Форум » Шотокан каратэ-до » Матчасть каратэ » Ответить

Матчасть каратэ

clonestamp: Матчасть каратэ. Что это такое и с чем её "едят" на тренировках? Зачем это вообще надо и откуда она берется?

Ответов - 36, стр: 1 2 3 All

ElenaS: Собственно базовая техника и производные от нее. С характерными для каждой школы отличиями и ката. Если зайти с другой стороны= все каратэ за вычетом психологической подготовки и методики обучения.

clonestamp: Что и всё??? Если я правильно понимаю "МАТ" в слове матчасть от математика? ...ли материальное или боже упаси матрица Это так?

jeannie: Матчасть = материальная часть. Насколько я знаю, это выражение пришло в обычную речь из армии, где оно означет материально-техническую часть боевой техники. Анекдот ещё есть на эту тему. То есть, как выше написала уважаемая Елена Михайловна, относительно к каратэ - это и есть наше оружие, т.е. техника.


ElenaS: clonestamp пишет: "МАТ" в слове матчасть от математика Забавный вопрос. Может говорить о том, что уважаемый clonestamp не служил в армии, не учился в вузе с военной кафедрой и недостаточно взрослый чтобы застать НВП в школе. Или это....... девушка.....

МН: clonestamp пишет: Если я правильно понимаю "МАТ" в слове матчасть от математика? Видимо, у кого как. Знаю по меньше мере одно "направление боевых искусств", где мат - это на самом деле мат. Но к каратэ это отношения не имеет. Естественно, "матчасть" - это база. Это техника - кихон в первую очередь. Хотя, я бы отнес к "матчасти" и другие составляющие, число которых в каратэ практически безгранично :)

clonestamp: Эх, опять смотрю на всё со своей колокольни. (диплом физ-мат факультета) Забавы ради изложу свою точку зрения так как если бы МАТ значил математика. 1. База - технические действия. карате: какие то удары, блоки, подсечки и т.д. аналогия с математикой: цифры 1,2,3...дальше все знают) 2. Операции над простейшими элементами. математика: сложение, вычитание...и что более наглядно составление чисел. из элементов 1,2,3...числа 123... аналогия с карате:отдельные элементы блок и удар... составление в связке блок+удар 3. Про безграничность (на простом примере) Имеем 4 тех. действия (по 1 удару на каждую конечность к примера) прономеруем их 1,2,3,4 И имеем комплекс из 4 действий (например удар пр. рукой, удар левой рукой, левой ногой, правой ногой) или 1234 Тогда кол-во комплексов будет равно 4факториал т.е. 24 (при условии что каждое тех дествие повторяется в комплексе только 1 раз) Совершенно случайно число 24 совпадает с числом ката в шотокан. НО!!! в карате шотокан не 4 тех. действия, и комплексы состоят из последовательности больше чем 4 элемента. Приняв для простоты расчетов число тех действий 24 (около 30 по словам МН в какой-то теме где сравнивали кол-во действий каратэ и теквондо с их 3000) и кол-во элементов в комплексе тоже 24. получаем число комплексов равное 24 факториал: 1 * 2 * 3 * ... * 24 = ... (при условии что каждое тех дествие повторяется в комплексе только 1 раз. а в случае если несколько то мой троечный диплом недостаточен для таких вычислений) Можно конечно говорить о несочетаемости некоторых элементов. Как например прямой удар ногой, после маваши (одной ногой) в бою встречается значительно реже нежели прямой рукой после крюка тойже рукой, но всё же имеет место быть. Вот такая вот математика и безграничность. Вопрос: каким образом реализуется "практически безгранично" в карате?

ElenaS: Попытка "поверить алгеброй гармонию" у нас в школе была. В прошлом году А.Заварзин в реферате на 1 Дан пытался анализировать ката с помощью матстатистики. Думаю, как профессиональный математик, он лучше прокомментирует эти экзерсисы.

ElenaS: clonestamp пишет: Совершенно случайно число 24 совпадает с числом ката в шотокан. НО!!! в карате шотокан не 4 тех. действия, и комплексы состоят из последовательности больше чем 4 элемента. Кстати не совпадает. В Шотокан 26 ката...

jeannie: Имея некоторое отношение к математике, скажу так: аналогий между каратэ и математикой, особенно прикладной математикой, я могу кучу привести, но ИМХО в большинстве случаев всё это будет несколько "притянуто за уши". :) А вообще аналогий между каратэ и "обычной жизнью" ИМХО очень много. 8-й принцип Niju Kun учит нас именно этому!

МН: jeannie пишет: А вообще аналогий между каратэ и "обычной жизнью" ИМХО очень много. Ну.... я бы сказал, что каратэ - это просто жизнь А аналогии...... каратэ - часть нашей жизни. Чем лучше понимаешь каратэ, тем чаще ловишь себя на мысли, что каратэ может помочь в том, в этом, в пятом, в десятом. "Философия" каратэ - это своего рода путеводитель по жизни. Все "базовые принципы" (кун) абсолютно применимы в обычной нашей жизни - и в бизнесе, и в учебе, и в политике, и в семейной жизни и так далее и тому подобное. Лет 20 назад впервые попал на международные соревнования по каратэ (ВУКО) в США. Когда увидел там СУПЕР-ЗВЕЗД, естественно, приложил все возможные усилия, чтобы с ними потренироваться, просто пообщаться. Запомнилась гениальная фраза Х.Нишияма по поводу "додзё кун". Меня удивило, что он во время одного разговора достал из записной книжки текст и читал его, а не цитировал наизусть. Так вот САМ Нишияма сказал тогда фразу, которую надо ставить, на мой взгляд, в число основных принципов "додзё кун" - А Я ЭТО НЕ ЗАПОМИНАЮ. Я ТАК ЖИВУ.

jeannie: Михаил Николаевич, признаюсь честно: я просто запомнила номер этого принципа , потому что довольно часто приходится ссылаться именно на него, чтобы чел посмотрел точную формулировку. По-моему, когда каратэ и есть жизнь, то не можешь ответить на вопрос, зачем занимаешься. Единственное, что сразу приходит в голову - именно такие слова: я так живу.

AVZ: ElenaS пишет: Думаю, как профессиональный математик, он лучше прокомментирует эти экзерсисы. А вот и я. Совершенно случайно увидел новую тему. Может кто просветит, как получать оповещения о появлении новых тем? Иначе вероятность пропустить что-то интересное очень большая. ElenaS пишет: Попытка "поверить алгеброй гармонию" у нас в школе была Да нет, цель была немного в другом. Я не проверял гармонию. Воспринимая каждое ката как единый образ и чувствуя его дух, никто не запрещает подойти к нему как формальному объекту и понять его структуру, взаимосвязь техник в каждом ката, корреляцию между ката по тому из чего они состоят, формальную группировку ката в кластеры похожих. Действительно, есть алфавит (30 приемов каратэ, почти как 33 буквы в русском языке), буквы складываются в слова (связки), связки - в рассказы (ката). Я немного уперся в построение модели, т.к. простая модель (месяц моей активной факультативной работы) мало что объясняет, а сложная требует уже гораздо больше времени. Но обязательно еще поизучаю как только появится время. А так с точки зрения математики - в том числе была проделана такая же работа как автоматическая классификация текстов. Это чтобы автоматически выявлять кластеры текстов одинаковой тематики в массивах электронных документов. Т.е. выделяются признаки (наличие тех или иных технических элементов ИЛИ встречаемость слов-дескрипторов в текстах), ката ИЛИ тексты как объекты оцениваются по этим признакам, после чего становятся формальными объектами и могут поступать на вход стандартных методов кластерного анализа, факторного анализа и др. jeannie пишет: аналогий между каратэ и математикой я могу кучу привести Наверное кучу приводить не надо :) Если серьезно, не совсем понятно. Математика - это инструмент, не предметная область для изучения. Сама по себе как предметная область для изучения она интересна ну оч-чень узкому кругу. Каратэ - одна из множества предметных областей со своей структурой. Там где есть структура, всегда возникают похожие вопросы, на которые можно найти ответы с помощью инструмента - математики. Ума не приложу, зачем искать аналогии между предметной областью (каратэ) и инструментом ее исследования (математикой)?

jeannie: AVZ пишет: Ума не приложу, зачем искать аналогии между предметной областью (каратэ) и инструментом ее исследования (математикой)? Так я и говорю, что незачем, хотя бывает забавно. :) А если серьёзно, то математику можно рассматривать как инструмент для решения задач. И каратэ можно рассматривать как инструмент, тоже для решения определённых задач. Отсюда и аналогии полезут. Хотя не знаю, какая от них польза. :) AVZ пишет: Сама по себе как предметная область для изучения она интересна ну оч-чень узкому кругу. Если иметь в виду "чистую" математику, то да, наверное, относительно узкому кругу. А прикладная, как мне кажется, является объектом изучения достаточно большого числа людей. Надо улучшать инструмент, лезешь и изучаешь свойства этого инструмента, где что можно улучшить. Как-то так. :)

МН: Работу Андрея мы много раз обсуждали. На мой взгляд, сделать в полном объеме такой анализ ката просто невозможно. Причина - в неоднозначности определения технических действий. Мы знаем, что "очевидный" удар на самом деле в ката может быть чем угодно - от освобождения от захвата до блока, от "обманного" действия до решающего. И в разных вариантах бункай одна и та же комбинация изменяется до неузнаваемости. Так что - возможно (я в математике не разбираюсь абсолютно!) хорошая разминка для ума. Возможно - пустая трата времени. В то же время, есть довольно интересные статистические данные по спортивным спаррингам. Анализ этих данных позволяет правильно с точки зрения спорта подготовить каратиста к соревнованиям. А это уже реальная польза - "голы, очки, секунды"

МН: Кстати, по причине той самой неоднозначности расшифровки ката можно прийти к очень смешным (и абсолютно неверным) выводам. К примеру, анализируя ОЧЕВИДНУЮ технику Бассай-дай, Андрей сделал вывод о том, что эта ката - наиболее "защитная" из всего арсенала Шотокан

AVZ: МН пишет: Андрей сделал вывод Нет, я такого вывода не делал. Это просто результат исследования - делаешь предположения, применяешь формальный метод, получаешь результат. Я построил простую модель, оцифровав ката на техники, в т.ч. блоки-удары, а затем посчитал статистику. Сравнил аналогичную статистику других ката. В Бассай-дай действительно формально большой процент блоков. Возьмите хотя бы первые девять техник (из примерно сорока в Бассай), это всё подряд блоки. Это пища для размышлений. Относительно ката и относительно модели. Это сама по себе ценная информация - вот предположения, вот результат. Повод задуматься. Это же не шарлатанство.

AVZ: jeannie пишет: прикладная, как мне кажется, является объектом изучения достаточно большого числа людей. Надо улучшать инструмент Это я считаю большая беда и глупость. Вместо того чтобы изучить инструмент и пользоваться им, многие пытаются "улучшать", изобретая велосипед. Видел много примеров. Занимаясь наукой на стыке дисциплин и являясь "приматом" (прикладным математиком), я диву дался, сколько методов "изобрели" географы с 60-е по 2000 годы. Большого труда стоило корректно осветить это в диссертации, чтобы не выставить в некрасивом свете многих докторов географических наук.

МН: AVZ пишет: Повод задуматься. Это же не шарлатанство. Нет конечно. Не шарлатанство. Да и задуматься стоит. С Бассай вообще в этом смысле очень интересно получается - самая "боевая" ката (ну, может быть первый хэйан более прямолинейно "боевой") и вдруг блоки, блоки, блоки. А начинаешь разбираться - и не совсем блоки, и совсем не блоки.

AVZ: AVZ пишет: Это я считаю большая беда и глупость . Прочитал свой последний пост и понял, что это применимо не только к математике. Каратэ тоже улучшают многие "мастера".

МН: AVZ пишет: Каратэ тоже улучшают многие "мастера". Ну тогда надо и "улучшают" закавычить

jeannie: AVZ пишет: Это я считаю большая беда и глупость. Вместо того чтобы изучить инструмент и пользоваться им, многие пытаются "улучшать", изобретая велосипед. Видел много примеров. Занимаясь наукой на стыке дисциплин и являясь "приматом" (прикладным математиком), я диву дался, сколько методов "изобрели" географы с 60-е по 2000 годы. Большого труда стоило корректно осветить это в диссертации, чтобы не выставить в некрасивом свете многих докторов географических наук. Странно, что, будучи прикладником, Вы меня не поняли. Я имею ввиду не "улучшения", а улучшения, когда, к примеру, чел берёт разностную схему и меняет аппроксимацию одного из членов уравнения, добиваясь более высокого порядка аппроксимации уравнения в целом. И это не имеет отношения к "изобретениям". Нормальное улучшение "инструмента" для решения задач. Построение более удачной (для какого-то класса задач) математической модели - это улучшение "инструмента". И т.д. Если же чел, не разобравшись в "инструменте", начинает его "улучшать" - тут конечно, возникают проблемы. Как и в каратэ.

ElenaS: Коллеги! Математические методы в каратэ можно перевести в отдельную ветку (если хотите). Выражаться прошу корректнее и доброжелательнее друг к другу. А то придется применить большую "модерилку" к вашим сообщениям.

ElenaS: По математической теме. Как "чисто прикладной" применитель математики (была необходимость использования факторного планирования и моделирования физ-химических процессов с помощью матстатистики) могу сказать, что "ловушка" этих методов не в математике, не в сложности и порядке модели, а в отборе и оценке значимости входящих и результирующих факторов, то есть собственно в понимании самого изучаемого процесса. Например, в ката (см. МН выше) блоки не всегда блоки, а удары могут оказаться бросками. Работа Андрея, мне лично, показалась интересной. Именно каратэ научило меня применять все имеющиеся знания в любой деятельности. И хотя желаемого результата он пока не добился, пытаться стоило.

AVZ: ElenaS пишет: "ловушка" этих методов не в математике Да, это сплошь и рядом. Полностью согласен. Еще замечание. Очень часто люди не изобретают своих методов, а пытаются применить известные без понимания границ и условий их применения. Хотя вроде и понимают что-то в своей предметной области. Особенно страшно когда это делают некоторые псевдоученые от медицины. Вот тогда их "научные" выводы становятся смертельно опасными.

AVZ: AVZ пишет: Очень часто люди не изобретают своих методов, а пытаются применить известные без понимания границ и условий их применения Если попытаться перенести это на каратэ, то например бьют цуки (известный метод) и травмируют себе локоть, выпрямляя руку полностью при ударе.

МН: AVZ пишет: Если попытаться перенести это на каратэ, то например бьют цуки (известный метод) и травмируют себе локоть, выпрямляя руку полностью при ударе. Таких ошибок очень много везде, не только в каратэ или в математике. Но ошибки бывают разные - иногда они безопасны для окружающих, иногда наоборот. Вот твой пример насчет локтя - это может быть ошибка бьющего, и тогда это на 99 процентов ЕГО проблема. Но это может быть ошибка тренера. И тогда это 100 процентов его вина. То есть, "сам по себе" любой из нас может ошибаться в поисках правильного пути. Но если мы кого-то ведем за собой, то цена ошибки уже совсем другая.

AVZ: МН пишет: если мы кого-то ведем за собой, то цена ошибки уже совсем другая. Да, я это и имел ввиду. С примера про медиков поэтому начал.

Xavier: Я немного вернусь к теме математики, скажите, а можно ли математические методы применить к тренировкам как вы считаете? К примеру, составлять комбинации технических и тактических приемов переложив элементы комбинаций в цифровой формат.

jeannie: В "Иронии Судьбы" есть сцена, где главные герои рассуждают об ошибках врачей и учителей. ИМХО очень хороший момент с правильными словами.

МН: Xavier пишет: К примеру, составлять комбинации технических и тактических приемов переложив элементы комбинаций в цифровой формат. А смысл? Это облегчит обучение? Улучшит технику?

Xavier: Технику наверное нет, для этого есть более целевые методики. Но возможно такие оцифрованные комбинации будут той самой хорошей "разминкой для ума" и приучат быстрее соображать в бою. Ведь по сути любой бой, это "игра в шахматы" где применяються как уже известные комбинации (токуи вадза) так и генерируются уникальные, подходящие только по данный момент.

МН: Ну...... я полезных перспектив никогда не супротив......... но по-моему это применимо только для компьютерных игр :)

jeannie: Xavier пишет: Но возможно такие оцифрованные комбинации будут той самой хорошей "разминкой для ума" и приучат быстрее соображать в бою. Мне кажется, что это как-то противоречит концепции "недумания" в бою.

МН: jeannie пишет: Мне кажется, что это как-то противоречит концепции "недумания" в бою. Когда мы начинаем практиковать учебные формы кумитэ, до "недумания" ой как далеко. Но сама идея какой-то "расчлененки кумитэ" мне не нравится уже потому, что двух одинаковых бойцов не бывает, у каждого свои тонкости техники, тактики, которые образуются и шлифуются только на основе хорошей и максимально полной базы каратэ. Ведь даже во время одного поединка мы как правило работаем (ну пытаемся работать) максимально "нестандартно", а для этого нужно иметь достаточно много вариантов.

Xavier: Михаил Николаевич, а если рассматривать это только как подводящее упражнение, может ли оно быть эффективным?

МН: Не знаю. Не уверен. По-моему, в наших комбинациях (в программе) и без того заложено очень много самых разных принципов.



полная версия страницы