Форум » Шотокан каратэ-до » КАК УЧИТЬ КАТА. » Ответить

КАК УЧИТЬ КАТА.

МН: По-моему, в русском языке эта фраза имеет как минимум 2 значения - КАК ИЗУЧАТЬ КАТА и КАК ОБУЧАТЬ КАТА. Начну, пожалуй, с первого.

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

МН: ИЗУЧАТЬ КАТА надо вдумчиво, с пониманием их смысла. Иначе ката превращаются в гимнастику, а их изучение - в мартышкин труд. Процесс запоминания (таких технически сложных вещей как ката в особенности!) у разных людей различен. Кто-то лучше запоминает телом, кто-то - от зрительного образа, кто-то - от названий техники и т.п. Кто-то в состоянии в общих чертах повторить ката после 3-4 исполнений. Кому-то надо изучать ката пошагово, каждое движение, каждый элемент по отдельности. Есть несколько этапов освоения ката. 1. Повторение общей формы, без нюансов по акцентам, дыханию, ритму и т.п. 2. Изучение основных комбинаций ката. 3. Изучение бункай. 4. Переходы, развороты (эмбусэн). 5. Изучение вариантов ката. На мой взгляд, ката можно считать "освоенным" уже через 2-3 месяца практики. Да, еще возможны ошибки, возможно "выпадение памяти" посреди ката, но при правильном настрое ката уже делается свободно и без раздумий. Через год-два практики ката уже осваивается на уровне "спинного мозга", и дальше уже можно шлифовать отдельные "узловые" моменты.

Первопроходимец: МН пишет: По-моему, в русском языке эта фраза имеет как минимум 2 значения - КАК ИЗУЧАТЬ КАТА и КАК ОБУЧАТЬ КАТА. Начну, пожалуй, с первого. \ Меня как раз это интересует на настоящий момент больше :) МН пишет: ИЗУЧАТЬ КАТА надо вдумчиво, с пониманием их смысла. Согласен. Но чаще получается, что ката преподаются как просто набор техники. Вам не встречались учителя, которые вообще запрещают задавать вопросы? Мне встречались. МН пишет: Процесс запоминания (таких технически сложных вещей как ката в особенности!) у разных людей различен. Кто-то лучше запоминает телом, кто-то - от зрительного образа, кто-то - от названий техники и т.п. Кто-то в состоянии в общих чертах повторить ката после 3-4 исполнений. Кому-то надо изучать ката пошагово, каждое движение, каждый элемент по отдельности. Ну не знаю. Мне как-то проще подряд повторять и запоминать. По этапам. п.1 и п.4 не одно и то же?

МН: К сожалению, встречались и такие учителя. По этапам п.1 и п.4 - не одно и то же. п.1 - это "общий рисунок" ката. Когда нет еще точного "прицела", динамики, нет еще понимания смысла перемещений. п.4 - это те нюансы, который превращают бессмысленную беготню по татами в "энциклопедию каратэ".


Первопроходимец: Понял, спасибо.

ElenaS: Первые соревнования после отмены запрета на каратэ проходили в Минске. Это был чемпионат Союза по ката. Впервые проводились соревнования среди женщин. Первое место заняла участница из Минска. Как она сама рассказывала, ката для 3 кругов она начала учить где-то за месяц до турнира. Для профессиональной танцовщицы выучить и повторить движения, которые ей показывал ее инструктор, оказалось привычной и ежедневной задачей. В перерывах между кругами она еще и выходила с танцевальными номерами (турнир проходил в здании цирка). А вы говорите акценты...ньюансы.... На соревнованиях главное - хороший судья

МН: Да уж, один из судей - г-н Вунш. Человек взялся судить соревнования по ката, НЕ ЗНАЯ ЭТИХ КАТА! Возникла совершенно скандальная ситуация, когда один из тренеров (А.Гендриксон) был вынужден собрать всех судей и тренеров с одной целью - указать на ошибки в судействе.

Kyohan: В самом начале изучения ката иногда меня "переклинивало": начинаешь делать канку, а переходишь на 4 хейан.

wrkba: ElenaS Первое место заняла участница из Минска. Как она сама рассказывала, ката для 3 кругов она начала учить где-то за месяц до турнира.. ========================= Помню я этих циркачей, это были муж и жена, он работал акробатом в цирке а она в кордебалете. Каратэ они занимались месяца три, четыре и уже стали чемпионами "перестроечного СССР". а в то время всякое возможно было. Они приехали в Ростов на первенство ВЦСПС, кажется в 1985 году и заняли в ката первые места. Впечатление от их выступления было не однозначное, казалось, что ты смотришь не серьёзное каратэ, а какую-то плохую пародию, с бесконечными прихлопываниями и притоптываниями и всякими цирковыми ужимками, только, что в конце выступления они не вскидывали руки вверх в комплименте и не выкрикивали "АП!", а так сплошной цирк, но судьи тогда были мало компетентны, особенно в ката. На этом фоне очень выделялись воспитанники Гендриксона, чувствовалась рука мастера.После эти соревнований сборная команда должна была поехать в Мексику на чемпионат Мира, насколько мне известно успех там был минимален, а об этих "катистах" очень скоро все вовсе забыли. Люди начали выезжать за кордон, сами видели как это все есть на самом деле, учились у достойных мастеров и такие "перестроечные номера" уже не проходили.

МН: wrkba пишет: Они приехали в Ростов на первенство ВЦСПС, кажется в 1985 году Это вряд ли. С 1983 по аж 1988 год никаких соревнований по каратэ (и уж тем более в профсоюзах!) не было. Они появились попозже. Где-то как раз году в 1988-89.

wrkba: Возможно я в датах ошибся, но не ошибся в самом действии!

МН: wrkba пишет: Возможно я в датах ошибся, но не ошибся в самом действии! Да, это так. Но, думаю, тут проблема не только в перестройке :) Когда судьи оценивали удар "на звук", когда "аи-учи" было популярной оценкой, а "мубоби" давали за отсутствие ударов ногами - чего было ожидать от судей в ката? Многие из них вообще судили "по ощущениям"....

wrkba: К сожалению это так. Да и сегодня не все судьи знают, что делают.

КОI: ElenaS пишет: Для профессиональной танцовщицы выучить и повторить движения, которые ей показывал ее инструктор, оказалось привычной и ежедневной задачей. wrkba пишет: Впечатление от их выступления было не однозначное, казалось, что ты смотришь не серьёзное каратэ, а какую-то плохую пародию Тогда в чем по вашему смысл изучения ката? Если эта танцорка делала ката хорошо и правильно, то значит её учили хорошо и правильно. Получается, что слова о том, что ката можно выучить только за несколько лет и тысячи повторений это просто для того, чтобы дольше тянуть деньги с учеников.

МН: КОI пишет: Тогда в чем по вашему смысл изучения ката? Если эта танцорка делала ката хорошо и правильно, то значит её учили хорошо и правильно. Получается, что слова о том, что ката можно выучить только за несколько лет и тысячи повторений это просто для того, чтобы дольше тянуть деньги с учеников. Да, выучить ФОРМУ легко. Пара недель практики - и вы уже перемещаетесь на татами по заданной траектории, вовремя вытягиваете руку и выпрямляете ногу, своевременно пищите "кья" и т.п. Только вряд ли это можно назвать каратэ. Имитация - так можно. А каратэ - вряд ли. Этим как раз каратэ отличается от всевозможных имитаций. Там (в имитациях) всё вроде как бы правильно. И взгляд суровый, и каратэ-ги выглажено, и ножка выше головы летит.... Только вот на самом деле - не то. Помню, много лет назад на экзамене у Р.Хаберзецера сдавал один каратист на черный пояс, делал в числе прочих ката Бассай Дай. Не сдал. Причина - "А крепость-то ты не взял..." (кто не в курсе - "Бассай" переводится как "Взятие крепости"). Ката изучают и практикуют с разными целями. Кто-то, вполне допускаю, и для того, чтобы занять первое место на каком-нибудь турнире. Кто-то - потому как получить очередной пояс без знания ката невозможно (во всяком случае в каратэ). Кто-то ищет в ката "смысл" каратэ. А этот процесс - бесконечен как и сам Путь.

Сергей С.: МН пишет: Да, выучить ФОРМУ легко. Так ката это и есть форма. МН пишет: Этим как раз каратэ отличается от всевозможных имитаций. Там (в имитациях) всё вроде как бы правильно. И взгляд суровый, и каратэ-ги выглажено, и ножка выше головы летит.... Только вот на самом деле - не то. Можно подробнее?

МН: Форма - всего лишь один из необходимых компонентов. Но кроме формы должно быть и содержание. Подробнее - вы можете сделать ката, не "вдаваясь в подробности". Не расставляя необходимых акцентов, не подключив "сверхсилу" где надо, не расслабившись вовремя. Вы можете не дышать так, чтобы достичь максимальной силы. Вы можете не использовать все свои резервы для достижения максимальной эффективности техники. Всего лишь ИЗОБРАЖАЯ ката. К сожалению, именно так имитируют ката в частности и каратэ вообще во многих школах.

Гость-5554: МН пишет: К сожалению, именно так имитируют ката в частности и каратэ вообще во многих школах. Есть хорошие видео, где японцы делают. Там и сила есть и всё реально.

VANO: МН пишет: К сожалению, именно так имитируют ката в частности и каратэ вообще во многих школах. Но ведь правильный путь как раз от общего к частному, от формы к подробностям. Всегда сначала изучают просто форму. И лишь после переходят к нюансам техники и проч. Или у вас какие-то другие методы?

МН: VANO пишет: Или у вас какие-то другие методы? Нет, общую схему вы изложили правильно. Но мы в эту схему добавляем еще и изучение (достаточно глубокое!) отдельных комбинаций ката, учимся их применять в различных вариантах. Отсюда - понимание выполняемой техники уже с самого первого занятия. Плюс к тому - пытаемся не имитировать, а реально выполнять и отдельные элементы техники. Вот и получаем в результате не имитацию, а реальное исполнение.

master: МН пишет: КАК ИЗУЧАТЬ КАТА и КАК ОБУЧАТЬ КАТА. я бы начал со второго (в смысле - кто обучает)

Боец: Ну так и начни. Видно плохо ты учился.

МН: 7 лет назад начал тему, но не закончил её. Попробую сейчас разобраться со второй частью. Есть по меньшей мере пара способов обучения учеников новым ката. Периодически применяем оба на разных учениках, на разной степени готовности к новому материалу и т.п. Итак, способ первый: 1. Демонстрация ката. 2. Повторение в медленном темпе с учениками. 3. Подробное изучение отдельных комбинаций. Сначала в режиме "инструкции", потом, по мере освоения, в режиме "разбора". Второй способ: 1. Выделение и изучение отдельных технических и тактических элементов ката. 2. Объединение комбинаций в единую "композицию". 3. Повторение, бункай, повторение, бункай.

ElenaS: Обычно к началу изучения новой ката около 90% необходимого кихона (базовой техники) уже изучалось и отрабатывалось в каком-то объеме. Однако в каждой из 26 обязательных ката Шотокан есть техники или комбинации специфические именно для этого комплекса. Полезно бывает поработать над этими комбинациями отдельно: по воздуху, в парах на 1 шаг и вводя в обусловленный спарринг.

ВВВ: По-моему, в ката очень много повторений.

МН: Если учесть, что всего "приёмов" в каратэ около 3 десятков, а только официальных ката (в Шотокан) меньше 30, то повторов действительно много. Но... дело в том, что даже одинаковые технические действия в ката зачастую делаются совершенно по-разному. Иногда даже в одной ката одна и та же техника делается из разных стоек, в разных направлениях и т.п.

МН:

МН: Нашел интересную цитату из книги создателя Шотокай Сигеру Эгами: «Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкьёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно - и все. И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая трени-ровку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают. На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными, Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело. Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом. Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений. Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня. Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока, в самом деле, не упадете наземь. Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкьёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал. Попробуйте выполнить ката Тайкьёку за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро. Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка... Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы».

Edward_SD: Интересная цитата и очень ЗНАКОМЫЕ ощущения, особенно на сдаче:)

Ritter: Edward_SD пишет: Интересная цитата и очень ЗНАКОМЫЕ ощущения, особенно на сдаче:) Смысл-то как раз другой: здесь говорится о многократном повторении одной ката. Скорее, это про практику 100 ката. И там как раз ощущения реально схожи.

Edward_SD: Согласен, но о практике 100 ката итак все понятно. Почти 100% совпадение ощущений. И в цитате из книги (что привел МН выше) все подробно расписано. Я имел в виду, что на сдачах есть тоже подобные ощущения, когда доходишь до "своей грани", постоянно бросаешь вызов себе. Кажется, что силы вот вот закончатся ... закончатся ...но они не заканчиваются. Организм опять находит резерв. И работаешь уже на подсознании, время приобретает какое-то иное свойство. Что-то вроде "резины". То 3 минуты очередного спарринга тянутся невообразимо долго, а то пролетают в одно мгновение. Теория относительности:) Немного отошел от темы поста, но суть думаю понятна.

МН: Наконец-то нашел ролик. Смотреть со звуком!

МН:

МН: Во как! Пляска святого Витта! А вот еще!



полная версия страницы