Форум » Шотокан каратэ-до » Увидел Будду - убей Будду! » Ответить

Увидел Будду - убей Будду!

МН: Фунакоши говорил: "Освоил камаэ - забудь камаэ". Накаяма говорил: "Плечо в ударе тянуть нельзя! Но если нужно, то иногда можно". Года три назад написал в ФБ о "приемах" в каратэ. В нашем каратэ всего-то 3 десятка "приемов". Выучить их можно за месяц. За полгода можно научиться более-менее эти приемы проводить на партнере. А еще лет через 10 вполне можно научиться применять их свободно в любой ситуации. И тогда вполне может оказаться, что тот или иной технический прием кому-то лучше делать так, а кому-то этак. На мой взгляд, любой прием, любая комбинация, любая ката дают нам возможность проникнуть вглубь каратэ, причем под разными углами, с разными послествиями. И помочь увидеть это - самая интересная и самая трудная задача для учителя. "Вынимать фокусы из рукава" - это не желание чем-то "развлечь" учеников. Ученики сами раньше или позже приходят к этому новому взгляду на уже давно известные им вещи. Вернее сказать, они ПОДХОДЯТ к моменту, когда нужно показать им ту или иную технику по-новому. И зачастую "по-новому" не потому, что хочется учителю, а потому, что уже надо ученику. Именно этому самому ученику. Ну, к примеру - есть какой-то удар. В базовом варианте мы его учим год-два-три. Постепенно учимся делать максимально эффективно именно в базовом варианте. Естественно, через какое-то время все возможности базового варианта исчерпываются. И тогда нужно искать дополнительные элементы, которые позволят делать этот удар еще более эффективно. Как у Листа: "Быстро. Быстрее. Очень быстро. Максимально быстро.... Еще чуть быстрее!" Хороший учитель всегда должен искать такие "изюминки". Причем, очень часто они будут разными для разных учеников. Короче говоря - всю свою жизнь мы изучаем ои-цуки. И иногда даже приближаемся к его пониманию. Сейчас вижу, что написанного мало. Особенно в свете нескончаемой дискуссии о том, что де "приемы не работают", "ката не имеют смысла", "бункай детский" и т.п. Не думал, что некоторые очевидные вещи настолько не очевидны для некоторых обданенных по самое не могу каратистов, но, видимо, эта проблема на самом деле значительно шире, чем может показаться. Итак, начнем с основ, с базы. С КИХОНА. Известно, что одной из основных заслуг Гичина Фунакоши является кодификация базовой техники каратэ с целью создания общедоступной (и достаточно проработанной) методики преподавания каратэ. В школах китайского ушу, откуда явно прослеживаются корни японского каратэ, обычно изучают десятки и сотни "приемов", имеющих красивые цветистые названия, некоторые из них встречаются в "формах" (Тао) лишь однажды. Изучение техники в таких школах состоит из многократного повторения Тао и, как правило, не подразумевает единственного применения - всегда возможны варианты. В разных комбинациях, в разных Тао похожие техники имеют различные способы применения от простого удара до сложного броска и т.п. И таких техник десятки, сотни, тысячи. Нечто подобное мы находим в таэквон-до, когда число т.н. "базовых техник" достигает нескольких тысяч, хотя очевидно, что между некоторыми из них разница минимальна. Фунакоши был школьным учителем в эпоху Мейдзи. Чтобы понять, как это повлияло на Фунакоши и на каратэ, вспомним так называемое "Клятвенное обещание императора Муцухито» 1869 года, которое стало концепцией развития Японии на десятилетия. В этом документе были закреплены следующие принципы: демократизм (учёт общественного мнения при решении государственных дел — п.1), примат национальных интересов (п.2), свобода деятельности (п.3), независимость суда (п.4). Но основным положением считается "пятый пункт", который устанавливает эффективное использование знаний, достижений человечества, чтобы "положение Японии было упрочено". Отсюда и научный подход к методике преподавания в школах, ВУЗах, отсюда и весьма успешная попытка школьного учителя с Окинавы создать простую и эффективную методику преподавания каратэ. Фунакоши выделил 3 десятка техник, которые и стали "кихоном" - базой в его каратэ. Изучение этой небольшой по объему базы занимает минимум времени. При двух-трех тренировках в неделю эту базу можно освоить (в первом приближении) за несколько месяцев. Это - всего лишь "прописи", "гаммы". Мы учимся стоять, двигаться, выпрямлять и сгибать руки и ноги, пытаемся делать несколько отдельных движений одновременно, пытаемся правильно дышать, в общем - всего лишь даём телу кое-какие навыки. Естественно, на этом уровне применение техники выглядит весьма наивным и вряд ли эта техника может быть реальным оружием. Но проходит время, через тысячи повторений "приема" мы перестаём размышлять о том, как правильно поставить ноги, как правильно сжать кулак, когда вдохнуть и сколько выдохнуть. И тогда наш мозг начинает работать над другим - как сделать эту технику эффективнее, как ее вовремя и по месту применить и так далее. И в этом нам помогает КАТА - форма. Мы берем "приёмчики" и начинаем их пробовать в разных формах, в движении, в комбинациях. И всё опять (как и в Кихон) - в правильной, в идеальной форме, в заданном ритме, направлении, с правильными усилиями. И происходит чудо - Ката как форма, в которую заливается расплавленный металл, создаёт новую форму, форму нашей техники и тактики. Мозг одинаково реагирует на реальную картину (боя) и на воображаемую (если, конечно, мы искренни в своем желании представить реального противника во время выполнения нашей техники). Многократное повторение Ката создаёт в нашем мозге устойчивые и правильные связи между образом (действием противника) и реакцией (нашим действием). И чем ближе мы к правильной форме КАТА (шаблону) - тем более точной получается наша форма, созданная с помощью ката. На этом уровне наш Бункай (разбор, "инструкция по применению") является очень простым, формальным. Зачастую он в принципе не может работать, если противник из воображаемого превратится в реального. Но в нашем воображении противник вполне реален, его действия мы видим "как есть" и реагируем на них предписанным способом. И тогда этот Бункай прямо выполняет свою функцию - разъясняет нам отчего и почему мы делаем ту или иную технику. В простом и очевидном варианте. (продолжение следует)

Ответов - 2

МН: Кихон Вернемся к технике. Кихон – база, схема, основа, идеальное по форме выполнение технического или тактико-технического действия. В Dojo мы обычно имеем идеальные условия для отработки. Там и пол отличный, и свет достаточный, и температура воздуха комфортная. И главное – никто не мешает. Противник, если и есть в каких-то вариантах отработки, то работает аккуратно, без жёсткости, тем более без жестокости по отношению к нам. И мы сначала многотысячекратно повторяем те три десятка техник, подобранные Фунакоши по базовым принципам техники каратэ. Изучая эти «приёмы» и всё более стремясь именно к правильной внешней форме (опять ката – теперь ката одного, максимум двух-трех движений), мы доводим наши навыки до автоматизма, до мгновенного технически правильного действия. А потом в этой идеальной форме ищем и находим что-то своё, то, что улучшит, ускорит, усилит именно нашу технику. Помните, на Востоке принято считать, что только в поединке можно самому стать мастером. Конечно, поначалу копировать коллегу по Dojo, именитого мастера, повторять учителя, но только до определенного уровня. И может быть, удастся победить коллегу, может быть получится бить Ura Mawashi Geri так, как бьет известный мастер, и даже стать копией учителя. Но не более того. Пойдешь дальше, победишь себя - перестанешь быть копией, станешь сам мастером. Но это «на макроуровне». Вернемся на «микроуровень». Повторение техники в идеальной форме создаёт платформу, от которой можно продвигаться дальше. Мозгу уже не надо контролировать десятки параметров этого удара, всё действует «на уровне мозжечка». Но в идеальной ситуации. А потом по программе обучения создаются помехи – перемещения, изменение уровней, работа с ритмом. Дальше – больше. Помехи усиливаются – появляется противник. И пусть сначала это не противник, а партнёр, пусть всё снова почти «по детски». Но дальше – больше. Увеличивается скорость, сила, вариативность действий противника-партнера. Помехи разрушают в большей или меньшей степени идеальную форму, но приводят к созданию новых навыков. Где-то мы и плечо потянем (как писал замечательный Мастер М.Накаяма), где-то пяточку оторвём (хотя только что нам это делать запрещали категорически), а где-то вообще ударим не в стойке, а почти в прыжке! Раньше или позже научимся бить в падении, когда нас подсекают, научимся защищаться болевыми приёмами, научимся с удара выходить на захват и удушение и т.п. И всё – с изменениями базовой техники под влиянием противника и иных обстоятельств. И вот тогда поймём, что в арсенале каратэ не 30 «приёмов Фунакоши», а сотни и тысячи. И чем больше будет наш опыт в разных единоборствах, тем больше общего мы найдем. Не сразу, но однажды до нас дойдет, что шаг – это удар, а хикитэ (в том числе) – классический бросок из дзюдо. И что техника иайдо практически идентична технике каратэ. Ну и вообще… (продолжение следует)

МН: Сделаем небольшой перерыв в нашей беседе о кихоне-ката-бункай, а потом обязательно вернемся. В мире всё имеет продолжение, но так же всё возвращается к истокам, зачастую на другом уровне. Спираль ДНК, спираль галактики, спираль истории… Все мы слышали или читали (а кто-то даже принимал в этом участие с той или иной стороны!) о том, что почти все семинары каратэ похожи друг на друга – всегда всё начинается с базовой техники. Будь то семинар для белых поясов, будь то семинар для черных – все встают в строй, все вновь и вновь отрабатывают базовую технику, все ходят с oi-zuki. Нередко участники выражают своё недовольство – мол заплатили деньги, пригласили мастера, а он нас в строй и «ichi, ni, san»! Нам, мастерам черного пояса! И на прошлогоднем семинаре, и два года назад, и пять лет назад! Одно и то же! Что же происходит с нашей техникой за годы тренировок? Неужели мы так и не можем приблизиться к тому идеалу, который требуют от нас наши учителя? Почему снова и снова «kiba-dachi, seiken choku-zuki, ichi, ni, san, si»???? Давайте попробуем вспомнить наши первые тренировки. Конечно, это было давно! У кого-то аж целый год назад. У кого-то десять. У кого-то 30 или 40. Или больше. Но ведь это был первый маленький шаг на бесконечном Пути! И этот шаг вполне стоит того, чтобы его запомнить на всю жизнь. Итак, первая тренировка. Обычно вспоминаются первые более или менее неуклюжие попытки отжаться на кулаках, сесть на шпагат, встать в «стойку всадника». Может быть первые два-три приема защиты, скорее всего «прямой удар кулаком». Вот давайте на нем, этом «прямом ударе кулаком» и остановимся для начала. Поначалу всё элементарно! Всего-то встать в этакую раскоряку, ручки сложить в кулачки, одну сунуть вперед, другую отдернуть назад. Запросто! Правда, через 15 секунд вдруг замечаешь, что твоя раскоряка перестала быть похожей на «стойку всадника», а кулак превратился в фигу. И пройдет месяц-два, а то и больше, прежде, чем удар хотя бы внешне станет отдалённо походить на то, что делает учитель. Внешне. Походить. Помню случай, свидетелем которого я был. На Таганке был зал, где вели занятия Слава Петров и Слава Дмитриев – два пионера советского каратэ. От троллейбусной остановки «улица Войтовича» надо было к спортзалу идти через старообрядческое кладбище, мимо старообрядческой церкви (церковь, кстати, стоит там до сих пор). А на остановке был пивной ларёк. В те давние годы (это была середина 70-х прошлого века) пиво продавали не в алюминиевых банках, а просто «в розлив». Пиво обычно было кислым, разбавленным, летом оно было теплым, зимой в него доливали из чайничка подогретое, чтобы горлышко не застудить. И покупателей всегда хватало, если было пиво. Так вот в тот самый день пиво было. И после тренировки все шли к остановке, где как раз стоял пивной ларёк. Это было после второй или третьей тренировки, когда кажется, что почти все «секреты каратэ» уже познал. Два молодых человека после тренировки приняли по кружечке, а может и по две, ожидая троллейбус. Ну и схлестнулись в диспуте о чем-то высоком. Выглядело это так – оба встали в киба-дачи и с криками «про маму и папу» пытались дотянуться до морды лица «прямым ударом кулаком». Без шуток. Их разняли, продемонстрировать всю смертоносность освоенной ими техники они не успели. И это хорошо. В противном случае могли бы быть и травмы. И не только у того, кому бы прилетел удар, но и у его оппонента. Потому как наши супер-бойцы уже разучились драться «по-уличному», а «по-каратистски» еще не научились. Но вернемся к нашим баранам – через пару месяцев занятий внешне удар уже вроде бы получается. И форма стойки, и форма удара. И чем больше этот удар тренируешь, тем лучше он получается. Тело начинает слушаться, тело начинает чувствовать. Есть только одно «но» - чего-то в этом ударе не хватает. Кому-то силы, кому-то скорости, кому-то и того, и другого, и третьего, и еще чего-то. А почему? Да просто потому, что где-то что-то работает не совсем правильно. А максимальная скорость системы, как известно, равна скорости самой медленной ее составляющей. И если что-то не доделал – толкнулся не правильно, плечико потянул, ручку не отдернул - то удар может и получится похожим на настоящий, только всё равно имитация! Что делать? А всё то же самое. Опять начинать с самого начала – от формы. Исправляя те ошибки, на которые указал учитель. Подтягивая «слабое звено». Опять тысячи повторений. И всё обязательно получится, и всё будет просто отлично! Только вот опять незадача – исправили одну ошибку, тут же прорезалась другая. Ликвидировали её – возникла новая проблема. Даже когда всё здорово, всё равно есть над чем работать. Но опять с самого начала. Опять по спирали. Опять к улучшению, к усилению, к оптимизации. Хорошо, если учитель видит твои проблемы и знает пути их решения. Хорошо, если ты веришь учителю и трудишься, не жалея себя. Плохо, когда возникают мысли – «а я же всегда делал вот так, а учитель мне про эту ошибку ничего не говорил!» Конечно, не говорил – сначала ты бы просто не понял, о чем речь, а потом не всякая ошибка изначальна, многие и многие появляются и проявляются по ходу изучения техники. А что-то и не ошибки вовсе, а просто «слабые места», которые тоже надо убрать. И опять с самого начала. И опять с базы. Но совсем на другом уровне. Потому как спираль хоть и проходит каждый раз одну и ту же «орбиту», на самом деле каждый раз поднимает наше понимание на новый уровень всё выше и выше. (продолжение следует)



полная версия страницы