Форум » Шотокан каратэ-до » Каратэ Матсумуры » Ответить

Каратэ Матсумуры

rytai: Стиль Мацумуры "Техника Сёрин-рю: фрагмент ката Пинан седан Оценивая роль Мацумуры Со-кона в развитии каратэ и уровень его личного мастерства, историки не скупятся на похвалы. Его именуют "окинавским Мусаси", сравнивая с величайшим японским фехтовальщиком. Весьма верную, на мой взгляд, оценку Мацу-муре дал Нагаминэ Сёсин: "Мацумура Сокон, с одной стороны, занимал важные посты при королевском дворе Рюкю, а, с другой, глубоко изучил не только рюкюс-ское боевое искусство (каратэ), но и китайское кэмпо, а также японское искусство меча, обрел путь культивации сознания в конфуцианстве и, благодаря этому, овладел сущностно глубоким будо, в котором были слиты воедино "сознание", "техника/умение" (ги) и "тело" (тай)". Мацумура осуществил синтез староокинавского боевого искусства тэ, китайского кэмпо и японского будзюцу, выведя окинавское боевое искусство на новый уровень развития - уровень будо. Особого внимания заслуживает влияние японского фехтования на каратэ - факт, до сих пор не оцененный в полной мере. Это влияние сказалось и в технике, и в тактике, и в методике, и в духе "китайской руки" столицы Окинавы Сюри. В акценте Сюритэ на одном, смертоносном ударе явно просматривается родство этого стиля с Дзигэн-рю. Уверен, что не многие отечественные каратэки, любящие щегольнуть выражением "иккэн хиссацу" - "одним ударом - наповал", знают, что выражение это не окинавское, а японское, что пришло оно в каратэ из японского фехтования, где слово "кэн" записывается не иероглифом "кулак", как вокинавской традиции, а иероглифом "меч". Обращают внимание исследователи и на тот факт, что в Китае такой важнейший тренировочный снаряд каратистов как макивара -столб, обмотанный соломой, на котором отрабатывают удары руками и ногами, - практически не встречается. Зато тренировка с маки-варой сильно напоминает татикиути Дзигэн-рю - и по форме, и по сути. Не из японской ли школы фехтования пришла эта практика? Ученик Мацумуры Итосу Анко создал серию из 5 ученических ката "Пинъан" ("Хэйан" - "Мир и покой"). Эти комплексы пронумерованы, но не так, как в китайском ушу, где к обозначению комплекса - "синь"-"форма" или "лу"-"дорожка" - просто добавляют порядковое числительное. У Итосу к названию комплекса примыкает числительное с добавлением слова "дан" - "ступень": седан - букв, "начальная ступень", нидан - "вторая ступень" и т.д. Полагают, что и в этом сказалось влияние Дзигэн-рю. Дело в том, что именно в этой школе фехтования процесс обучения разделяется на 4 "ступени": седан, нидан, сандан, ёдан. Причем на уровне "сандан" изучаются ката "Пин" ("Хэй" - "Мир") и "Ан" ("Покой"), иероглифами которых и записал Итосу названия своих комплексов.

Ответов - 1

rytai: Многие ученики Мацумуры переняли у него в той или иной степени и искусство меча. Полагают, что в полной мере освоили Дзигэн-рю Итарасики Тётю и Адзато Анко. Прекрасно владел мечом и Ябу Кэнцу. Помимо боя пустыми руками Мацумура преподавал своим ученикам и технику боя шестом, в которой он был очень хорош - не случайно ведь его прозвище - "Шест патриарха". О происхождении техники щеста Мацумуры среди историков идут споры. С одной стороны, "кон", по-китайски, "гунь", - китайский термин для обозначения палки, что, вроде бы, должно указывать на китайские корни палочного искусства мастера. С другой, базовые движения, боевые изготовки, перемещения техники Цукэнбо, которую он практиковал, точно такие же, как в искусстве боя палкой Дзигэн-рю. Вообще, сочетание каратэ и кобудо - отличительная черта именно традиции Сюритэ, в Нахатэ Хигаонны и в Уэти-рю Уэти Камбуна ученики изучают кобудо только дополнительно и по другим стилям. Мацумура стремился привить своим ученикам стиль боя на средней и дальней дистанции с преобладанием молниеносных дальнобойных прямых ударов руками и ногами, стопорящими блоками, относительно низкими и растянутыми стойками, с использованием "входа" прыжком с дальней дистанции и ставкой на один разящий удар. В традиции Мацумуры особое внимание уделялось прямым ударам кулаком - цуки. Существовала специальная методика тренировки, позволявшая развить высочайшую скорость этих ударов (см.: "Додзё", № 6, с. 33-36). В Сюритэ цуки наносится по кратчайшей траектории - строго по прямой линии к мишени - и поражает самые близкие и наиболее уязвимые точки противника: солнечное сплетение и подбородок противника. Этот удар должен быть незаметным. Для этого цуки начинается с движения кулаком, и только в последний момент, когда кулак уже находится в паре сантиметров от цели, в движение включаются бедра и плечи. У такого удара есть одна слабость - он недостаточно силен в начальной фазе, когда движение совершаетодна лишь рука. Решение проблемы таково: каратист из Сюритэ держит противника на дальней дистанции, постоянно маневрируя и пресекая его попытки сблизиться встречными ударами. В защите он использует либо жесткие травмирующие отбивы, либо стопорящие, давящие и выводящие из равновесия блоки, которые вынуждают противника остановиться в его рывке вперед и остаться на удобной для каратиста дистанции. Характерно, что в Сюритэ защиты предплечьем снаружи и изнутри выполняются с нажимом вперед. В правильном исполнении они не только отводят бьющую руку противника в сторону, но и через нее воздействуют на его позвоночник, выводя из равновесия. Возможно, на выборе такой тактики и техники Мацумуры сказались его физические данные: мастер имел довольно высокий по окинавским меркам рост в 170 см и вес 70 кг. Предполагают, что Мацумура преподавал своим ученикам такие ката, как Найфанти, Кусянку, Усэйси (Годзюсихо), Сэйсян, Тинто и Пассай. О происхождении этих ката практически ничего неизвестно. По стилистике лишь можно сказать, что большая их часть имеет северокитайские корни. В частности, крупнейший японский специалист по китайскому ушу Касао Кёдзи видит в Кусянку "типичное, богатое различными изменениями ката кэмпо категории "длинные мосты, большие кони", включающее такие приемы как два последовательных удара обеими ногами в прыжке, позиции с припаданием к земле, коренным образом отличающее от стандартных ката южного цюаньфа". Касао считает, что, судя по особенностям техники ката, велика вероятность его принадлежности к какому-то хэбэй-скому или шаньдунскому стилю ушу".



полная версия страницы