Форум » Шотокан каратэ-до » Отношения ученика и учителя в школе боевых искусств » Ответить

Отношения ученика и учителя в школе боевых искусств

Samuray: Kak na vash vzglad dolzhni stroitsya eti otnosheniya? Dolzhni oni bit chisto formalnimi ili dolzhno v nih prisutstvovat eshe chto-to. Vashe mnenie

Ответов - 55, стр: 1 2 3 4 All

МН: Уже где-то это обсуждали. Курсы Кэншусэй JKA - штука уже легендарная. Курсы были созданы самим М.Накаяма в 1955 году. В официальном списке прошедших эту школу около 90 человек. Кроме того, около 40 известных японских мастеров были исключены из этого списка по "политическим" причинам. В "смутные времена" (90-е годы) некоторые отколовшиеся от JKA организации сами проводили Кэншусэй, но JKA их не признаёт и результаты этих курсов тоже не признаёт. Примерно с десяток не-японцев пишут о своем участии в подобных курсах, видимо г-н Ленгли как раз в их числе. Думаю, что жесткие бои с претендентами при всей их "негуманности" (избиение учеников, даже если эти ученики давно уже носят черные пояса, не считаю правильным и абсолютно необходимым, хотя иногда и полезным) - штука не противоречащая духу каратэ. Ведь в первую очередь каратэ это бой с самим собой. В додзё мы каждую минуту и каждую секунду преодолеваем свои проблемы - лень, усталость, слабость, страх и т.п. Так и в Кэншусэй - если ты пришел получить какие-то знания от "главных авторитетов" Японской Ассоциации каратэ, докажи, что это не минутная блажь, что это не просто желание получить диплом с печатью, а нечто более серьезное. Когда вы только еще готовитесь к серьезному экзамену (у нас это где-то 2-1 кю), вас обязательно спросят - "А НА ФИГА ВАМ ВООБЩЕ ЭТО НУЖНО?" Ведь можно вполне комфортно так и остаться с оранжевым или зеленым поясом. Никто же не будет заставлять вас проходить тяжелую подготовку, сдавать трудный экзамен. Это же ваш собственный выбор, а не воля учителя! И если вы готовы к тяжелой работе - вам помогут подготовиться, вам дадут те знания и навыки, которые просто не нужны тем, кто не будет расти дальше, для кого каратэ это просто хобби. Так и с Кэншусэй. Сказали, что хотите два-три года ежедневно по несколько часов заниматься только изучением каратэ - докажите серьезность намерений. Может быть с помощью жестких (жестоких!) спаррингов, ценой выбитых зубов и сломанного носа. Может быть, какими-то иными способами, которых у хорошего учителя "в загашнике" должно быть много. Просто бой - самый простой и самый быстрый вариант. Что дают курсы Кэншусэй? За пару лет ежедневных многочасовых занятий можно узнать о каратэ очень многое, можно многому научиться. При том, что на курсы приглашаются ТОЛЬКО обладатели II-III Данов и выше, призеры и чемпионы японских соревнований, становится понятно, что вряд ли главной задачей инструкторских курсов JKA является постановка техники или улучшение физической формы. Это именно глубокое изучение каратэ-до для того, чтобы боевое искусство продолжалось и развивалось в нужном направлении. Ну и для поддержания авторитета JKA.

Евгений М.Б.: То ли во сне привиделось, то ли наблюдал будучи у кого-то в гостях. Зал, тренировка, инструктор, пара учеников. Ученики - подростки. Мальчик и девочка. Ученики облачены в ги и оби, босиком. Инструктор облачён в джинсы и майку, носки и тапочки... Так можно?

МН: Можно как угодно. Содержание первично. Форма - вторична. В прямом смысле этого слова. К примеру - сейчас жарко. Даже в нашем большущем зале даже для небольшой группы иногда не хватает воздуха, несмотря на кондиционеры, приточную вентиляцию и т.д. Поэтому я, к примеру, не возражаю против того, чтобы ученики могли заниматься не в каратэ-ги, а в майках. Мне самому в куртке вполне комфортно, но ежли станет очень жарко, я совершенно спокойно эту куртку сниму и буду заниматься без нее. Так что это совсем не страшно, на мой взгляд. А вот грязное, рваное, мятое каратэ-ги - это плохо. Это не правильно. Если уж каратэ-ги, то всегда чистое, опрятное. Будь оно белое, или черное - всегда чистое! Вообще, не понимаю тех, кто приходит на тренировку с грязными ногами, с длинными ногтями, в грязном мятом доги. Сам себе этого не позволяю никогда. И ногти и грязные ноги запросто можно привести в порядок перед тренировкой. А с кимоно, если оно просто потное, всё совсем просто - после тренировки просто повесьте его на вешалку, оно и проветрится, и высохнет, и расправится. Я так думаю!


Евгений М.Б.: Спасибо, уважаемый Михаил Николаевич! Вопрос заключался главным образом в следующем. Может ли учитель быть в "уличной" одежде в доджо? Конечно - первично содержание. Но форма - его (содержание) выражает. "Инструктор облачён в джинсы и майку, носки и тапочки... Так можно?" - вот что я написал. Ключевое слово здесь "джинсы". Честно говоря, старался задать вопрос как бы "нейтральным" тоном. Но, наверное, не могу. Меня эта картинка покоробила, если не сказать - возмутила. "...я мзды не беру. Мне за державу обидно." (Верещагин к/ф "Белое солнце пустыни") Хотя, с другой стороны, только сейчас подумал, что не знаю всех обстоятельств. А, может быть, у этого сэнсэя кимоно порвалось только сегодня, не успел заштопать. А, может быть, он извинился в начале тренировки (или хотя бы объяснил ученикам причину). При этом ведь я не присутствовал...

МН: У меня был случай, когда я на тренировку приехал не из дома, а посему каратэ-ги с собой просто не было. Можно было, конечно, и отменить по этому поводу тренировку. Но я просто провел ее в джинсах. Как мне кажется - без ущерба для качества тренировки.

Евгений М.Б.: Спасибо, уважаемый Михаил Николаевич! На самом деле впечатление было "комплексное". Подметив некоторые другие моменты, по-моему, негативные, воспринял всё в целом отрицательно. Просто на мальчике был коричневый пояс. А ката он исполнял какую-то из высших. Ну как бы это сказать... Очень неуверенно, что ли. Мне кажется, что моя дочка выполняет блоки уверенней. Не говоря уж о нашем Егорке! А у Егора пояс - белый! Впрочем, ответ на вопрос получен. А кто и как носит пояса - это их личное дело. Просто неприятно было видеть такое издевательство над благородным искусством... И мальчик ведь может всерьёз посчитать себя мастером. Наверно, поэтому и помещаю вопрос в этой теме. Здесь ведь дело в учителе.

sema: Такой аспект: каратэ ги, как правило, чтобы не сковывать движения, довольно объемные, поэтому нюансы положения тела в них скрадываются, а когда человек в футболке, то неправильная техника становится виднее: какое плечо выше-ниже, как наклонено тело, не слишком ли торчит пятая точка и т.д. Так что есть иногда польза прийти в футболке и посмотреть в зеркало на свою технику не в карате ги. Кстати, на известных ютубовских роликах по отжиманиям Акихито-сенсей ведет семинар в футболке.

Ritter: Мне кажется, в каратэ-ги все же первична функциональность. Неспроста очень многие рукопашки, новоделы и прочие-прочие, не имеющие своей исторически или правилами соревнований обусловленной формы, так же занимаются в "кимоно". Форма ги не стесняет движений, материал долговечен, позволяет вести борьбу в одежде (в отличие от той же майки, исключающей применение многих борцовских приемов), впитывает пот, оставляя зал сухим и т.д. Если иные условия требуют иных функциональных особенностей одежды, ничего страшного не вижу. С другой стороны, моя первая школа каратэ прошла путь от ги к обычной одежде, и путь этот начался как раз с тренера, которому не всегда было с руки носить кимоно, и он все чаще вел занятия в обычной одежде. А через несколько лет и все остальные уже надевали ги только на соревования. В итоге не всегда что-то тренер мог показать сам (в джинсах ногами всего не исполнишь), плюс например провести тренировку по борьбе становилось проблемой. Да и отношение к занятиям и с тренером на занятиях у многих становилось чересчур фривольное. Думаю, тоже не совсем это правильно. Евгений М.Б. пишет: Подметив некоторые другие моменты, по-моему, негативные, воспринял всё в целом отрицательно. Просто на мальчике был коричневый пояс. А ката он исполнял какую-то из высших. Ну как бы это сказать... Очень неуверенно, что ли. Общая картинка школы складывается не очень, хотя и тапочки можно объяснить холодным залом (инструктор-то не двигается столько сколько группа) и коричневый пояс с неуверенными блоками, возможно, только учил эту ката. Я вот иногда для технического запоминания последовательности ката делаю ее пару раз с зачаточными амплитудами движений и 20-сантиметровыми шагами, зато прогоняю ее за 20 секунд перед или между нормальными исполнениями, а со стороны реально смотрится как халтура Но у меня так запоминается Но может быть и правда все у них не очень

Xavier: Когда я учился в университете и начал заниматься каратэ, мой товарищ который занимался самбо, всегда с недоумением смотрел на то как я глажу каратэ-ги. А я гладил, потому что тренер требовал опрятности, пару раз даже не пустил на тренировку помятых учеников. Вообще дисциплине уделялось много внимания, т.к группа была из подростков-школьников, студентов. Людям взрослым, на мой взгляд, и так должно быть понятно что на тренировке нужно выглядеть опрятно, слушать тренера и работать от всей души. А уж в каратэ-ги это делать или в майке, мне кажется не так важно. Как заметил Валера, традиционная форма просто наиболее практична, однако в обычной одежде и обуви тоже иногда заниматься полезно, т.к она накладывает свои особенности на технику. А дух Будо должен присутствовать независимо от формы, додзе, дня недели..., он просто должен быть. Как сказал один спортсмен: "Тренировка для меня начинается не тогда, когда я захожу в зал, а когда я накануне вечером укладываю форму в сумку." Если поразмыслить над этим "коаном", можно сказать, что человек не перестает быть каратистом, если на нем нет соответсвующей формы. Или еще можно сказать, что у настоящего каратиста, форма всегад с собой - внутри! Во!

Savliy: Древние греки считали своей отличительной особенностью - выступление на спортивных состязаниях и в сражениях без одежды (или почти без одежды). Ксеркс, узнав, что спартанцы перед битвой расчесывают волосы и умащивают тело, был поражен, посчитав это женским занятием. Спартанцы платили персам той же монетой. Они не считали за мужчину воина в штанах. Мораль: все в этом мире относительно



полная версия страницы