Форум » Шотокан каратэ-до » Ката в традиционном каратэ-до » Ответить

Ката в традиционном каратэ-до

ElenaS: Некоторые современные мастера постоянно пытаются «расчленить» каратэ-до на составляющие и придать этим составляющим большую или меньшую важность.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

ELF: Привет, Петрович... :-) Этот полный комплекс: Тен-но ката (ката Небес), Дзи-но ката (ката Земли) и между ними ката Человека – Дзин-но ката – начисто «изобретен» сынулей J - Гико (Йоситака). Ката Сёто тоже недоделанный новодел Йоситаки. Говорят его знал Эгами, но считал его неудачным и поэтому никому его не передавал. В данном случае «ката» означает не привычный «формальный комплекс», а – «упражнение» или даже проще – «тренажер». И относятся они в Сётокай не к разделу Ката, а к разделу «Кумитэ». В обучении по методам мастера Накаяма они просто не нужны... Все дело в том, что у нас свободные поединки разрешены только коричневым и черным поясам (других цветов у нас нет), а это не ранее 8-10 лет занятий, а поскольку ученикам технику надо отрабатывать, то для этого и используется Тен-но ката (Иппон-кумитэ). Применяется уже на первом месяце обучения. С его помощью отрабатывается все, что необходимо будет применять в Дзиу-кумитэ. Хакк(ё)о (так иногда в Японии называли Сотин), Сёин (другое название Тинте).

Петрович: ELF Спасибо.

Валдай: ELF пишет: Этот полный комплекс: Тен-но ката (ката Небес), Дзи-но ката (ката Земли) и между ними ката Человека – Дзин-но ката – начисто «изобретен» сынулей J - Гико (Йоситака). Ката Сёто тоже недоделанный новодел Йоситаки. Говорят его знал Эгами, но считал его неудачным и поэтому никому его не передавал. Неужели в Шото-кан не хватает традиционных классических ката? На мой взгляд даже перебор.


МН: Валдай пишет: Неужели в Шото-кан не хватает традиционных классических ката? Вполне хватает. Валдай пишет: На мой взгляд даже перебор. "Перебор" для 5 лет занятий? Для 25? Для 50? Для чего "перебор"? Знания и умения лишними не бывают.

ElenaS: Когда в руки попадает какой-нибудь опус от любителей всех построить и строем вести, сразу вспоминается создание "единого стиля советского карате", устрояемого под чутким руководством коммунистической партии и комсомола.... К примеру: "Ката является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как: средство технического обучения и совершенствования; средство физической подготовки и физического совершенствования; средство психологической подготовки; средство физической культуры и двигательного долголетия; источник информации и средство интегрального самосовершенствования; средство экспертной оценки подготовленности и специальных знаний занимающихся каратэдо. " из статьи "Анализ критериев и технология экспертной оценки участников аттестационных семинаров и соревнований по ката каратэ" Сергей КОСОРОТОВ, Алексей ГОРБЫЛЁВ

ЕАР: А что тут неправильного?

ElenaS: По сути все правильно, но глядя на этот великолепный образец советского "научного" канцелярита, вспоминаются очереди в первый и третий отдел, "разрешители" публикаций и берет оторопь. Можно все тоже самое написать хорошим литературным языком и, главное, постараться сохранить в описании боевое ИСКУССТВО. Об эмоциональном удовольствии при хорошем исполнении ката (самой-то всегда "видно", когда нахалтуришь) очень мало кто пишет. Я делаю ката не для подготовки к соревнованиям, не так, чтобы понравиться судьям, не в духе последних разъяснений одной из сотни международных федерация, а так как чувствую правильным, так чтобы самой что-то понять. Хорошо, что есть кому поправить и научить Наши "искусствоведы" всегда пытаются "музыку разъять как труп" и описать ката как в протоколе вскрытия.

ЕАР: А я считаю, что в советской систематизации и классификации есть, в данном конкретном случае, только положительные аспекты, просто, следует определять, для кого конкретно они нужны. Для преподавателя, который хочет быть компетентным, я думаю, в самый раз. Можно писать литературным языком, но в этом, опять же, в данном случае, нет необходимости, т.к. это не беллетристика. А т.к. ката - это не творчество, а конкретно строго определенная форма (что следует из собственного названия), образец... то делать его нужно так, как того требуют, а не так, как чувствуется правильным. У моего товарища нога не поднимается выше пояса, он в ката чудан гери делает так, как ему кажется верным - в уровень гедан. Хотя, вполне мог бы поправить растяжку и делать так, как заложено в установленной форме. Разумеется, когда Ваш уровень высок и Вы можете позволить себе отойти от формы - это становится уже Вашей собственной ката Вашего собственного стиля. Тогда Вам подобного рода разъяснения не нужны и Вы ориентируетесь на ощущения, меняя ритм, амплитуду и т.п. А на этапе подготовки преподавателей - подобного рода инструкции и описания очень хорошо вписываются в общую канву.

МН: ЕАР пишет: на этапе подготовки преподавателей - подобного рода инструкции и описания очень хорошо вписываются в общую канву На мой взгляд, гораздо важнее не эти заклинания, а способность ученика понимать ката. Кстати, неспособность ученика ударить в чудан (бывает и такое!) не должна мешать ему изучать ката и получать удовольствие от их исполнения. Что касается "строго определенной формы", то Вы, безусловно правы. Но есть один нюанс. Каратэ (как и Будо вообще) - это в значительной степени искусство. И как любое искусство оно индивидуально. Миллионы людей играют Баха, но все по-разному. Миллиарды раз рисовали женское лицо, но все по-разному. Так и каратэ. Можно один и тот же Хэйан Шодан делать так, что челюсть от скуки судорогой сведет, а можно прожить за эти 40 секунд настоящую схватку с противниками, продемонстрировать свой дух, победить себя, уничтожить противника. И всё это в рамках строго определенной формы :) А по трафарету картинки штамповать не интересно. Ремесло это, а не искусство. Есть множество "научных трудов" о технике Леонардо да Винчи. Только вот ни один из этих высоколобых ученых ничего подобного Джоаконде не написал. И вряд ли напишет :)

ЕАР: Разумеется, необходимость в способности ученика понимать ката, никто не отменял. Я ведь этого не писал. Также, как и не написал о том, что при невозможности поднять ногу выше пояса, нельзя выполнять ката, в которых это предполагается. Однако, при отсутствии противопоказаний, желательно все же научиться это делать, Вы ведь, наверное, не станете с этим спорить? Безусловно, внутреннее наполнение ката это важнейшая вещь. Но приходить к ней я бы, все таки, порекомендовал, после полноценной базовой подготовки - освоения установленной формы без каких либо собственных дополнений или изменений. Иначе, мы рискуем стать писателями, не прочитав предварительно книжек других авторов - как в известном анекдоте. Для того, чтобы круто писать маслом, я думаю, начинают все же с базовых элементов, трафаретов, пррорисовок отдельных частей тела и природы. Кстати, Мона Лиза, лично меня не впечатлила. Знакомство и освоение формы - совершенство в ней - отход от формы и обретение естественности. Сю - ха - ри. Думаю, мы понимаем, что отход от формы - это уже уровень мастерства.

МН: ЕАР пишет: Знакомство и освоение формы - совершенство в ней - отход от формы и обретение естественности. Сю - ха - ри. Думаю, мы понимаем, что отход от формы - это уже уровень мастерства. Да, естественно. Но я за 35 с лишним лет своего изучения каратэ и за 32 с лишним года своего преподавания каратэ абсолютно не страдал и не страдаю от того, что мне не посчастливилось узнать мнение г-на Косоротова о ката. А те люди, мнение которых по этому поводу меня интересует, предпочитают не заниматься "расчленёнкой" :) Чтобы рассуждать о вкусе устриц надо хотя бы их попробовать :) А то получается как в том описании слона у трех слепцов. В принципе - всё правильно. А по сути - псевдонаучная ерунда.

Keltec: Блин! Всё пропало! Жизнь прожита зря! Я не читал Косоротова. Как пережить? Пойду сделаю себе харакири.

МН: Миша! Не убивайся так! Ты же так не убьешься! Каждому своё. Кто-то изучает каратэ. А кто-то..... пишет об этом почти научные труды :)

ЕАР: Мнение г-на Косоротова о ката меня также не интересует, но написано в рассматриваемом нами куске текста совершенно верно. Как Вы сами указали - "в принципе все правильно". А делает г-н Косоротов ката или нет, и как он их делает, меня не волнует. Лично я думаю, что не делает. Однако мы говорили конкретно о тексте, написанном нелитературным слогом, а не о его авторе.

МН: Да верно! Верно. Но какое отношение это имеет к ката вообще? К каратэ? Ну напишет еще какой-нибудь "исследователь", что ката - это последовательное сокращение мышц. И что с того?



полная версия страницы