Форум » Шотокан каратэ-до » Размышления об истории карате » Ответить

Размышления об истории карате

ELF: К. Токитсу (5 дан Сётокан) Почему мы практикуем карате? Что мы ищем в нем? К чему это искусство может нас привести?

Ответов - 78, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ELF: тем не менее.. везде указывается инфа, что Сётокан - это Сёрин+Сёрей... А на деле мы делаем ката только в стиле СЁРЕЙ.. как тяжелые танки, поэтому по сравнению с другими стилями, у Сётокановцев часто виден недостаток в скорости реакции и гибкости... зато ката - «КРыСОТА» : -))))))

МН: Kanku Enpi Gankaku тяжелые как танки? Ласточка - танк!?!?!? Нет, не соглашусь. В этих ката есть и легкость, и виртуозность техники. Как раз я всегда пытаюсь ученикам показать разницу между мощью Hangetsu и элегатностью Kanku. И это - не только чисто внешнее отличие.... Любопытно - автор этих опусов считает себя продолжателем дела Фунакоши, или всё-таки тоже... отошел.... ?

ELF: Автор занимается историей боевых искусств профессионально...при французском Министерстве культуры народов востока (в самой Японии такие исследования мало финансируются)


МН: ELF В истории каратэ очень многие обнаруживали то, что «старые мастера» были мудрее, делали ката лучше, и в спарринге были жестче. У меня есть свое, несколько отличное от этой точки зрения, мнение. Современная наука о спорте шагнула значительно дальше знаний старых учителей. Сейчас разработаны методики, позволяющие многократно интенсифицировать процесс обучения. Сейчас открытой информации столько, сколько не могло даже присниться старым мастерам. Но... опыт старых мастеров, их методики - это не «отработанный материал», это БАЗИС, на котором отлично приживаются все новые и новейшие достижения науки и практики. Я уже говорил, цитируя старую песенку - «Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог». Мой ученик Миша Щепетов говаривал - «Если в книге есть одна нужная и полезная строчка - эту книгу надо прочитать». Другое дело, когда нынешние исследователи забывают о том, что сами-то они пока не имеют ни того имени, как их предшественники, ни тех учеников, ни того авторитета, ни тех ошибок, которые сделали старые мастера. Сделать себе имя на «разоблачении» ошибок предшественников - дело не хитрое. Мы в нашей стране это проходили много-много раз на самых разных уровнях. Ни один из генсеков КПСС после смерти не был оставлен в покое - приемник обязательно «разоблачал» его. И таких примеров - море! К. Токитсу имеет 5 Дан Шотокан. Это - весьма приличный уровень. Он много лет занимался Шаолиньским ушу. Это - тоже хороший опыт. Вдумчивый исследователь с таким «базисом» может увидеть очень интересные вещи в Будо, он может сделать очень много для сохранения того, что мы называем ТРАДИЦИЕЙ.

ELF: он еще очень молод....а значит среди существующих старых учеников - не-авторитет..к сожалению его мало кто будет слушать... а лучшая техника эта та, при которой человек побеждает не сделав ни Единого движения... а это уже не Внешняя техника...

МН: ELF пишет: цитатаон еще очень молод Это быстро проходит ELF пишет: цитата значит среди существующих старых учеников - не-авторитет..к сожалению его мало кто будет слушать... Ну, обвиняя «старых учеников» в предательстве заветов МАСТЕРА вряд ли получится завоевать авторитет

ELF: кстати.. дальше он приводит интересные аргументы об ошибочности трактовки ката на Сёрин и Сёрей

ELF: В предыдущей части, я размышлял о стиле Сётокан. Само собой, что я не посягаю на пере-оценку ценности работы, которую осуществил мастер Фунакоси в повороте истории совре-менного карате. Напротив, по мере того как мы продвигаемся в историческом знании и, как вырисовывается общая картина, мы не устаем поражаться его личности, как деятеля. Но уважительное отношение к мастеру и его сакрализация – это разные вещи. Среде боевых ис-кусств характерно, когда основатель школы зачастую приобретает мистические черты, и да-же почти канонизируется своими учениками. Путь боевого искусств позволяет каждому определить свой уникальный и независимый путь, т.е. чувствовать и видеть события в жизни, исходя из личной жизненной силы. Поэтому Будо не может быть мистикой. Если французский ученик начинает плохо говорить на своем род-ном языке также, как его азиатский мастер, то зачем это? Не смешается ли его Личность с Личностью его мастера, который, однако, по сути является другим человеком. В этой части, я закончу размышление о стиле Сётокан и исследую его корни, которые связаны с карате в целом. Некоторые заметки по поводу текстов Фунакоси Вследствие моего размышления о стиле Сётокан, я хотел бы внести некоторые ясности к текстам мастера Фунакоси, процитированные в предыдущей части. Во-первых, классификация ката на Сёрин и Сёрей, которую сделал Фунакоси, не совсем точ-на. Он пишет: «Ката Текки, Дзитте, Хангетсу и Дзион принадлежат школе к Сёрей, а ката Хейян, Бассай, Канку, Эмпи и Ганкаку к школе Сёрин.». В его классификации ката имются несоответствия. Ката, классифицированные Фунакоси, как Сёрей, не все в него входят – это произошло либо из-за влияния идей Сёрей-рю, либо они задуманы Фунакоси, как ката стиля Сёрей. Например, ката Текки и Найфанти, которые Фу-накоси изучал в мастера Итосу, он определил как Сёрей. Это его одно из важнейших измене-ний в ката китайского происхождения. Согласно информации, которую я собрал, эти ката не принадлежали к Сёрей, но мастер Итосу был вдохновлен Сёрей, поэтому их изменил. Что касается ката Дзион, то оно относится к Сёрин-рю, а не к Сёрей. Хангетсу (которое первона-чально называлось Сесан или Сейсан) и Дзитте считаются ката, в передаче которых имеются недостатки, т.к. в них недостает некоторых движений. Хангетсу, вероятно, Фунакоси смог изучить только поверхностно, что касается Дзитте, то его передача еще неопределенней. Не-которые считают, что Сесан (Хангетсу) происходит от Сесан из Сёрей, но эти две версии ка-та, которые дошли до нас, отличаются значительно и их классификация очень трудна. Действительно, по всей видимости, некоторое количество ката пропало в течение хода исто-рии, т.к. мастер не всегда находил способного преемника, а иногда предпочитал, чтобы ката исчезло вместе с ним. Тогда оставалось только имя ката, но содержание его было неизвест-ным. Иногда передача была незаконченной вследствие смерти мастера или отказа ученика. В любом случае, передача ката осуществлялась через человека, посредством его тела. Передача ката, в своей сущности – это определенный человек, на которого «записывается» информа-ция для других людей. С другой стороны, мастер Фунакоси через свою методику обучения карате, заставляет снова задуматься об истоках происхождения карате в 6 веке от Бодхид-харма (Bodhidharma) из храма Шаолинь (Shaolin), который я описывал в своей книге «Путь каратэ» (La voie du karate, изд. «Seuil», 1979). Но, для более углубленного исторического ис-следования, это не имеет смысла, т.к. само существование Бодхидхарма неопределенно. Мы можем только предполагать, что Фунакоси заново переписал легенду, бытовавшую на Оки-наве, не имея целью исследовать это дальше. Исходя из современных накопленных исторических знаний, мы может скорректировать не-которые неточные в детали, содержащиеся в труде мастера Фунакоси. И я считаю, что это нисколько не снижает ценности его произведения, напротив, он был вообще единственным человеком, который создал такой уникальный труд в эпоху, когда карате только выходило из своей тайной среды. Желание воплотить то, что, в общем плане, ему казалось реальным, и, исходя из его личной силы, он создал труд, который на долгие годы будет всегда актуальным для современных исторических исследований карате.

ELF: Карате в начале 20 века Оба мастера, у которых учился Фунакоси, были учениками Сокон Матсумура (B.S. Matsumura 1798-1890) блестящего мастера в истории карате Окинавы. Один из них мастер Асато (Asato), который в течение своей жизни имел немного малоизвестных учеников, а второй – мастер Итосу (Itosu), который совершил один из ключевых поворотом в истории карате. Действительно, он не только обучил нескольких мастеров, которые стали основоположниками стилей или школ, которые действуют до сих пор, но еще и провел многочисленные реформы в «классическом» карате, чтобы оно могло стать более доступным для большого количества людей. Поэтому, мне кажется справедливым считать, что современное карате началось с мастера Итосу. Что предшествовало современному карате в истории Окинавы? Чтобы понять, в чем было это реформаторство, обратимся к социально-историческому плану. Во времена японского феодализма, положение Окинавы было двусмысленным и сложным. Архипелаг Рюкю (старое название Окинавы), расположенный на юге Японии, с 1609 был под управлением японского феодала Satsuma, при этом королевская семья Рюкю, происходившая от линии китайских императоров, продолжила существовать до 1879. Эта двойная политическая структура позволяла Satsuma использовать торговые связи с Китаем, т.к. в феодальной Японии существовал строгий запрет на любые сношения с внешней стороной. В 1879 королевская семья Рюкю была низведена, а сам Рюкю присоединен к новому японского государству, который был переименован в префектуру Окинава. В 1880, на Окинаве, также, как по всей Японии, стали открываться начальные школы, лицеи и обычные гимназии. Конец 19 века стал для жителей Окинавы периодом повторного определения, который был связан с целями насильственной японизации Окинавы. Действительно, окинавцы относятся к представителям японской народности, но культура Китая глубоко впиталась в их образ жизни. Особенно жесткой японизация подвергались солдаты, происходящие из Окинавы. В течение не только китайско-японской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войн, но также в течение Второй мировой войны, жителям Окинавы навязывались идеи милитаристской Японии. Конец Второй мировой войны, когда вся Японии и остров Окинава были заняты американцами, был отмечен драматическими случаями коллективных самоубийств. Теперь понятно почему у сторонников развития Te (карате) в конце 19 - начале 20 века возникло желание поднять свое искусство до уровня японских традиционных боевых искусств. Это проявляется в общности направления, внушенного классическими рукописями искусства меча, что стало предметом исследования таких мастеров как Итосу, Фунакоси, Кийян, Мияги и т.д. Согласно «Энциклопедии Будо» (не переведена): «Итосу, ученик Матсумура, впервые применил термин «Дан» из системы Дзиген-рю (Jigen-Ryu) для классификации ката в карате, следуя совету своего мастера». (Jigen-Ryu - школа меча, существовавшая, в основном, во времена правления Satsuma, к которому Матсумура в 1832 был послан с миссией). Анко Итосу (1830-1915) В 1905 на Окинаве карате было принято в качестве предмета физкультуры в лицее и в обычной школе. Это стало результатом усилий, затраченных окинавцами, среди которых был и Итосу, которые хотели включить местное искусство и его традицию в новую систему воспитания. Это было неким способом противостояния господствующей системе, которая желала изменить местные традиции. Итосу был назначен руководителем этого проекта. В результате он преобразовал ката китайского происхождения «Чаннан» (Channan) в 5 ката Пинан (Фунакоси изменил их названия на Хейян). Тут следует заметить, что Чаннан – это также имя китайского мастера, который преподавал это ката Итосу. Также было бы ошибочным думать, что Итосу преподавал ката Пинан в единственной форме раз и навсегда. До преобразования этого ката техника в нем исполнялась открытыми руками. Учитывая сложность практики открытыми руками для школьников, некоторые движения постепенно заменялись на технику рук со сжатыми кулаками. Итосу специально инструктировал мастеров, которые преподавали в школах, о том, что они должны выработать методы карате, подходящиео для физического и духовного воспитания. Это же ката, преподаваемое в школе, и вне школьных стен, было не всегда идентичным. Исходя из времени и места изучения учеником ката Пинан, форма и содержание его значительно различалась. Также существовали разногласия между учениками Итосу в уровнях применения и объяснения этого ката. Кроме того, содержание менялось ката мастером в зависимости от уровня ученика. Это - одна из причин разногласий, которые существуют сегодня между различными стилями в способе выполнения и интерпретирования ката Пинан.

ELF: Изменения, внесенные в некоторые ката Итосу Итосу изменил некоторые другие ката, например, Найфанти и Кусанку. Г-н Икеда (H. Ikeda - мастер карате стиля Сёриндзи-рю линии мастера I. Tamotsu) пишет в своей книге «Karate-do-shugu» (изд. Joshin-mon 1975, Токио): «Один из учеников мастера Мабуни – основателя Сито-рю, сказал: «Я изучил у одного из слуг моего дома Морихито Матаёси (Morihiro Matayoshi) ката Кибадати (Kibadachi) (т.е. Найфанти) как основу в карате. Это ката отличалось от того, которое я позже изучал у мастера Итосу. Однажды я показал это ката своему мастеру. Он тогда мне четко ответил, что это первоначальная форма этого ката, а ту форму, которую он нам преподает, была изменена им, в результате его исследований.». Действительно, изменение Итосу ката Найфанти началось с того, что он разделил его на 3 части, систематизированные под именем Найфанти. Согласно мастеру Чибана - основателю Сёрин-рю: «Ката Найфанти преподавал китаец из Томари (Tomari, Окинава), а Итосу изменил его.». Объяснив, какие движения стали непонятными в связи с тем, что Найфанти мастера Матсумура был изменен Итосу, г-н Икеда продолжает: «Я думаю, что главный труд Итосу состоит в 5 Пинан, Кусанку и 3 Найфанти... Итосу внес изменения в карате в целях, главным образом, повышения эффективности этого боевого искусства. Он был спокоен и уверен в этих целях и его мастер Матсумура сказал ему однажды: «Придет время не будет никого, кто сможет победить тебя, здесь, на Рюкю». » Итосу провел реформу, важную для классического карате, сместив его боевой аспект на идею использования этого искусства для физического и духовного воспитания. Он немного снизил воинственный характер карате, т.к. ему самому было очень хорошо известно, какие качества предполагает настоящий бой. Т.о. он намеренно заменил некоторые боевые движения в ката на «воспитательные» жесты физического плана. Открытые или закрытые руки Согласно информации, которую я собрал от старых мастеров стиля классического карате, раньше в ката использование открытых рук было более частым и многие элементы сейчас заменены на технику с закрытыми кулаками. Поэтому во многих ката, которые мы практикуем сейчас с закрытыми кулаками, раньше применялось нукитэ, либо руки держались открытыми для захватов или прогнозирования. Т.о., если хотим расшифровать точный смысл ката, надо знать в какой момент и почему что-либо было удалено или изменено. Этот тип превращения был осуществлен, чтобы облегчить выполнение и обучение учеников в группе, т.к. использование техники открытых рук требует передачу тонкости и сильных пальцев для нукитэ, что являлось трудным для большинства учеников. Также Итосу стремился отказаться от слишком боевого характера методов, которые предназначены для победы над противником любой ценой. Поэтому во многих местах, где мы сегодня используем сейкен (сжатый кулак), они выполнялись иными видами цуки, которые предназначены для нанесения более проникающих ударов с тяжелыми последствиями. К тому же крепко сжатый кулак предотвращает переломы пальцев. По этому поводу, мастер Гима в 1982 рассказывал мне во время моей поездки в Токио: «Когда я еще был учеником на Окинаве, моим преподавателем карате был мастер Иабэ Кентсу (Yabе Kentsu - один из наиболее известных учеников Итосу). Мастер Иабэ показывал нам методы нукитэ, в которых он был исключительным экспертом. Но он говорил: «Для вас это слишком сложно и опасно сделать как я, лучше вместо нукитэ складывайте пальцы в сейкен.».» Влияние Итосу Как мы видели мастер Итосу внес изменения, важные для классического карате, согласно его идеи развития карате через включение его в систему воспитания. Усилия сводились, главным образом к тому, чтобы спасти культурное наследие Окинавы, разрушаемое новой Японией, которая готовилась к самоутверждению в качестве современного государства. Окинава, расположенная между обеими культурами, и, находящая в сфере интересов и Китая, и Японии, долго время находилась под их двойным давлением. Мы можем понять видоизменения в карате только исходя из этого социально-исторического видения. Также следует признать, что реформа карате Итосу того времени осложнила нам понимание технического значения, содержащегося в некоторых ката Сёрин-рю. Его цели облегчения практики для учеников с одновременным прекращением традиции тайной передачи искусства имели опрометчивые последствия, которые привели к возникновению неоднозначных трактовок методов в некоторых ката. Поэтому ката Найфанти представляет из себя форму, которая больше нацелена на воспитательные элементы, чем на применение в бою. Понимание ката Пинан осложнено тем, что некоторые его элементы были ошибочно интерпретированы, как предназначенные для реального боя. Изначально Пинан был, все же, намного сложнее и содержал намного больше элементов для ведения реального боя чем в той форме, которую мы практикуем сегодня. Так что первым «новатором» в истории карате, при переходе его от классического состояния к современному, был мастер Итосу. Среди его учеников мы знаем Иабэ, который учился у Итосу будучи учеником обычной школы на Окинаве, Гима, Ханасиро (Hanashiro) и Гусукума (Gusukuma), которые учились у него будучи учениками лицея, основателя Сёрин-рю Чибана (Chibana), основателя Сито-рю Мабуни, и, конечно, Фунакоси. Итосу писал в своей рукописи: «Карате не является исключительным продуктом конфуцианства или буддизма, но происходит оно из Китая. Здесь уже давно существуют 2 школы: Сёрин-рю и Сёрей-рю. Надо их сохранять без изменений, т.к. у каждой из них свои ценности... » В чем различия между двумя этими школами?

МН: Новаторство Итосу, несомненно, не было первым. Не стал он и последним. Каратэ - всего лишь звено в цепи изменений и превращений боевых искусств. От Китая, через Окинаву, в Японию, в Корею. Это - процесс. В ходе этого процесса менялась базовая техника, что влекло за собой изменения в формальных комплексах. Менялась философия, что изменяло подход учителей к боевым искусствам. Сейчас мы можем наблюдать интересную картину. Китайские боевые искусства всё больше превращаются в шоу - что-то между цирком и спортом. Безусловно красиво, очень «наворочено» и почти совсем не «прикладно». Японские боевые искусства, пережив «спортивный уклон», пытаются вернуться «к истокам» - отсюда и появление десятков и сотен работ о традиции, о философии и т.п. в каратэ, айкидо, кэндо и т.п. Корейские, получив олимпийское признание, стали массовым видом спорта с даааальним отголоском философии и практически без традиции. Понятно, что каратэ вряд ли когда-нибудь станет олимпийским видом. Во всяком случае, в том виде, в котором существует сейчас классическое каратэ традиционных стилей - никогда. Это прекрасно понимают те, кто находится сегодня на вершине мирового (в первую очередь японского) каратэ. Отсюда и попытки ревизии техники (как делали встарь - так правильно!), отсюда и многочисленные исследования в области философии боевых искусств, отсюда попытки адаптировать боевые искусства для оздоровления, оставив лишь намек на их боевую эффективность. Процесс этот интересный. К чему он приведет - покажет время.

wrkba: ELF Спасибо, очень интересная информация. Узнал, инетересные факты в исторической трасформации ката. С уважением Лихобабин П.Е. www.realkarate.ru

ELF: Спасибо, господа, за оценку моего труда... Но это еще не далеко Конец - это менее половины: -))) или я Вам уже надоела? : -) Кстати.. может кто-то пожелает собрать эти разрозненные кусочки - немного «отрихтовать» и использовать на своем сайте в статьях (только пишите Токитсу по-русски, на всякий случай) спс!

МН: Я планирую открыть отдельно на сайте (не на форуме) страничку для этих материалов. Естественно, с разрешения уважаемого переводчика, надо будет сделать кое-какую редакторскую правку. Когда будет готово - выложу в сети.

ELF: Сёрин и Сёрей В своей рукописи Итосу описывал различия двух школ - Сёрин и Сёрей. Сегодня в школе Сёрин имеется 8 главных направлений, каждое из которых связывает себя с Сёрин-рю, но в сочетании с разными иероглифами и различными определениями. Самое большое направление в Сёрей – это Годзю-рю. Мияги Тёдзюн (Chch244;jun Miyagi), 1888-1953) – основатель Годзю-рю, в 1936, писал в своем труде: «Название карате, как то-де (to-de) происходит с Рюкю (Окинава). В этом видны истоки карате от китайских боевых искусств. Существует множество объяснений происхождения школ карате на Рюкю, но все они неочевидны, т.к. зачастую основаны на неясных предположениях. Между тем, сейчас это два совершенно различных направления – Сёрей-рю и Сёрин-рю; первое из них трактуется, как для рослых и физически очень сильных людей, а второе - наоборот. Но при рассмотрении различных аспектов, такая классификация, по всей видимости, ошибочна...». Их классификация у Мияги отличается от классификации у Фунакоси (об этом я писал выше). Рассмотрим Годзю-рю, которую считаем главной продолжательницей школы Сёрей. Сёрей: образование Годзю-рю Миясато (E. Miyasato, 1921-) мастер Годзю-рю, пишет в своей книге «Годзю-рю карате-до» («Goju-ryu-karatе-do», 1978, Токио), что основание этой школы возводится к мастеру Морио Хигаонна (Morio Higaonna, 1853-1915), который изучал боевые искусства на юге Китая, в городе Фудзянь (Fujian) с 1873 по 1888. После своего возвращения на Окинаву он начал преподавать свое искусство, которое было названо Наха-те (Naha-tе), в отличие от других – Сюри-те (Shuri-tе) и Томари-те (Tomari-tе). Среди лучших его учеников был Мияги, который в 1915 с разрешения своего мастера, отправился в Китай, и более 1 года изучал там боевые искусства. К моменту его возвращения на Окинаву, его старый мастер умер, и он продолжил его линию, основав школу Годзю-рю. Т.о. можно сказать, что происхождение Годзю-рю довольно ясно. «Могу с уверенностью сказать, что Годзю-рю происходит от Шао-Лин-Куан (Chao Lin Kiuan) с юга Китая», - пишет мастер Миясато. В древних документах, передаваемых внутри школы Годзю, есть упоминания термина Сёрей-дзи кемпо (Shorei-Ji Кempo) (буквально: искусство рукопашного боя (Kempo) храма (Ji) «Яблоко» (Shorei)). Но вероятнее всего, что японские термины Сёрин и Сёрей – это всего лишь два варианта попытки передать один и тот же китайский звук «Л» в термине Шао-Лин (Chao lin), т.к. различие между звуками «Л» и «Р» в японском языке выражено очень слабо. Эти два варианта были зафиксированы в двух различных идеограммах. Между тем, нельзя не признать, что техники Сёрин и Сёрей довольно отличаются, и я думаю, что связано это с различными направлениями внутри самого Шао-Лин-Куан. С какими же? Обратимся к истории боевых искусств, которые возникли при знаменитом храме. При этом не следует смешивать Шао-Лин и Сёрин-дзи Кемпо, т.к. последний, хоть и считается преемником искусств, практиковавшихся при этом храме – все-таки, считается новым направлением, датирующимся не ранее Второй мировой войны, созданным японцами, которые синтезировали искусство китайского боя и японского дзю-дзюцу. Но, прежде, чем рассмотреть историю боевых искусств такого огромного направления, как Шао-Лин-Куан, выскажу некоторые предпосылки к этому. Следует признать, что невозможно выявить единственный исторический источник происхождения этих боевых искусств. Об этом сейчас существует множество различных гипотез историков. Вероятнее всего, эти искусства выработались в виде передачи накопленного опыта их практиков. Поэтому, было бы ошибочным считать, что существовало некое боевое искусство, которое развивалось и передавалось в ходе истории.



полная версия страницы