Форум » Шотокан каратэ-до » Стойки Шотокан » Ответить

Стойки Шотокан

ElenaS: Для классического Шотокан характерны глубокие стойки, сильно загружающие ноги. Часто слышу вопрос: зачем отрабатывать эти стойки, если в кумитэ они никогда не используются (тем более в прикладных ситуациях)? Вопрос постоянно всплывает и на разных форумах по БИ.

Ответов - 52, стр: 1 2 3 4 All

Xavier: Спасибо большое! А какие Вы можете дать рекомендации по формированию правильной камаэ в зависимости от целей и задач поединка, ведь как Вы заметили "в каждом конкретном моменте боя эта "правильность" может быть разной". Ведь можно же вывести основные принципы. Например, камае для средней дистанции и клинча, какие они должны быть? Скажем, я читал так называемой защите центральной линии, когда руки, ноги и положение тела должны быть приведены в такое положение чтобы закрывать наиболее уязвимые зоны. Лично мне это знание помогло понять, как вообще нужно строить защиту и почему именно ТАК надо стоять и передвигаться в классических стойках.

МН: Xavier пишет: А какие Вы можете дать рекомендации по формированию правильной камаэ Очень просто! Всего лишь - оттачивать кихон, оттачивать маай, перемещения, ритм, дыхание, оттачивать кумитэ. В общем - элементарно!

jeannie: Xavier, камаэ - это не только стойка, это ещё и внутреннее содержание. К примеру, когда я психологически прессую противника, это тоже часть моего камаэ в данный момент. Я для себя на данный этапе обучения определила, по крайней мере, один принцип. Чем ближе дистанция - тем выше руки. То есть на дальней дистанции можно стоять посвободнее, а вот на ближней я предпочитаю руки держать повыше, следствие - повышение пассивной безопасности. В ближней "мясорубке" пассивная безопасность ИМХО очень важна. И есть у меня ещё другой принцип - положение локтей, должно быть ощущение, что локти повёрнуты внутрь, но именно ощущение, поскольку на самом деле они конечно не поворачиваются в прямом смысле совсем внутрь. Смысл в том, что если локти растопырены в стороны, то труднее "войти" в противника. Этот принцип я прочитала в книге Танака Масахико, и он помог мне улучшить моё камаэ. Да, и центральную линию я тоже стараюсь "держать". А всё остальное ИМХО зависит от тактики, самочувствия и прочих факторов. Внешне два камаэ могут выглядеть совершенно одинаково, но при этом сильно отличаться по внутреннему содержанию. Вечером приведу определение и принципы формирования камаэ из книги Танака Масахико. Я уважаю этого мастера, лично не тренировалась у него, но один из моих учителей друг Танаки, и он рассказывал о нём. Хотя Танака выступал на турнирах, у него мышление не спортсмена. Вы понимаете, что я имею в виду. Я на будо-формах как-то писала немного о Танаке, могу поискать ссылку. Так что думаю, это хороший пример. Но в любом случае уважаемый Михаил Николаевич дал самый верный совет. В процессе тренировки у Вас появится своё ощущение камаэ. И будут выработаны свои принципы, позволяющие Вам свободно передвигаться, бить и прочее.


МН: jeannie пишет: камаэ - это не только стойка, это ещё и внутреннее содержание Да, конечно. В каратэ вообще "внешнее" и "внутренее" понятия не отделимые.

jeannie: Masahiko Tanaka "Perfecting Kumite". Now I want to point out the most important criteria for kamae in Karate-Do when you face your opponent. 1. Do not let the elbows point outwards, but slightly inwards. 2. Keep your fists so that they can block fast attacks against the upper, middle and lower levels of the body. 3. Do not stretch your arms too much nor bend them too much. Just keep them in a comfortable position. 4. Do not close your fists too tightly, but keep them lightly closed. 5. Keep the hip as far as possible. (This is the first thing to move into a turned away position (hanmi) when you block). 6. The eyes should not be fixed at one point but should try to cocoon the whole body. 7. The hip should not be positioned too high or too low. 8. The center of gravity lies within you. И вот определение kamae: the human instinct of caution and the deliberately focused spirit and body are collectively called kamae.

Xavier: Уважаемый Михаил Николаевич и все участники форума, у меня возник вопрос о значении и назначении положения головы в стойках Шотокана. Не секрет что канонически правильно держать её (голову) высоко, так что бы взгляд был направлен прямо пред собой, а не из подлобья. Однако как говорит Михаил Николаевич «освоил стойку – забудь стойку» , т.е канонические стойки все же отличаются от «рабочих» камаэ, при этом внутри оставаясь все же правильными. Камаэ - короче, выше, собраннее. Лично мне кажется, что немного наклоненная голова в кумитэ позволяет защитить подбородок и вообще уменьшить зону «обстрела» лица для противника, убедился в этом сравнительно недавно, когда пришлось немного подраться. Так же неоднократно видел как на соревнованиях по спортивному Шотокану бойцы пропускали удары в горло и высокоподнятый подбородок. Понятно, что лучше сделать так чтобы в голову вообще не пропускать но, к сожалению это невозможно, если драка уже началась, поэтому я предлагаю обсудить вопрос о положении головы в кумитэ. Как правильно построить пассивную защиту головы? Является ли неправильным прижимание подбородка к груди с точки зрения поединка? И почему же в ката нужно чтобы голова была поставлена строго прямо?

МН: Держать голову, руки, ноги (и прочие части тела) надо так, чтобы было удобно. На мой взгляд (это всего лишь мой частный взгляд!) наклоненная голова - неудобно. "Загородить" шею подбородком - примерно то же самое что загородить лбом темечко. Те же яйца, только в профиль. Плюс к тому - любое чрезмерное искривление позвоночника вызывает более или менее сильные "зажимы" мышц. Мы знаем, что для максимального "напряжения" (кимэ) требуется максимальное расслабление. А "зажим" практически любой из мышц, или группы мышц, обязательно приведет к тому, что нужные нам для работы мышцы не будут расслаблены, и, соответственно, не смогут развить максимальную силу в нужный нам момент. Вытянутая вперед, или наклоненная вперед шея напряжена. Это, кроме всего прочего, еще и дыханию мешает.

МН: Xavier пишет: Как правильно построить пассивную защиту головы? Боксеры поднимают плечи, таэквондисты надевают шлем, самбисты прижимают подбородок, кёкушиновцы поднимают руки... А правильные шотокановцы не пропускают удары в голову

Ritter: Ну вообще само по себе опускание подбородка вопрос не решит. Боксеры вместе с опусканием подбородка, как уже отметил МН, поднимают плечи. Одно без другого тут бесполезно, и это у них неотъемлемый элемент всех подставок и уклонов. При этом даже в боксерских методичках я встречал, что опущенное (как в каратэ) плечо повышает силу удара, и единственное почему авторы не могут рекомендовать всегда опускать плечо, это то, что в боксе поднимание плеча является элементом защиты. Вот моего младшего брата его тренер по боксу заставляет сейчас качать плечи и трапеции, чтобы "было чем прикрыться". Тогда дополнительное перекрытие ладонью может и не понадобиться. Это в общем-то несколько меняет и технику удара, и распределение работы по мышцам. Если в цуки относительно больше работает грудь, то в боксерском прямом - трапеция и дельта плеча. Мое резюме - есть минусы и есть плюсы. Но вообще мне кажется этому тоже полезно учиться. Что такое пассивная защита головы не очень понятно Видимо это закачка шеи борцовскими мостами и упряжью для шеи чтобы сильная шея частично амортизировала удар в голову... Имхо не помешает, но при хорошем попадании не спасет. МН пишет: А правильные шотокановцы не пропускают удары в голову Хм.. где бы найти такого идеального "сферического шотокановца в вакууме". Я думаю, все иногда пропускают... Но доску я бы стал бить все же как каратист)) Кстати еще про стойки... во время длинных выходных посещал с братом бокс и меня там назвали "конькобежцем", за то что скользил вдоль пола "на расстоянии листа бумаги".

Р.Л.: Ritter пишет: Кстати еще про стойки... во время длинных выходных посещал с братом бокс и меня там назвали "конькобежцем", за то что скользил вдоль пола "на расстоянии листа бумаги". ИМХО для боя против боксера такая манера передвижения малоэффективна. Челнок боксерский более подвижен и дает гораздо большую силу. МН пишет: В каратэ вообще "внешнее" и "внутренее" понятия не отделимые. Хотелось бы подробнее.

Ritter: Р.Л. пишет: ИМХО для боя против боксера такая манера передвижения малоэффективна. Челнок боксерский более подвижен и дает гораздо большую силу. Спорное утверждение. 1) В чем смысл играть в чужую игру, если нужно навязывать свою? 2) Челнок, насколько я вижу в этой секции, у меня освоен не хуже чем у средних боксеров, настолько что я себя чаще всего заставляю его выключать и отрабатывать другие виды передвижений. Силы он сам по себе имхо вообще не дает. Выгода этой манеры передвижения в основном в раздергивании противника, но не в силе. Там же тренер по боксу своей молодежи, работающей на соревнования, рекомендует только двигаться в челноке, а бить с полной стопы, особенно легковесам, кому не хватает своей силы.

МН: Р.Л. пишет: Хотелось бы подробнее. Подробнее - у учителя. "На пальцах" это объяснять трудно. Да и неинтересно мне.

Хохол: Для классического Шотокан характерны глубокие стойки Это для какого-такого "классического"? От Накаямы? Или от Фунакоши? Насколько я знаю, для шотокана от Фунакоши характерны смены стоек: из высоких в низкие, из широких в узкие. Как правильно отметили коллеги из ушу: стойка это способ генерировать силу. Если же будут только низкие и глубокие стойки, то вы выключаете как минимум два способа вложения сил. И эти два способа наименнее энергозатратные. МН пишет Я бы начал с опорной ноги. Она "смотрит" прямо вперед. Это ухудшает устойчивость, не дает возможности быстро и точно остановиться при шаге вперед. В Кёкушинкай (если судить по книгам М.Оямы) передняя стопа действительно "смотрит" вперед. Так что для Кёкушинкай это правильно. Так как же правильно? И почему то что правильно для кекушина не правильно для шотокана?

МН: Хохол пишет: Это для какого-такого "классического"? От Накаямы? Или от Фунакоши? Шотокан Фунакоши исчез со смертью мастера. Думаю, что "классическим" нынче правильно называть Шотокан М.Накаямы. Мы, во всяком случае, ориентированы именно на него. Хохол пишет: Так как же правильно? И почему то что правильно для кекушина не правильно для шотокана? Уже это обсуждали многожды. Разные тактики, разные дистанции, разное оружие. В Шотокан - длинный шаг, жесткая остановка. "Тормозить" удобнее всей стопой (стопа повернута вовнутрь, внешнее ребро стопы жестко стопорит). В Кёкушинкай атаки с короткой, максимум - со средней дистанции. Жесткое торможение не нужно, более того - при наличии гедан маваши как одной из основных техник просто опасно. Но это ( в части, касающейся Кёкушинкай) всего лишь мои предположения. Мне трудно проникнуть в суть замыслов создателя этого вида рукопашного боя

Хохол: А что если я вам скажу, что развернутая внутрь стопа нужна не для торможения (что несколько абсурдно, т.к. чуть вывернутая нога имеет большое сухожильное напряжение и, соответственно, больше шансов вывернуть ногу), а для продолжения движения. Недаром кекушинцы ходят прямо, а в шотокане полулунным шагом. Кекушин создан как спорт, а в шотокане ОСТАЛИСЬ еще корни от БИ. После Накаямы немного... но и этого с лихвой хватает увидеть потенциал каратэ как Боевого Искусства. Стопа внутрь нужна для полулунного шага, как способ входа змейкой и ухода с линии атаки.



полная версия страницы