Форум » Шотокан каратэ-до » Оружие в каратэ » Ответить

Оружие в каратэ

Виктор: Мы в каратэ используем нунчаки и бо. Существуют ли в шотокане ката с оружием?

Ответов - 46, стр: 1 2 3 4 All

МН: В каратэ вообще и в Шотокан в частности оружия нет. Вспомните само название "КАРА-ТЭ" - "ПУСТАЯ РУКА". Соответственно, и ката в Шотокан с оружием нет и быть вроде как не может. Однако, в большинстве ката Шотокан скрыты техники как против оружия, так и С оружием. К примеру, все ката серии Хэйан отлично работают с разными видами традиционного оружия - бо, сай, тонфа, нунчаку. Есть и ката, как бы специально созданные для работы с оружием и против оружия - яркий пример Jutte. Специально эти "оружейные варианты" в Шотокан не изучаются, но для работы с оружием - вполне приемлемо.

Виктор: МН пишет: все ката серии Хэйан отлично работают с разными видами традиционного оружия - бо, сай, тонфа, нунчаку. А где этому научиться можно? Наш учитель (ученик С.Н.Вунша) этого нам не показывает. Просто показывал работу с нанчаками и бо, но хочется знать побольше.

Keltec: Ну, я, собственно, не сомневаюсь, что г-н Вунш этому не обучает. Чтобы чему-то обучать, надо КАК МИНИМУМ это что-то уметь делать :) А из г-на Вунша мастер как из шоколадки пуля.


МН: Keltec пишет: А из г-на Вунша мастер как из шоколадки пуля. А вот с этим я согласен.

МУР: Нунчаки и прочее японское оружие считается холодным оружием и незаконно.

МН: Во-первых, не запрещены те виды традиционного оружия, которые являются СПОРТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ. Во-вторых, на сегодняшний день ношение холодного оружия в РФ никак не регламентируется. Запрещено НЕЗАКОННОЕ изготовление и сбыт. Ну и, естественно, отдельная тема - применение такого оружия на улице в качестве оружия самообороны.

ГАРИК: носите молоток. ни один участковый не придерётся.

Юрист: Если молотком по балде стукнуть, то и к нему прибодаются. А за нож или нунчаку могут прибодаться даже если их просто носить. Хоть по закону и не запрещено, но общая практика такова, что наличие таких вещей при случайном досмотре может привести к сидению в "обезьяннике". Потом-то разберутся, но кровь попортят.

МН: Юрист пишет: Хоть по закону и не запрещено, но общая практика такова, что наличие таких вещей при случайном досмотре может привести к сидению в "обезьяннике". Потом-то разберутся, но кровь попортят. Тут я с Вами согласен.

МН: Как говаривали старые мастера - "оружие есть всего лишь продолжение руки". Понимая технику ударов и блоков пустыми руками/ногами нет проблемы овладеть "оружейной" техникой. Подтверждением этому служит ката Jitte - достаточно понять смысл ката, и легко начнешь работать палкой. А работа палкой "подтянет" и понимание работы без оружия. Тут процесс взаимосвязанный и взаимообогащающий.

гость: Дзюте переводится как 10 рук.

МН: гость пишет: Дзюте переводится как 10 рук. Ценное наблюдение. И что с того? Где там 10 рук? И почему именно 10? А не 15? И как объяснить тот прескорбный факт, что еще в 30-е годы мастера с сожалением заявляли, что "смысл названий ката зачастую непонятен"?

ELF: Занятная полемика на одном из форумов на тему - каратэ и оружие Например, такая мысль: Nice pictures of Jutte kata performed with bo. I've also read somewhere that: Heian Nidan can be performed with Sai. Heian Yondan can be performed with Tonfa. Heidan Godan can be performed with a Bo. Bassai Sho and Kanku Sho can also be performed with a bo. и т.д. Вот, что по этому поводу пишет г-н Гарри Кук: Гарри Кук (Harry Cook) http://karatethejapaneseway.com/karate_underground/viewtopic.php?t=4934&start=0 Еще из неопубликованного второго издания моей книги «История Сётокан»: «доктор Ясукиё Такеда (Yasukiyo Takeda) вспоминал об своем обучении у мастеров Гитин Фунакоси и Ёситака Фунакоси в течение 3 лет в 1930-ых годах: «сенсей неоднократно обращал наше внимание на ценность владения традиционным окинавским оружием. И даже предложил нам изучать один из его видов – бо - у своего сына Ёситака. Он говорил, что это чрезвычайно полезно для тренировки мышц и умения контролировать своего соперника. Мне удалось изучить только одно ката с бо, но другие ученики знали несколько ката с бо». В 1930-ых года программа Сётокан предусматривала обучение таким видам окинавского оружия, как сай и бо. Существует несколько фотографий того времени, на которых мастер Гитин Фунакоси с бо или сай, а также фотографии Ёситака, на которых он демонстрирует владение бо. Университетский клуб каратэ Тюйо использовал фотографии Ёситака с сай в качестве иллюстраций в одной из своих книг. Мастер Синкин Гима (Shinkin Gima) в воспоминаниях упоминал о том, что мастер Гитин Фунакоси учил его: «немного бо-дзюцу. Он обучил меня ката с бо «Тенрю-но-кон» (Tenryu no kon) («Небесный дракон»), которое я практикую до сих пор... Я думаю, что он (Фунакоси), знал еще и другие ката, но кроме сай и бо, как мне кажется, он не практиковался с другими видами окинавского оружия».

ELF: Есть некоторые сведения, согласно которым обучение некоторым видам окинавского оружия появилось в Сётокане благодаря мастеру Тинкен Тайра (Shinken Taira) (1897-1970). Как и Гитин Фунакоси, Тинкен Тайра был окинавцем. Различные информационные источники указывают на то, что возможно мастер Тайра учился Кобудо у своего деда, Канэгава Дзиму (Kanegawa Gimu) (1862-1921). После приезда в Токио, в 1922 году, мастера Тайра жил в том же общежитии окинавских студентов «Мэйсэй Дзюку», что и мастер Гитин Фунакоси, где Тайра в течение нескольких лет учился каратэ у Фунакоси. Кроме мастера Фунакоси, мастер Тайра обучался каратэ и некоторым видам оружия еще и у мастера Кэнва Мабуни (Kenwa Mabuni), а также Кобудо у мастера Ябику Модэн (Yabiku Moden) (1882-1941). Достоверно известно, что мастер Тайра преподавал Кобудо очень многим японским и окинавским мастерам каратэ, поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что у него же и учились Кобудо также отец и сын Фунакоси. Сейчас трудно судить о степени мастерства Гитин Фунакоси во владении окинавским оружием. Однако есть факты, которые свидетельствуют о том, что он мог заниматься Кобудо еще до своего отъезда с Окинавы, например, фотография, сделанная 6 марта 1922 года в городе Сюри на демонстрации перед наследным принцем Хирохито, с изображением мастеров каратэ, которые держащат в руках бо или саи. Эта фотография была опубликована мастером Гитин Фунакоси в его первой книге «Рюкю Кемпо Каратэ» (Ryukyu Kempo Karate) в ноябре 1922 года. Когда у мастера Масатоси Накаяма (Masatoshi Nakayama) спросили, почему в Сётокане нет оружия, то он ответил: «что по моему мнению, это связано с целями Будо, которые отличаются от Будзюцу. Согласно Будзюцу, которое существовало еще в феодальные времена, для воинов было важно научиться владеть по возможности наибольшим количеством различных видов оружия. Это было жизненно необходимо, потому что воины готовились к настоящим сражениям на поле битвы. Цели Будо другие, в нем важны, прежде всего, знания принципов боя, которые могут быть полезными в нашей повседневной жизни. Несомненно, что мастер Фунакоси изучал окинавское оружие – сай, бо и нунтяку, но когда он стал реформировать каратэ-дзюцу в каратэ-до, то он всего лишь следовал общей тенденции того времени по изменению форм боевых искусств по принципу Будо. Таким образом можно определенно сказать, что ему были известны методы, которые применялись для обучения владения оружием, которые он проанализировал и выбрал из них те виды, которые наиболее соответствовали принципам и целям каратэ Будо. Поэтому применение в тренировочной практике некоторых видов оружия будет способствовать у учеников более глубокому пониманию эффективности движений, техники и т.д.».

ELF: Мастер Накаяма рассказывал Рэндаллу Хасселлу (Randall Hassell), инструктору «Американ Сётокан» (American Shotokan): «для всех видов боевых искусств фундаментальные принципы Будо одинаковы. Поэтому, как и мастер Фунакоси, я также стал изучать оружие, потому что методы и техника каратэ-до Сётокан основана примерно на тех же принципах, что и бо, сай, копье и т.п. Таким образом, если человек достигнет определенного мастерства в каратэ-до, ему будет легко освоить и технику владения оружием. Таким образом, хочу особо подчеркнуть, что можно учиться любому виду боевого искусства с оружием, если цели этого обучения соответствуют целям Будо. Ноя глубоко убежден в том, что сначала надо достигнуть мастерства в одном определенном виде боевого искусства, и лишь затем приступать к изучению другого, правда зачастую, как это бывает в жизни, на изучение только одного вида боевого искусства может потребоваться вся жизнь». Но реальная причина, по которой изучение оружия не вошло в учебный план Сётокан, возможно немного более прозаична. Мастер Накаяма в 1937 году был призван в армию и отбыл из Японии в Китай. Поэтому фактически мастер Накаяма не мог учиться у мастера Ёситака Фунакоси, который преподавал тогда технику бо и сай. А когда он вернулся с войны, страна переживала трудные времена и обучение каратэ было временно приостановлено. Когда мастер Фунакоси скончался, руководство JKA приняло решение, в целях дальнейшей популяризации каратэ, выработать другой, спортивный вариант каратэ, в котором владение бо, сай, нунтяку и т.д. просто не нашло своего применения. Таким образом, в начале 1950-ых годов из учебных планов Сётокан был исключен раздел практики с оружием, за исключением Сётокай, в котором по линии мастеров - Ёситака, Эгами (Egami), Хирониси (Hironishi) и Окуяма (Okuyama) - все еще сохраняется практика с бо. Как вспоминал мастер Хирокадзу Канадзава японские ученики мастера Фунакоси принципиально не желали изучать ничего из окинавских боевых искусств, кроме боя без оружия. Они негативно относились к Кобудо: «учиться владеть чужим оружием претит самурайскому духу, поскольку ни одно оружие в мире не может сравниться с изяществом и смертоносностью японского меча. И все это невзирая на то, что большинство японских учеников были из сословия крестьян, которые по сути до середины 19 столетия, жили в полном подчинении у сословия самураев». Мастер Тэруюки Окадзаки (Teruyuki Okazaki) в книге «Каратэ – пустая рука» (Karate is empty hand) писал: «мастер Фунакоси не преподавал нам Кобудо. Только лишь упоминал, как исторический факт, наличие еще одной окинавской воинской традиции. Но он демонстрировал нам технику нунтяку и сай».



полная версия страницы