Форум » Шотокан каратэ-до » Бункай в каратэ » Ответить

Бункай в каратэ

Студент: Какие мысли? Насколько это нужно знать начинающим? Есть ли практика создания новых бункаев? Мы на занятиях получаем какие-то отрывочные фрагменты бункаев. Когда проходит какое-то время нам дают совершенно другой бункай на ту же самую технику.

Ответов - 252, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

МН: Тема большая и интересная. Пока, для «затравки», в нескольких словах: Начинающим знать бункай необходимо, так как иначе изучение ката становится бессмысленной гимнастикой. Бункаи создавались, создаются и будут создаваться. И Вы тоже будете создавать свои бункаи, по новому осознавая ката. Надеюсь, что тема не оставит равнодушными других участников форума.

Kun: на kempo.ru кто-то провел интересную аналогию изучения карате и разговорного иностранного языка. Кихон - это разучивание грамматики и словарного запаса; ката, это составление смысловых фраз, а кумитэ, это непосредственное общение, сперва на заданные темы, потом на свободные. Конечно, немного упрощенная аналогия, но мне понравилось. Бункай, мне кажется, это как раз отработка ситуаций, в которых надо применять заученные фразы. Конечно, одну и ту же фразу можно использовать в разных ситуациях, потому стоит ли удивляться разной интерпретации бункай для одного элемента ката?

МН: Kun пишет: цитатакумитэ, это непосредственное общение «Бокс - это обмен мнениями посредством ударов» (х/ф «Первая перчатка») Любое сравнение всегда хромает. И Кихон - не только азбука. И Ката - не только грамматика. И Кумитэ - совсем не только «общение» с противником. Kun пишет: цитатастоит ли удивляться разной интерпретации бункай для одного элемента ката? Конечно, не стоит. Более того, множество интерпретаций одного и того же элемента бункай - это как раз и есть «энциклопедия каратэ». Именно разнообразие бункай позволяет объяснять одну и ту же технику с разных сторон, от разных задач, для разных ситуаций.


ELF: И именно поэтому одно-единственное ката может стать бесконечным тренажером…

МН: ELF пишет: цитатаодно-единственное ката может стать бесконечным тренажером Да, в теории. На практике - 3-4 ката это оптимум. А ЗНАТЬ НАДО ВСЕ ПО ПРОГРАММЕ ЭКЗАМЕНОВ

Kun: В догонку, если позволите, вспомнился семинар прошлогодний, который проводил местный немец, 5ый дан DKV. Имя не помню, сорри. Семинар был для «цветных» - до 3го кю. Начал он с того, что, говорит, самая важная ката для вас, это Хейан Шодан, потому что если вы в ней делаете ошибки, то все остальное дальше учить не много толку. Поэтому, говорит, будем работать сейчас именно над этой ката. И спрашивает, что означает первое движение - из йой переход в ценкутсу-дачи с гедан-бараи. На наш «цветной» взгляд это означало блок мае-гери чудан с последующей атакой. На что тренер возразил, что если вы заблокировали мае-гери чудан и встали в ценкутсу-дачи, глядя прямо на противника, то не удивляйтесь, если вам цуки в репу (йодан яп.) прилетит. На самом деле, он говорит, это движение может многое означать - начальная фаза гедан-бараи, это может быть и блок от маваши-гери-чудан (локтем), и даже от цуки-йодан (предплечьем), а сам гедан-бараи - атакой в гедан или чудан. В-общем тогда он здорово показал, что важно понимать «жизнь» техники, оценивать применимость. В чем, наверное, и есть одна из задач бункаи.

Петрович: Кихон - это разучивание грамматики и словарного запаса; ката, это составление смысловых фраз, а кумитэ, это непосредственное общение, сперва на заданные темы, потом на свободные. Мелковато это как-то ИМХО. Скорее так: Ката - это книга, кихон - буквы, слова и фразы, бункай - цитирование, изложения и сочинения на тему, кумитэ - общение при помощи слов и фраз на основе словарного запаса и литературного уровня, дзию и сиай кумитэ - литературный диспут. И все равно - это очень бледная аналогия Каратэ - подобно жизни, ни в какое клише не уложишь

МН: Любые аналогии ВСЕГДА хромают. Для меня ката и бункай - это ФОРМА и СУТЬ. Есть два взаимосвзязанных понятия - ТАЙ и Ё. И если ТАЙ - это ката, то Ё - это кумитэ. Но как в ТАЙ всегда присутствует Ё, так и в Ё всегда имеет место ТАЙ. И «место пересечения» - это бункай.

ШПОН-О-КОННОР: мда...все это здорово..забавно другое..то что лежит в ката на поверхности в рамках бункай становится неприменимо: Kun пишет: цитатаНа наш «цветной» взгляд это означало блок мае-гери чудан с последующей атакой. На что тренер возразил, что если вы заблокировали мае-гери чудан и встали в ценкутсу-дачи, глядя прямо на противника, то не удивляйтесь, если вам цуки в репу (йодан яп.) прилетит. а в конечном итоге по сути своей все упирается в опыт и фантазию + умение импровизировать на месте.. другое дело, что , если взять к примеру классическую музыку, то все равной она стоит выше джаза...хотя вроде там «полет души», ан нет:исполнение классического произведения правильно и с «душой«ценится не меньше чем хорошее соло...вот так вот P.S. а еще я тут наткнулся где то, что блоков вроде аге-уке не было..а блоки такие придуманы для нас , тупоголовых, чтобы проще учить было...и все становится совсем весело

МН: ШПОН-О-КОННОР пишет: цитатавсе упирается в опыт и фантазию + умение импровизировать на месте.. Импровизация? Ну, видимо, в некоторой степени. Хотя ближе по сути не импровизация, а знание способов реального применения. ШПОН-О-КОННОР пишет: цитатаблоков вроде аге-уке не было..а блоки такие придуманы для нас , тупоголовых, чтобы проще учить было Не совсем так. Праобразы этих блоков существуют как в окинавских стилях, так и в китайских. Но, на мой взгляд, некоторые из этих блоков малоприменимы как на практике, так и в спортивном поединке. И изучение их - часть «традиции».

Практик: Уважаемые! Похоже, я тут чуть ли не один практик. Все остальные похоже теоретики. У меня вопрос не общий, а совершенно конкретный. Кто может объяснить концовку третьего хяна?

МН: Практик пишет: цитатаПохоже, я тут чуть ли не один практик. Все остальные похоже теоретики. Довольно смелое заявление. Что ж это Вы, уважаемый «практик», не в состоянии понять смысл концовки «третьего хяна»? С точки зрения «теории» тут всё элементарно - освобождение от захвата. А на практике - посложнее.

Петрович: Практик пишет: цитатаПохоже, я тут чуть ли не один практик. Такой - один! Это точно Практик пишет: цитатаКто может объяснить концовку третьего хяна? Вот тут у меня практически возникли теоретические вопросы: 1. Зачем практику какие-то объяснения? 2. Что какой-то теоретик может объяснить настоящему практику? 3. Что хорошего может почерпнуть настоящий практик в этом теоретическом словоблудии? 4. А что кроме концовки у практика больше нет непонятностей по третьему хейану? 5. А в других хейанах практику все понятно? 6. Практик дошел только до третьего хейана или шагнул значительно дальше? 7. Практик сомневается в своем критерии истины? 8. Давно практик практикуется? 9. Вопрос риторический - практически - КОАН: Кто может объяснить концовку третьего хейана???!!! 10. Вопрос от меня: кто может объяснить начало третьего хейана? Петрович (теоретически - вроде практик, а практически - вроде теоретик, в общем - хрен поймешь)

МН: Однажды на семинаре у Хаберзецера возник вопрос о том, что некоторые элементы бункай (в разных ката) являются абсолютно нежизненными. Ответ был любопытным: «Некоторые ката в современном виде являются результатом ОШИБОЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАДИЦИИ. Мастера, вводившие их в практику каратэ, не знали сути этих ката. А эти «нежизненные» элементы просто пришли из более древних «пластов» боевых искусств, в частности из чрезвычайно формализованных китайских тао».

Практик: Не зацикливайтесь на своей практичности или теоретичности 2Петрович Прошел уже и третий хян и много чего еще. У меня проблема не в моих знаниях, а в знаниях инструктора. С техникой проблем никаких, а вот любой вопрос по другим вопросам задавать бес толку. Или пошлет, или просто отмолчится. Принцип «делай как я и не спрашивай ничего».



полная версия страницы