Форум » Боевые искусства в кино. Киносамураи » Гений дзюдо » Ответить

Гений дзюдо

МН: В воскресенье 27 марта в 22-40 по каналу "Культура" покажут фильм "ГЕНИЙ ДЗЮДО" 1965 года. Очень могие начали заниматься боевыми искусствами после просмотра этого фильма. Не пропустите!

Ответов - 1

МН: В 1965 году в Москве проходил Международный Кинофестиваль. На нем был показан японский фильм «Гений дзюдо» по сценарию Акира Куросавы. Надо сказать, что это был далеко не первый фильм по этому сценарию. Еще 25 марта 1943 году на экраны Японии вышел фильм «Гений дзюдо» (яп. 姿三四郎 Сугата Сансиро) — режиссёрский дебют выдающегося японского мастера кино Акиры Куросавы. Фильм является экранизацией произведения Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Постер фильма «Сугата Сансиро» 1942 года. Прообразом Сугата Сансиро послужил один из выдающихся мастеров дзюдо, лучший и любимый ученик доктора Кано Сайго Сиро. Сайго Сиро родился в 1867 году, в 1881 г., он отправился в Токио, решив стать военным, причем в планах честолюбивого парня входило как минимум стать генералом. В столице он поступил на учебу в среднюю школу Сэйдзё и одновременно начал заниматься дзюдзюцу в додзё Иноуэ Кэйтаро. Но уже в 15 лет Сиро перестал расти, достигнув всего 153 см роста и 53 кг веса – это стало непреодолимым препятствием для поступления на военную службу. Надо сказать, что мастер Иноуэ Кэйтаро был также первым учителем великого Дзигоро Кано, который нередко заходил в его додзё. Именно в зале сэнсея Иноуэ произошла встреча Дзигоро Кано и Сайго Сиро. Увидев маленького, но очень крепкого и отлично координированного подростка, доктор Кано обратился к сэнсею Иноуэ с просьбой начать заниматься с ним дзюдо. Так с разрешения Иноуэ молодой перспективный боец перешел в 1882 году в Кодокан – школу дзюдо Дзигоро Кано. В 1883 году Сайго Сиро получил 1 Дан, и уже через пару лет он стал известен как мастер дзюдо, его называли «Гений дзюдо» и в 20-летнем возрасте Сайго Сиро получил из рук Дзигоро Кано черный пояс 5 Дан. История «Гения дзюдо» Сайго Сиро не нашла своего полного отражения в фильме Куросавы. Да и не очень она изучена – став в 1888 году официальным заместителем Дзигоро Кано, Сайго вскоре по непонятной причине вдруг навсегда покинул Кодокан. Рассказывали, что виной всему было пьянство, и, возможно, психическое заболевание. В 1922 году «Гения дзюдо» не стало. Когда доктор Кано узнал о смерти Сайго, он лично, чем практически никогда не делал, написал диплом о присвоении ему 6 Дана. В письме, которое было отправлено вместе с дипломом родственникам Сайго, говорилось: «Сайго Сиро, 5-й дан, в период создания дзюдо оказывал мне большую помощь, занимался исследованиями и постиг глубины техники бросков. Среди нескольких десятков тысяч моих учеников до сих пор не было ни одного, кто превзошел бы Сайго в его коронных приемах. Узнав, что им, к несчастью, овладела болезнь, и он отошел в иной мир, я не могу вынести горечи его кончины и в память о его заслугах присваиваю ему 6-й дан. Наставник Кано Дзигоро». Жизнь Сайго Сиро была описана в романе Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Автор – обладатель 5 Дана по дзюдо, внук выдающегося мастера Цунэдзиро Томита - одного из первых учеников доктора Кано и близкого друга Сайго Сиро. Именно по этому роману в 1943 году молодой начинающий режиссер Акиро Куросава снял свой первый фильм. Впоследствии Куросава стал одним из известнейших японских режиссеров, его фильмы популярны во всем мире, в том числе и в нашей стране. Тема оказалась настолько интересной и востребованной, что после 1942 года вышло еще не менее пяти ремейков, в том числе и самый известный 1965 года с Тоширо Мифунэ в роли Шогоро Яно (Дзигоро Кано). Режиссер фильма Сейичиро Учикава Сюжет фильма охватывает период с момента приезда главного героя в Токио до момента окончательной и бесповоротной победы представителей дзюдо в конкурсе на право стать официальным полицейским инспектором по рукопашному бою. Именно этот фильм был показан на Московском кинофестивале 1965 года. Именно этот фильм стал отправной точкой в биографиях многих пионеров советского каратэ. Естественно, фильм рассказывал о том, что лучшее боевое искусство Японии это дзюдо. Мастера дзюдо легко расправлялись с представителями различных школ боевых искусств, включая дзюдзюцу и каратэ. Высокотехничные и еще более высокоморальные дзюдоисты противостоят нетрезвым хамоватым мастерам дзюдзюцу и психически больным грубым и невоспитанным каратистам с такой элегантностью и эффективностью, что не остается ни малейших сомнений в том, куда пойти учиться! Кстати, никто ведь и не задумывался, и не знал, что японские дзюдоисты никак не могли встретиться с «приехавшими с Кюсю» каратистами в 80-е годы 19 века. В Японии тогда еще не было известно ни каратэ, ни даже этот термин. Знакомство японцев с каратэ состоялось почти через 30 лет. Но автор имеет право на вымысел, особенно, когда цель автора – пропаганда «самого японского» и «самого правильного» из боевых искусств – дзюдо. Но в СССР в те годы о каратэ никто и не подозревал, а к дзюдо было весьма прохладное отношение. Наши самбисты, надев дзюдоги, весьма неплохо выступали в различных международных турнирах по дзюдо, как раз в 1963 и 1964 годах вышли на татами на родине дзюдо в Японии и даже завоевали там призовые места! В общем, ничего особенного, ничего сильно отличного от других видов спортивной борьбы. К тому же, дзюдо можно было без проблем заняться в любом спортивном зале – везде были спортивные секции, куда принимали практически всех желающих. Дзюдзюцу – тоже не очень интересно, ведь дзюдоисты легко побеждали в фильме не очень опрятных и не всегда трезвых представителей этого старинного боевого искусства. И вдруг чудо! В фильме дзюдоисты встречаются с парой каких-то странных людей. Явно не обычных! Они ударом ладони могут сломать дерево, а ударом ноги пробить потолок! Они прыгают с криками! Они не возятся, не делают подножек и захватов, а бьют! Ломают рукой деревья, бьют ногой в потолок! Это было совершенно необычно, непривычно, непонятно! Это было первое знакомство советских людей с кино-каратэ! Да, каратэ было в этом фильме повержено и разбито в пух и прах. Да, каратисты были не очень симпатичными и даже явно не совсем психически здоровыми. Образец выдержки и элегантности доктор Яно даже заявляет, что каратисты не умеют себя вести, не кланяются при входе в зал! Ну и что? Мы, советские люди, вообще не очень понимаем – зачем кланяться друг другу, зачем кланяться какому-то залу? Каратэ проиграло в битве с дзюдо? Ну и что? Но ведь такого мы никогда не видели раньше! Этого явно нет в соседней спортивной секции! Да и вообще, в советском спорте каратэ нет! Повторюсь – в фильме нет каких-то техничных боев каратистов. Нельзя вообще разглядеть каких-то «приемов». Но есть совершенно неукротимый дух, этакое «вольнодумство» от боевых искусств. К тому же, понятно, что каратэ явно не в чести полиции, а значит и властей. Можно вспомнить и о том, что подобное вольнодумство как раз оказалось созвучным той «оттепели», недолгому, но интересному периоду в истории нашей страны. Тогда казалось, что запретов нет, что всё можно! И совсем не обязательно заниматься тем, чем занимаются все. Есть право выбора! И свободный человек может выбрать даже то, чего у нас пока еще нет! Зато можно в поисках информации о каратэ заняться и японским языком (и не только японским – в мире-то каратэ, оказывается, уже давно известно и популярно!), и изучать историю и культуру Востока, и не заботиться о «голах-очках-секундах», как это принято в официальном спорте! Возможно, именно поэтому фильм про дзюдо вдруг породил интерес к каратэ. Среди моих друзей и знакомых, начавших заниматься каратэ в 60-70 годы, очень многие рассказывают, что занялись поисками информации о каратэ, поисками людей, владеющих каратэ именно после просмотра этого фильма, в котором в середине 60-х годов 20 века мы впервые увидели каратэ! А еще через несколько лет каратэ было впервые запрещено в СССР. Это был первый запрет. Но не последний.



полная версия страницы