki обожаю. Но больше люблю bassai

master: Владислав пишет: заканчивается Naihanchi. Как это понять? HACHIJI-DACHI HACHIJI - (стойка на ширине плеч) - начало KATA и конец KATA DACHI стойка (рус.) коней и начало KATA я угадал?!

master: Fudo пишет: Но больше люблю bassai SHO ИЛИ DAI?



полная версия страницы