Форум » Шотокан каратэ-до » Ритм боя » Ответить

Ритм боя

ELF: "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю. " Что такое гаммы в Каратэ

Ответов - 127, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

ELF: SEI DO – Шум тишины (сокращенно) (Ф. Даррен Смит) В животном мире существует множество примеров ритма боя. Например, бой оленей, охота мангуста на змею или нападение ласточки на любое существо, которое приближается к ее гнезду. Аналоги этих примеров из животного мира можно найти и в человеческом мире. Физические конфликты между людьми подчиняются тем же законам природы. Процесс боя состоит из периодов покоя, перемежаемых внезапными вспышками активности. Два оленя медленно перемещаясь присматриваются к друг другу. Внезапно один из них нападает на другого и раздается стук схлестнувшихся рогов. На мгновение энергия, израсходованная в точке соприкосновения рогов, останавливает этих больших животных, а затем отбрасывает их в разные стороны. Вслед за этим наступает период покоя, который прерывается следующей атакой одного из оленей. Такой бой может длиться несколько часов. Мангуст, охотящийся на змею, действует примерно также. Он следит за змеей и как только представляется удобный момент нападает на нее. Однако, мангусту не всегда удается убить змею с первого раза и тогда все повторяется сначала. Ласточка набирает высоту и внезапно пикирует на любое живое существо, которое слишком близко приблизилось к ее гнезду. Атака ласточки длиться лишь несколько секунд, после чего она опять набирает высоту и повторяет все снова. Боксеры выжидательно перемещаются по рингу. Внезапно они сближаются и обмениваются ударами. Если никто из них не оказывается в нокауте, то бой продолжается и все повторяется опять. Эта естественная боевая последовательность была известна еще в древней Японии. Два самурая с мечами стоят друг против друга в состоянии mushin. Каждый пробует ощутить suki других (промежуток) в очевидной полной неподвижности. Внезапно один фехтовальщик нарезает его оружие через попытку воздуха к, смертельно нарезают тело его противника в две половины. В самую последнюю секунду, другой фехтовальщик парирует забастовку, и эти два оставляют, стоя друг другом перед только, чтобы возобновить сражение, точно так же как два домкрата. Это - интонация боя. Понятие хёси (hyoshi) в БИ означает выбор времени. Интересен буквальный перевод этого понятия с кандзи, означающий «Шум, производимый ребенком, хлопающим в ладоши». Когда мы задумывается о понятиях «Выбор времени» и «Ритм», мы их соотносим с понятиями, связанными с музыкой в традиционном понимании Западного мира. Свинг, джаз, рок-н-ролл, современная музыка – все они имеют определенный музыкальный темп. Но олени, ласточки, змеи и мангусты не поклонники рок-н-ролла. Их темп – это ритм жизни, которая часто не предсказуема и более похожа на теорию хаоса. В бою животные и люди действуют в ритме жизни. В нашей школе «Ритм боя» называют «Шум тишины» (sei do). «Шум тишины» все люди понимают по-своему. Sei дословно означает - "свободный от шума", т.е. - "тишина". Понятие Sei используется во множестве форм, например: SEIjaku - тишина, беззвучность или глушь chinSEI suru – успокаивает, спадает reiSEI na - спокойный, хладнокровный и даже беспристрастный Do, наоборот, означает понятия, противоположные «Тишине». Do - это "перемещаться", "находиться в действии", "пульсировать" или "вибрировать". В этой короткой статье животный мир приводится как метафора, чтобы объяснить понятие Sei Do. Интересно, что понятие "dobutsu" (движение, деятельность) означает животное и использует то же самое кандзи для написания. Понятие Do также используется во множестве форм, например: soDO - гам, шум, взрыв или соперничество boDO – буйство или мятеж DOran - переворот, волнение; возбуждение; смятение или беспокойство Т.о., кажущееся парадоксальным понятие «Шум тишины» - это интерпретация, отражающая ритм боя, который может варьироваться от пассивного до активного. В предыдущей статье, я объяснял понятие mushin или «Неподвижность в движении». Понятие Sei Do может отражать примерно те же самые принципы, поскольку понятие "do chu no sei" означает промежуточное состояние (Chu) между «Тишина» и «Шум». Однако, в отношении темпа боя, Sei Do означает нечто большее. Общая формула ритма боя выглядит так: период затишья - период активных действий - период затишья - период активных действий - период активных действий - и так до момента получения желаемого результата одной из сторон боя. Бугейся должен четко контролировать оба этих два состояния боя, чтобы иметь надлежащий выбор времени. Он должен четко знать, когда ждать и когда действовать.

ELF: Мои исследования во времена, когда я был главным инструктором в Полицейском колледже, показали, что в реальном бою, враждующие стороны не способны выдерживать период активных действий более 20 секунд. Периоды затишья в бою просто необходимы для восстановления сил. В боевых искусствах некоторые старые принципы современны до сих пор. Вот некоторые из них: (1) Превентивные (упреждающие) удары (тактика) могут значительно ускорить исход боя. (2) С каждым новым повтором периода активных действий увеличивается риск получения травм и увечий, поэтому следует не превращать бой в затяжное противостояние. (3) При обучении должен учитываться фактор Ритма боя (Sei Do). Рассмотрим эти принципы чуть подробнее. (1) Спокон веку самураи знали о значении важности превентивного удара. Смертельно ранить или убить противника значило выжить. Самурай, чтобы применять такую тактику должен был уметь мгновенно определять начало атаки противника, т.е. – видеть момент перехода из Sei в Do. Атака может быть успешной только тогда, когда она непредсказуема, т.е. в точном соответствии Ритму природы, который предопределяется хаотичностью. Действовать в Ритме природы не означает достижение определенного психологического настроя или достижения технического мастерства человеком. Действия в Ритме природы подразумевают всяческие неожиданные катаклизмы, на которые способна Природа. Один из важнейших принципов в Каратэ - "ni sentenashi " напрямую связан с «Ритмом боя» Sei Do. Представьте двух соперников и окончательную неотвратимость их боя. Воин, который захватил инициативу (sen sen-no-sen) и нанес своему противнику превентивный удар - фактически защищается, поэтому он не нарушает принципа «ni sentenashi» (Каратэ не начинается с удара). (2) С каждым новым повтором периода активных действий увеличивается риск получения травм и увечий. Если все же это необходимо, то повтор периода активных действий должен быть внезапным, непредсказуемым, интенсивным, нестандартным, т.е. - "естественным". При этом с каждым повтором периода активных действий важность превентивного удара не отпадает. (3) Обучение обязательно должно учитывать Sei Do. Зачем? Затем, что это просто свойственно законам природы, а стало быть человеку, как ее части. На днях я заглянул в видео раздела «Методы» на сайте нашего honbu и был удивлен далекостью от жизни демонстрируемых методов. Они показываются на замедленной скорости, чтобы зритель мог рассмотреть, как выполняются движения. Все они выполняются практически без всякого Ритма – просто по порядку: делай раз, делай два, делай три и т.д. Предсказуемость этой скорости и ритма говорит об их далекости от жизни. В реальном бою это позволит противнику применить Геаси-вадза (geashi waza - техника контр-действий), что продлевает бой. Согласно densho (традиции) нашей школы, мы применяем наряду с методами "текучей техники" (flowing technique) метод агрессивности (shinraku). Метод shinraku – это нечто периода "затишья перед ураганом", след за которым естественно приходит "зверский ураган", который вслед за этим опять сменяется периодом затишья. Это может показаться противоречащим духу Бу-До. Отнюдь, shinraku используется как метод тренировки естественного Ритма - Sei Do, что позволяет «спустить ученика на землю» так, чтобы он мог выполнять приемы с полной скоростью и мощью на грани нанесения травм защищающемуся (uke). Ученик учится переходам из периодов затишья в периоды активных действий. В результате ученик обретает более глубокое понимание Ритма боя, естественного закона, человеческих действий, реакции и взаимодействия, т.е. всему тому, что является «транспортным средством» в духовном становлении будоки. Sei Do - естественный ритм или темп боя. Вероятно, что большинство из нас никогда не участвовало и не будет участвовать в бою на грани смерти, тем не менее Sei Do типа, например, shinraku должен включаться в методы обучения, т.к. для нашего западного менталитета неритмичный ритм Sei Do достаточно необычен. Но прежде чем изучать Sei Do необходимо сначала изучить основные движения. Мы часто слышим, как некоторые преподаватели при практике ката или вадза применяют команды отсчета: Ити! Ни! Сан! Си! и т.д. Этот метод практики закрепляет у учеников только основы психомоторных навыков, но не может обучить их Ритму боя.

ELF: После изучения базовых движений, ученик должен узнать, что такое "текучесть движений" (букв. - "flow"). Это означает, что движения должны быть естественными и выполняться легко и без перенапряжения. Если до этого вадза/ката ученик выполнял в одиночку, то с этому момента ученик может начать тренироваться в паре с партнером. Как правило, это означает, что ученик приступает к обучению «Иру» (Iru – Вхождение, Внедрение, Проникновение). Только статическая и/или одиночная практика не может научить ученика проникать через защиту и атаковать центр Уке. Ученик должен исследовать эту концепцию, тренировать и совершенствовать свои навыки в этом. Следует объяснить ученику, что владение «Иру» – это одна из граней мастерства. Поскольку понимание принципов и практика Sei Do может для некоторых учеников может оказаться довольно сложным делом, то демонстрации мастеров боевых искусств с оружием, особенно мастеров меча (бо, боккена, дзё), могут оказаться весьма полезными. Всем мастерам меча известно понятие Хёси (Ритм) из Sei Do (Шум тишины). Бой на мечах – это прекрасный пример для демонстрации принципа Sei Do. Бой на мечах обычно выглядит так: два человека, замирают в неподвижности, а затем следует взрыв атакующих действий, т.о. ученики могут видеть яркую демонстрацию Ритма боя. Иногда в жизни у нас бывали случаи, когда мы ранним утром слышали пение птиц. Звуки их пения беспорядочны, то они похожи на трель, то на отдельные крики, которые слышатся то тихо, то громко; то они быстры, то медленны; то мелодичны, то пронзительны, т.е. - голоса птиц очень непредсказуемы. Природа все время переменчива. Набегание морских волн на берег - это пример симметричного Ритма. Те же волны, могут набегать и в несимметричном Ритме, когда это происходит в шторм. Это - природа Sei Do в бою. В очередной раз занимаясь вадза или ката, подумайте о том, как воины старых времен могли реализовывать это понятие в бою. Осознайте естественный ритм боя. Этот уровень восприятия позволит вам перейти от уровня, который по существу может являться «танцем», к уровню, пронизанному настроением смертельной схватки. Если в практике вы достигните уровня осознания реальности боя, то в сочетании с mushin, вы реализуете принцип Sei Do, что приведет вас к следующему более высокому пониманию принципов Бу-До. Реализация принципа Sei Do означает, что бугейся знает, когда следует активно действовать, а когда сохранять покой. Новички в бою обычно действуют импульсивно и неумело, т.к. являются специфическими жертвами своих порывов (желаний), точно так же, как военная аксиома "Mumon" (знаменитая книга «Застава без ворот» Умэнь Хуэйкай (мудрец Дзэна Мумон), который изложил в этой книге 48 коанов) http://wushu.tlt.ru/1_1/Theosophy/Mumonkan.html) объясняет нам, «Как пройти через заставу, в которой нет ворот». Life is unpredictable, somewhat chaotic and forever challenging, just like battle. Life is not a constant torrent of anarchy and is most often quiet. There is no such thing as a "foreseeable future." This is an oxymoron in the highest degree. None of us can predict the exact rhythms of life. All of us, however, who practise the cadence of combat - sei do - will have a better understanding of life's rhythms. Наша жизнь достаточно непредсказуема и полна всяческих «сюрпризов», точно так же как бой. Но, к счастью, все же жизнь это не постоянный хаос, она чаще всего тиха. Нет такого факта как "обозримое будущее." Это – оксиморон (греч. oxymoron, букв. - остроумно-глупое, стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. "Живой труп" - Л.Н. Толстой; "Жар холодных чисел" - А.А. Блок).) в наивысшем его проявлении. Ни один из нас не может предсказать точный ритм жизни. Однако, все кто занимается ритмом боя - Sei Do - могут лучшее понимать ритм жизни. F. Darren Smith Yudansha Jujutsu Federation Honbu Yudansha Kobujutsu Karatedo Federation


ELF: источник: click here

rytai: ELF Классная статейка! Спасибо!

Петрович: ELF пишет: цитатаПроцесс боя состоит из периодов покоя, перемежаемых внезапными вспышками активности. Эльф, ну и какого лешего, Вы упорствовали на кемпо.ру? Ритм - сочетание слабых пассивных фаз (периодов покоя) и сильных акцентированных (внезапные вспышки активности). Даже Даррен Смит это Вам подтверждает.

ELF: я дотошная.. мне нужны детали : -) пока роешь, много найдешь... Например, я наконец узнала, когда спросила сенсея почему у нас на счет ничего не выполняется (мне казалось, что в ката это лучше дисциплинирует), то мне ответили - что такого метода у нас НИКОГДА НЕ БЫЛО

МН: А у нас ВСЕГДА БЫЛ. В Шотокан ката делаются с совершенно КОНКРЕТНЫМ РИТМОМ. И на счет на тренировках мы делаем ката очень долго, вплоть до черных поясов. Естественно, речь не идет о том, чтобы каждый блок, каждый удар делать на отдельный счет. На счет делаются связки. Есть ритм и внутри самих связок.

ELF: Я тогда так думала и долго возмущалась отсутствием счета (очень неудобно) Но потом поняла другое...

rytai: ELF пишет: цитатаНо потом поняла другое... Не томите... Продолжайте.

ELF: Ритай... : -) Вы это знаете.. Не всегда то что ЛЕГКО, будет ПОЛЕЗНЫМ

ALEKS: Я дико извиняюсь, но форум плавно переходит в словоблудие теоретиков. Из практиков на форуме остались только уважаемый МН и Петрович. Только их советы могу принять к действию. Это чётко и практично. А всё остальное.............

rytai: ALEKS пишет: цитатаТолько их советы могу принять к действию. Это чётко и практично. А всё остальное............. ALEKS Так действуте Алекс, действуйте!

ALEKS: rytai Вот и я об этом. Поговорить Вы мастер!

wrkba: ALEKS Ну зачем же так критично? Это как в стрельбе. Есть великолепные конструкторы оружия, которые знают как и из чего сделать оружие, есть баллистики, которые теоретически рассчитают любую траекторию полёта пули, а есть практики которые этого всего могут не знать, но прекрасно стреляют из любого положения. А есть дилетанты, которые думают, что они это всё знают и умеют, но они это, только думают! Каждый имеет свой взгляд на проблему! Все выскажутся, глядь, а вот она и истина открылась. Лихобабин П.Е.



полная версия страницы