Форум » Шотокан каратэ-до » Hangetsu: uchi uke в hangetsu dachi - варианты исполнения? » Ответить

Hangetsu: uchi uke в hangetsu dachi - варианты исполнения?

jeannie: Михаил Николаевич, Встречались ли Вам варианты исполнения трех uchi uke в начале Hangetsu, иные, чем синхронное (завершение блока одновременно с шагом)? Если да, то чем мотивируется такое исполнение? Большое спасибо! С уважением,

Ответов - 8

МН: jeannie пишет: Встречались ли Вам варианты исполнения трех uchi uke в начале Hangetsu, иные, чем синхронное (завершение блока одновременно с шагом)? Да, и чаще как раз не так, а замах с шагом, а блок потом. "Фокус" здесь в различных трактовках дыхания.

jeannie: О! Большое спасибо! Михаил Николаевич, а можно об этом поподробнее? Дело в том, что я как раз выполняю сначала шаг, а потом блок. (Вы конечно же заметили это на тренировке!) Но это в некотором роде интуитивное выполнение, хотя основанное именно на дыхании. Хотелось бы разобраться в этом вопросе и работать более осознанно.

МН: Дыхание в Хангэцу - первооснова. Техника, бункай - примитивны, но дыхание очень любопытно. Если Тэкки - энциклопедия техники и тактики, то Хангэцу - энциклопедия дыхания. Мы как раз сейчас со старшими отрабатываем эту ката. В Х. есть МНОГО РАЗНЫХ вариантов дыхания. От обычного поверхностного до прерывистого с несколькими "акцентами". В частности, можно делать резкий быстрый вдох на замахе для учи-укэ, то же на замахе и шаге. Можно делать выдох на шаге с блоком, можно (шагнув и замахнувшись на вдохе) делать выдох только на блоке. Нюансы - глубина вдоха (замах без шага - короче по времени замаха с шагом и глубина вдоха в первом случае меньше). После вдоха иногда идёт задержка с натуживанием или без него, после выдоха - задержка с натуживанием или без него и "довыдох". В общем, практически вся палитра дыхания - от поверхностного до концентрированного, от цельного до дробного.


jeannie: Михаил Николаевич, большое спасибо! В целом понятно. Я очень надеюсь, что в будущем будет воможность поучиться Hangetsu у Вас. С уважением,

wrkba: Извините, что вклиниваюсь в Вашу беседу, но небольшой экскурс в историю. Ката "ХАНГЕТСУ" производное из ката "СЕЙЗАН" в окинавских стилях. Это ката скорее всего претерпело свою трансформацию в 20 веке, когда Фунакуоши, после его переезда с Окинавы начал преподавать каратэ в Японии. Ну а тот вариант, который мы видим с современном Шотокане, уже оформился когда за дело взялся Накаяма. Но в окинавских стилях основная стойка санчи-дачи, в отличии от стойки хангетсу в ката "ХАНГЕТСУ". В древних вариантах по некоторым стилям (РЮРЭЙ-РЮ, ДЗИСАЙ-РЮ и т.п.) первые три шага выполняются довольно энергично и с резкими быстрыми блоками и ударами, а дальнейшее развитие этого ката по движениям, именно в этих стилях, только по схеме передвижения напоминают "ХАНГЕТСУ", в остальном же, все удары и блоки да и динамика движений полностью отличается от японского варианта. В варианте стиля ГОДЗЮ-РЮ ката "СЕЙЗАН" более-ли-менее похоже на "ХАНГЕТСУ" но только в начальных движениях, да и то, стойка опять санчи-дачи, блоки в этом стиле выполняются двойные, одновременно левой и правой рукой УЧИ-УКЕ, но затем так же своя трактовка, рука медленно оттягивается назад в хикитэ, а затем выстреливается при помощи резкого движения таза в удар гияку-зуки и тут же возвращается в блок УЧИ-УКЕ, так что получается скорее импульсный удар, чем концентрированный, после первого поворота назад, движения опять похожи, но стойка санчин, а последующие движения опять разительно отличаются от японского варианта. Ката "СЕЙЗАН" в окинавском стиле "УЕЧИ-РЮ" ещё больше отличается от выше перечисленных вариантов, там практически нет ударов кулаками, большинство блоков и ударов выполняются в положении, когда кисть в хаито (блок) или нуките (удар). Но надо заметить, что например в японском стиле ВАДО-РЮ ката "ХАНГЕТСУ" отличаются не значительно, в основном только по уровням нанесения ударов и выполнению блоков. С уважением Лихобабин. www.realkarate.ru

МН: Спасибо за интересное сообщение об истории "Хангецу". Мы в нашей школе несколько лет назад решили несколько "отойти" от классического шотокановского исполнения этой ката. Причина - в Шотокан Хангецу всего лишь имитирует те интересные и сложные формы дыхания, концентрации и расслабления, которые существуют в ее "родственных" вариантах в Годзю и прочих окинавских стилях. Благодаря помощи Л.Щепкина мы попытались "восстановить" то, что изначально было заложено в Хангецу. Надеюсь, что в какой-то мере нам это удалось. PS. Обычный современный "шотокановский" вариант мы тоже делаем.

Игорь: МН пишет: Мы в нашей школе несколько лет назад решили несколько "отойти" от классического шотокановского исполнения этой ката. Так вы занимаетесь чем? Если вы отошли от сётокановской Хангетсу, то вы не знаимаетесь Сётокан.

МН: Мы занимаемся каратэ. Создатель современного каратэ Г.Фунакоши говорил, что в каратэ СТИЛЕЙ нет. Каратэ едино. Стилевые особенности - не более чем нюансы методики. На высшем уровне вы вряд ли сможете уловить большую разницу в технике у представителей разных стилей. Что касается ката Хангецу, то существует достаточно много вариантов исполнения даже в одном Шотокан. Варианты эти в основном касаются внешней формы - кто-то делает вместо Хангецу-дачи Санчин-дачи или даже Фудо-дачи, кто-то использует иной ритм - см. первоначальный постинг jeannie, и т.п. К большому моему сожалению и разочарованию очень немногие пытаются понять смысл Хангецу через дыхание. Я не сомневаюсь, что опытные разумные мастера знают эту особенность Хангецу, но я практически не встречал нигде такой работы с этой ката. В Годзю именно эта работа (наряду с управлением собственно телом) является основной для аналогичных ката (Санчин). Мы не меняем "шотокановскую форму". Мы лишь акцентируемся на "содержании".



полная версия страницы