Форум » Япония: культура, искусство, история » БУДДИЗМ В ЯПОНИИ » Ответить

БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

ELF: 14 февраля 2005 г. в Японском центре «Мирбис» состоялась лекция Виктора Петровича Мазурика (Институт стран Азии и Африки при МГУ) «Буддизм в Японии». Лекция была организована данным центром и Клубом его выпускников. Предлагаем Вашему вниманию конспект лекции, подготовленный к печати Ольгой Ключаревой, в редакции В.П. Мазурика. Евгений Кручина ru-jp@nm.ru

Ответов - 20, стр: 1 2 All

ELF: Спасибо, за отклик Елена-сан, а то думала так никто и откликнется на эту довольно архи-сложную тему : -) Тут надо расставить точки над "И"... Дело в том, что Буддизм - это верно - религия (не философия. Философия - это, например, Конфуцианство) которая имеет массу "течений" внутри себя... Но Дзэн - это не религия, это совсем другое - это УЧЕНИЕ.. В Дзэн - это набо методов, причем не словесных, а практических, которые нацелены на то, чтобы человек проживал свою жизнь в соответствии с высшей целью жизни человека - "Человек рожден для счастья". То есть - это методика (Дзэн), как прожить жизнь с удовольствием... вспомните - не раздражаться, не огорчаться, радоваться каждому мгновению жизни и т.п. и БОЛЬШЕ НИЧЕГО.. ни молитв, ни богов, ни духов - НИЧЕГО .. только САМ ЧЕЛОВЕК И ясно, что куча методик были "передраны" Будо явно из Дзэн.. понятно, что зачем вырабатывать свои, когда их можно просто "одолжить у соседей"... Му-син, Дзан-син, Дза-дзен - это все из Дзэн.. Они практичны и работают... Многие старые мастера пытались "притянуть за уши" методины из других буддистских течений, так например, мастер Кано попытался "одолжить" Котодама у секты Омо-ке (кажется).. есть и другие примеры - но они почему-то не прижились в Будо... ИМХО - почему это меня волнует... что знания базовых методик Дзэн - ката надлежаще "работать" не будут... То есть метод ката состоит из двух частей - внешней и внутренней... Только при наличии обоих компонентов в тренировке ката, от них будет польза... Большинство о методах Дзэн не знает ни зги... поэтому они тренеруют лишь внешнюю (видимую) часть ката, поэтому опыт ката у них в бою - никак не проявляется и они не могут понять - в чем их смысл... Дзэн обладает богатейшими методиками, которые достойны изучения и применения на практике.... Ведь даже внешний аспект демонстрации ката основан также на ЭСТЕТИЗМЕ.. а эстетизм - это одно из главных достижений Дзэна... Посмотрите вокруг - вы в мире увидите массу "передранных" идей из Дзэна, например, минимализм и эстетика интерьеров жилищ и контор сейчас полностью находится под японской модой... Японские модельеры уважаемы и признаваемы не менее, а иногда (новых идей они подкидывают сейчас больше) даже больше французских... Японский сад нашел повальное отражение на европейских газонах... и т.п. Ведь факт, что в мире возведение эстетизма в КУЛЬТ произошел только у японцев... Даже все заимствованное у китайцев, японцы развили до наивысшего эстетизма... Культ Эстетизма - это Дзэн... Т.о. те, кто тренирует только внешний аспект ката (т.к. попытка выполнять его "красиво"), сделать этого толком также не смогут, просто потому, что ВНЕШНИЙ ЭСТЕТИЗМ выполнения ката, заложен во ВНУТРЕННЕМ его компоненте.. т.е. - методы постижения красоты Дзэн...

ELF: да.. забыла добавить... Дзэн практикуют все - и католики, и православные и мусульмане, т.к. он не претендует и не относится к религии

ELF: Замечательный пример из книги Роберта Антона Уилсона «Квантовая психология» Притча о притче Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния совершил непростительную ошибку-прочел "Процесс" Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр. В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так: Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, Может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Стаж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: "Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды". В конце концов человек становится совсем старыми больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. "Мне сказали, - говорит он стражнику, -что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?" "Эта дверь, - отвечает страж, - была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда". Он захлопывает дверь, и человек умирает.


ELF: Чем больше Саймон ломал себе голову над этой аллегорией, или шуткой, или загадкой, тем яснее ему становилось, что он никогда не поймет дзэн, если сначала не поймет эту странную сказку. Если дверь существовала только для этого человека, почему ему нельзя было войти? Если хозяева выставили стражника, чтобы не пропускать человека, то почему они при этом оставили дверь искушающе приоткрытой? Почему стражник закрыл дверь, когда человек стал уже слишком стар, чтобы попытаться прорваться в нее силой? Имеет ли буддийское учение о Дхарме (Законе) какое-то отношение к этой притче? Может быть, Дверь Закона символизирует византийскую бюрократию, которая существует практически во всех современных правительствах, и, в таком случае, вся притча превращается в политическую сатиру? Скромный чиновник Кафка вполне мог бы на досуге сочинить именно сатирическую притчу о бюрократии... Или, возможно, дверь -это Бог, как утверждают некоторые комментаторы? Тогда что Кафка имел в виду? Пародирует ли он религию или иносказательно восхищается ее божественной Тайной? А этот страж, который брал взятки, но ничего не дал взамен, кроме пустых надежд, - что символизирует он: духовенство или, может быть, человеческий разум, который всегда услаждается тенями в отсутствие подлинных Последних Ответов? В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, Саймон пришел к своему роси (учителю дзэн) и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона - двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. "Пожалуйста, - умолял Саймон, - объясните мне эту Темную Притчу". "Я объясню ее, - сказал роси, - если ты пройдешь за мной в зал для медитаций". Саймон последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро проскочил в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым лицом Саймона. В этот момент Саймон пережил Пробуждение.

ELF: Фритьоф Капра. «Дао физики» click here



полная версия страницы